0
160
Газета Печатная версия

10.11.2025 17:44:00

Может ли газ заменить бензин

Ускоряется развитие рынка альтернативного топлива для автомобилей

Алексей Фаддеев

Евгений Рудаков

Об авторе: Алексей Михайлович Фаддеев – руководитель отдела специальных проектов департамента исследований ТЭК ИПЕМ; Евгений Николаевич Рудаков – заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ.

Тэги: гмт, газомоторное топливо, концепция развития, актуальность применения, электромобили


гмт, газомоторное топливо, концепция развития, актуальность применения, электромобили Для российских условий приоритетом является автомобиль на газе, а не на электричестве. Фото РИА Новости

Сектор газомоторного топлива (ГМТ) активно развивается в России. За 2015–2024 годы потребление природного газа в качестве моторного топлива выросло с 0,5 млрд до 2,5 млрд куб. м (в пять раз, или на 20% в год). Это составляет 0,5% потребления газа в России. Доля ГМТ составляет около 2% в общем объеме потребления моторных топлив на автомобильном транспорте в России. Около 1 млн автотранспортных средств имеют возможность использовать природный газ в качестве моторного топлива (1,5% автопарка) и около 400 тыс. транспортных средств (0,6% автопарка) реально его используют. Все чаще в российских городах можно видеть автобусы на газовом топливе.

Это не самый широкий масштаб применения ГМТ: существуют страны, где газовое топливо применяется гораздо шире. Например, в Иране 32% автотранспортных средств применяют природный газ; в Узбекистане – 65%, в Армении – почти 80%.

Иногда к сектору ГМТ относят сжиженные углеводородные газы (СУГ) – пропан и бутан. Однако чаще их не рассматривают как часть ГМТ, поскольку технологии производства и применения СУГ уже широко отработаны, – эти газы являются побочным продуктом добычи и переработки нефтегазового сырья. Кроме того, ГМТ в узком смысле (природный газ) более перспективно с точки зрения цены и экологии, чем СУГ. Таким образом, в качестве ГМТ в данной статье рассматривается исключительно природный газ – в форме компримированного (сжатого) природного газа (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ). КПГ чаще используется для легковых машин, СПГ – для более тяжелых транспортных средств (автобусов, грузовых автомобилей, карьерной техники судов). Для применения СПГ в качестве ГМТ необходимы малотоннажные установки сжижения газа – и это направление в России также развивается: по состоянию на начало 2025 года количество малотоннажных заводов СПГ в стране оценивалось в 26 единиц, а их совокупная мощность – в 387 тыс. т.

Актуальность применения

Развитие сектора ГМТ в России особенно актуально в настоящее время. Во-первых, в последние годы в газовой отрасли образовался значительный профицит добычных мощностей: если в 2018 году по трубопроводам экспортировалось 223 млрд куб. м, то в 2024 году – 119 млрд куб. м (а если исключить экспорт в Китай, который идет с новой ресурсной базы, то 88 млрд куб. м). Таким образом, речь идет о высвобождении более чем 100 млрд куб. м газа. Во-вторых, применение ГМТ позволяет сократить спрос на социально чувствительном рынке бензина. На этом рынке в последние годы усилились проблемы: это и постоянный рост цен (особенно во второй половине лета), и сохраняющаяся высокая налоговая нагрузка, и нарастающий объем выплат из бюджета по обратному акцизу и демпферному механизму.

Эти два механизма предполагают финансовое возмещение в пользу компаний нефтяного сектора. Обратный акциз предполагает возмещение за объем нефтяного сырья, направляемого на переработку, и был введен для защиты российской нефтепереработки в условиях «налогового маневра» – отмены экспортной пошлины на нефть с компенсирующим повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти. Демпферный механизм представляет собой систему корректировок акцизов на нефтепродукты, призванную защитить внутренних потребителей нефтепродуктов от колебаний мировой цены на нефть. Демпфер может представлять собой как дополнительные платежи нефтяных компаний (если мировая цена нефти слишком низкая), так и компенсацию из бюджета в пользу нефтяных компаний (если мировая цена нефти слишком высокая). Реально в последнее время демпферный механизм чаще работает в пользу платежей из бюджета в адрес нефтяных компаний – например, в 2024 году эти платежи составили 1,8 трлн руб., что сопоставимо с совокупными платежами по обратному акцизу (по данным Минфина России).

Если сравнить совокупную налоговую нагрузку (с учетом НДПИ, пошлин, акцизов и обратных акцизов и т.п.) на 1 т условного топлива в 2024 году, то для природного газа она составила 2,5 тыс. руб., а для нефти – 11,0 тыс. руб./т (оценка по данным федерального казначейства и Минфина России). Таким образом, за счет расширения применения ГМТ может снизиться острота проблем на рынке бензина, ярко проявившаяся в 2025 году.

Дополнительным бонусом от применения ГМТ является снижение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ. Например, удельные выбросы CO₂ на тонну условного топлива для газа на 22–27% ниже, чем для основных нефтепродуктов (по данным Методики количественного определения объема выбросов парниковых газов, утвержденной приказом Минприроды России от 29.07.2022 № 371). Это означает, что применение ГМТ поможет достигнуть целей по снижению выбросов парниковых газов, установленных указом президента России от 06.08.2025 № 547 «О сокращении выбросов парниковых газов», а также Стратегией социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года (утверждена распоряжением правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р). Также это будет способствовать достижению целей по снижению выбросов загрязняющих веществ в городах, где эти выбросы подлежат квотированию в рамках проекта «Чистый воздух». Наконец, это актуально в связи с ужесточением требований Международной морской организации (IMO): ввод показателей углеродоемкости судов, применение режима контроля выбросов загрязняющих веществ в Средиземном море, ввод запрета на применение мазута в Арктике c 2029 года.

Таким образом, ГМТ возможно рассматривать как альтернативу электромобилям в рамках концепции природного газа как «переходного топлива» (transition fuel) для энергетического перехода. Важно, что переоборудование легкового автомобиля под ГМТ требует всего около 120 тыс. руб. (в России), тогда как электромобили остаются дороже автомобилей на двигателях внутреннего сгорания на десятки процентов (в Европе и США) (по данным Международного энергетического агентства).

9-11-1-650.jpg
Плановая и фактическая динамика потребления ГМТ
в России (по данным подпрограммы «Развитие рынка
газомоторного топлива», Концепции развития рынка ГМТ
до 2035 года и других источников).
График предоставлен авторами
Концепция развития

29 августа 2025 года распоряжением правительства РФ была утверждена Концепция развития рынка газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2035 года (распоряжение правительства РФ от 29.08.2025 № 2366-р). Это не первый документ стратегического развития в сфере ГМТ – например, в 2020 году в состав госпрограммы «Развитие энергетики» была включена подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» (постановление правительства РФ от 02.03.2020 № 221). Целевые показатели подпрограммы были выполнены не в полной мере. Целевой показатель по объему потребления газа как моторного топлива в 2024 году был выполнен на 93%, по количеству стационарных заправок – на 92%, по производству транспортных средств на газе – на 68%. Отдельную программу поддержки потребления ГМТ осуществляет ООО «Газпром газомоторное топливо».

Концепция до 2035 года предполагает два сценария (базовый и целевой) в отличие от подпрограммы, где дифференциации по сценариям не предполагалось. Концепция носит более комплексный характер. Например, в ней упоминается шесть секторов потребления ГМТ: автотранспорт, водный транспорт (морской и внутренний водный), железнодорожный транспорт, сельскохозяйственная техника, карьерная техника, коммунальная и дорожно-строительная техника. Сектора сельскохозяйственной и карьерной техники в прежней подпрограмме в явном виде не упоминались. Тем не менее большая часть потребления ГМТ по-прежнему будет приходиться на автотранспорт (в 2035 году: 85% в базовом сценарии и 77% – в целевом сценарии Концепции). На карьерную технику, как ожидается, в 2035 году будет приходиться от 6 до 8%, на водный транспорт – около 6%, на сельскохозяйственную технику – от 2 до 7%, а потребление железнодорожным транспортом и коммунально-строительной техникой будет составлять лишь примерно 2%.

Потребление ГМТ за рамками автотранспорта в настоящее время осуществляется в крайне ограниченных объемах. Например, в России насчитывается только 15 судов, использующих СПГ в качестве моторного топлива (по данным Концепции развития рынка ГМТ до 2035 года). Локомотивы и сельскохозяйственная техника на ГМТ эксплуатируются в единичных экземплярах.

Дорожная карта Концепции включает широкий набор мероприятий (71 пункт). Однако большая часть мероприятий сформулирована в мягкой форме («подготовка предложений», «проработка вопроса» и т.п.), поэтому реализация их в полной мере остается под вопросом. В качестве основных предлагаемых мероприятий можно упомянуть следующие:

1) внесение изменений в условия уже действующих программ субсидирования (производителям техники (постановление правительства РФ от 13.05.2020 № 669), на заправочную инфраструктуру (постановление правительства РФ от 11.12.2019 № 1641), на переоборудование транспортных средств (приложение № 29 к госпрограмме «Развитие энергетики»));

2) ввод новых субсидий (производителям газобаллонного оборудования и сельскохозяйственной техники на ГМТ, лизинговым организациям, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, под кредиты на закупку технику, под льготные кредиты на переоборудование, создание инфраструктуры сжижения и заправки). Также рассматривается возможность выделения субсидий региональным властям на приобретение автобусов, а также коммунальной и дорожно-строительной техники;

3) софинансирование инфраструктуры ГМТ за рамками автотранспорта;

4) программы льготного лизинга (на автобусы, водный транспорт, локомотивы и карьерную технику на ГМТ);

5) освобождение судоверфей от налога на добавленную стоимость по оборудованию для судов на ГМТ;

6) снижение фискальной нагрузки на автотранспорт, коммунальную и дорожно-строительную технику на ГМТ (освобождение от платежей по транспортному налогу, системе «Платон», за проезд по автодорогам, за парковку);

7) стандартизация, нормативно-правовое регулирование обращения с ГМТ, уточнение положений санитарно-защитного, земельного и водного регулирования;

8) установление приоритета ГМТ при закупках и использовании дорожно-строительной техники в рамках госзаказа;

9) снижение административных барьеров при переоборудовании автотранспорта под ГМТ;

10) ввод обязательной маркировки газобаллонного оборудования.

Риски реализации Концепции

Если говорить об ожидаемых объемах роста рынка ГМТ, то Концепция предполагает сохранение высоких темпов роста. По базовому сценарию потребление газа в качестве ГМТ вырастет до 9,6 млрд куб. м (в 2,8 раза к уровню 2024 года, или на 13% в год), а по целевому – до 13,9 млрд куб. м (в 4,5 раза, или на 17% в год). Эти объемы несколько ниже целевых значений на 2036 год, заложенных Энергостратегией РФ на период до 2050 года (11,5–16,8 млрд куб. м) (см. график). Обозначенные концепцией объемы потребления ГМТ соответствуют примерно 2–3% от ожидаемого согласно Энергостратегии потребления газа в России в 2036 году.

Данные целевые показатели реализации Концепции в целом представляются реализуемыми. Однако важно рассмотреть два риска, которые могут стать актуальными при дальнейшем развитии сектора ГМТ. В настоящее время единица объема ГМТ стоит более чем в два раза дешевле бензина и дизельного топлива (25–30 руб./л для ГМТ, 70 руб./л для дизельного топлива и 60–55 руб./л для АИ-95) (по данным Росстата для страны в среднем на первую половину 2025 года). Следовательно, при расходе 10 л/100 км и пробеге 20 тыс. км/год применение ГМТ дает экономию около 60 тыс. руб./год, что позволяет окупить затраты на переоборудование легкового автомобиля за два года даже без учета субсидий.

Однако в последние годы стоимость природного газа на внутреннем рынке растет ускоренными темпами. С середины 2021-го по середину 2025 года оптовая цена на газ росла на 11% в среднем за год (по данным приказов Федеральной антимонопольной службы России об установлении оптовых цен на газ). Пока этот рост не транслировался в цену ГМТ, но в будущем, по мере дальнейшего удорожания оптовой цены газа, этот риск может реализоваться. Если ГМТ подорожает в 1,5 раза (что соответствует удорожанию оптовой цены газа за вышеуказанный период), то ежегодная экономия от перехода на ГМТ сократится вдвое, а значит, срок окупаемости перехода увеличится в те же два раза. Данный риск продолжит действовать и в будущем. Так, по актуальному прогнозу Минэкономразвития (от сентября 2025 года), за период с середины 2025-го по середину 2028 года оптовые цены на газ вырастут еще на 28% (для сравнения, по этому же прогнозу индекс цен производителей в нефтепереработке совокупно за 2025–2028 годы составит +13%).

Другой риск связан с возможным сокращением свободных добычных мощностей. В сентябре 2025 года был подписан меморандум о строительстве газопровода «Сила Сибири – 2» мощностью 50 млрд куб. м. При этом данный газопровод, в отличие от крупнотоннажных заводов по сжижению газа, «Силы Сибири – 1» и «дальневосточного маршрута» (неофициально «Сила Сибири – 3»), будет использовать сырьевую базу Западной Сибири. Таким образом, организация экспорта газа по «Силе Сибири – 2» закроет почти 40% добычных мощностей, высвободившихся после сокращения экспорта в Европейский союз. Параллельно в России идет рост потребления газа в энергетических целях: за 2018–2024 годы потребление газа на тепловых электростанциях (ТЭС) выросло примерно на 16 млрд куб. м (по данным Росстата и Минэнерго России), в 2025–2036 годах ожидается рост еще на 19 млрд куб. м (оценка по обосновывающим материалам к проекту Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики). Совокупно рост потребления на ТЭС закрывает еще 26% высвободившихся мощностей. С учетом роста потребления газа на прочие нужды (коммунально-бытовой сектор, газохимические производства) и фактора истощения месторождений в будущем возникнет потребность ввода в эксплуатацию новых месторождений, что может сдержать развитие сектора ГМТ.

Расширение применения ГМТ неизбежно повлечет за собой снижение поступлений для бюджетной системы и нефтяных компаний. С учетом указанных выше удельных налоговых поступлений по нефти и газу замещение потребления нефтепродуктов газом в объемах, предусмотренных Концепцией, приведет к сокращению бюджетных поступлений на 70–112 млрд руб./год. Заложенные в Концепцию объемы потребления газа соответствуют сокращению потребления нефтепродуктов на 5,6–8,9 млн т, что соответствует 2,1–3,3% от первичной переработки сырой нефти в России (за 2024 год), или 4,6–7,2% от выпуска бензина и дизельного топлива экологического класса К5.

При этом в России параллельно ведется работа по развитию сектора электромобилей. Так, в 2021 году была утверждена Концепция по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации (утверждена распоряжением правительства РФ от 23.08.2021 № 2290-р). Этот документ предполагает в числе прочего масштабные инвестиции в развитие зарядной инфраструктуры. По Концепции предполагается к 2030 году иметь 144 тыс. зарядных станций для электромобилей, а еще 1 тыс. станций заправки водородом (!). В то же время Концепция развития рынка ГМТ предполагает, что к 2035 году должны действовать 2,2–2,8 тыс. газовых заправок. Таким образом, документами стратегического планирования в России предполагается параллельное развитие даже не двух, а трех видов инфраструктуры альтернативного транспорта: для ГМТ, электромобилей и водородного транспорта. Подобная ситуация приводит к дублированию, распылению затрат на развитие инфраструктуры.

В целом опубликованная Концепция развития рынка ГМТ представляет собой довольно взвешенный и реализуемый документ. Расширение потребления ГМТ приведет к положительным эффектам для потребителей моторного топлива и российского общества в целом. Однако на пути реализации Концепции имеются риски, связанные с ценой и доступностью сетевого газа. Кроме того, важно учитывать, что расширение потребления ГМТ хотя в целом принесет положительный эффект, но будет характеризоваться негативными финансовыми последствиями для федерального бюджета и отечественных нефтяных компаний. 



Читайте также


Немецкий автопром держится за дизель

Немецкий автопром держится за дизель

Олег Никифоров

Германия сопротивляется переходу Евросоюза на электромобили до 2035 года

0
3673

Другие новости