0
8296
Газета Идеи и люди Интернет-версия

10.07.2013 00:01:00

Антикитайская сеть Японии

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: япония, китай, политика


япония, китай, политика Патриотичные граждане Китая вымещают свой гнев на японском пабе. Фото Reuters

В последние три года территориальный спор между Токио и Пекином по поводу принадлежности группы необитаемых островков Сэнкаку (по-китайски – Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море приобрел беспрецедентный накал. В нем фактически сфокусировалось усиливающееся на глазах экономическое и военно-политическое соперничество двух азиатских гигантов: старого – Японии и нового – Китая. Снижению уровня конфронтации двух стран не способствовала и недавняя смена в них администраций. Наоборот, градус риторики и демонстративных действий с обеих сторон лишь возрос. Токио, встревоженный растущей экономической и военной мощью своего соседа, а также его наступательными акциями в отношении спорных островов, стремится всячески заручиться поддержкой различных стран в деле «сдерживания Китая». Однако его расчеты не всегда оправдываются.
Американская двойная игра
Единственным гарантом своей военной безопасности и территориальной целостности Япония считает США, с которыми она имеет соответствующий договор о безопасности. В издаваемой японским МИДом «Голубой книге по дипломатии» за 2013 год прямо говорится, что Япония сталкивается с угрозами ее сухопутному, морскому и воздушному пространству, а также жизням ее граждан, поскольку китайские суда постоянно заходят в воды вокруг островов Сэнкаку в Восточно-Китайском море. В этих условиях, подчеркивается в основополагающем внешнеполитическом документе страны, правительство полно решимости укреплять союз с Соединенными Штатами в качестве краеугольного камня политики национальной безопасности, так как усиление сдерживания является «неизбежным».
Однако сам Вашингтон в отношении японского территориального спора с Китаем фактически ведет двойную игру. На встрече с председателем КНР Си Цзиньпином в Калифорнии в июне 2013 года президент Обама призвал своего визави к деэскалации территориального спора с Японией по поводу группы островов в Восточно-Китайское море. Но при этом Обама сказал, что США занимают нейтральную позицию в отношении суверенитета над островами Сэнкаку, предложив китайской стороне урегулировать территориальный спор с Японией посредством диалога.
Подчеркивая нейтралитет США относительно проблемы суверенитета над Сэнкаку/Дяоюйдао, высокопоставленные американские деятели неоднократно заявляли, что указанные острова входят в сферу действия американо-японского договора о безопасности. В подтверждение серьезности этих заявлений Токио и Вашингтон, несмотря на резкие протесты Пекина, провели в июне 2013 года совместные военные учения в Калифорнии. По их легенде, подразделения Сил самообороны Японии во взаимодействии с вооруженными силами США высаживались на острове, захваченном противником, и отбивали его обратно.
Понятно, что под «противником» подразумевается армия Китая, а под островом – архипелаг Сэнкаку/Дяоюйдао. Особую значимость акции придает то обстоятельство, что по иронии судьбы (или намеренно?) она была проведена буквально вслед за встречей Обамы и Си Цзиньпина и даже в той же Калифорнии. Дополнительную весомость ей придает тот факт, что впервые в совместных учениях с США участвовали все три вида японских Сил самообороны: сухопутные, морские и военно-воздушные. Как отмечают японские обозреватели, учения лежат в русле нового оборонного курса Японии. Его цель состоит в усилении обороны цепи островов Нансэй, простирающихся от острова Кюсю до Тайваня и фактически перекрывающих выход Китая «на большую воду» Тихого океана.
Океан для двоих?
Вместе с тем следует отметить тревогу, которая просматривается в некоторых комментариях японских экспертов, по поводу того, что США во имя установления стабильных отношений с Китаем и раздела с ним «жизненного пространства» в АТР могут пренебречь интересами Японии, в том числе в отношении ее суверенитета над островами Сэнкаку. Так, газета «Санкэй симбун» отмечает, что президент США Обама и председатель КНР Си Цзиньпин на упомянутой встрече в Калифорнии пришли к согласию о необходимости построения отношений сотрудничества «нового типа». Однако далее газета без обиняков пишет: «Было бы желательно, чтобы США, ставшие сверхдержавой после холодной войны, и быстро восходящий Китай поддерживали дружественные отношения, но это не должно вести к установлению мирового господства двух стран». Постулат о том, что «позитивных отношений между Вашингтоном и Пекином не может быть за счет Токио», содержащийся в редакционной статье японского официоза – газеты Japan Times, лишь подтверждает наличие в Японии таких опасений.
Особую обеспокоенность японских наблюдателей вызвало заявление Си Цзиньпина на встрече с Обамой о том, что в Тихом океане достаточно пространства для двух стран. По мнению газеты «Санкэй симбун», это заявление есть откровенное проявление морских амбиций Китая и должно вызывать настороженность тихоокеанских стран, включая Японию.
Параллельно укреплению военного альянса с США ввиду наступательных действий Китая в отношении спорных островов Токио намерен заручиться военной поддержкой и ряда других стран АТР. С этой целью администрация Абэ с начала 2013 года до июня направила высокопоставленных представителей Сил самообороны в девять стран Азии, в том числе Вьетнам, Филиппины, Таиланд, Индию, и Пакистан, и Австралию. Японские СМИ не скрывают, что усилия правительства в этом направлении вызваны растущей озабоченностью усиливающейся морской деятельностью Китая.
Проблематичная индийская карта
Во внешнеполитической стратегии Токио особое место отводится Индии – еще одному растущему экономическому гиганту Азии, чья политическая роль на международной арене в последнее время также значительно увеличивается. Японское правительство рассматривает эту страну не только как экономический противовес Китаю, способный в определенной мере ослабить чрезмерную и ставшую уже опасной зависимость Японии от китайской экономики, но и как его военно-политический ограничитель. При этом японские политики делают ставку на схожую обеспокоенность Дели наращиванием военно-морской мощи Пекином, а также наличие собственного территориального спора между ними.
Однако, как показал официальный визит в Японию премьер-министра Манмохана Сингха в мае 2013 года, Индия не намерена давать разыгрывать себя в качестве карты в японской игре на сдерживание Китая. Действительно, с одной стороны, в совместном заявлении Абэ и Сингха говорится, что обе страны будут регулярно проводить совместные военно-морские учения, начнут переговоры об экспорте в Индию японских военных самолетов-амфибий. Кроме того, они намерены сотрудничать в противодействии кибератакам, обеспечении безопасности линий морского судоходства, а также в укреплении обороноспособности и береговой охраны обеих стран. Эти пункты, как очевидно, были включены в него ввиду растущего присутствия Китая на море, в том числе в Индийском океане.
Путем строительства сети морских портов в Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке Пекин осуществляет стратегию «жемчужного ожерелья», то есть создания цепи собственных опорных пунктов вокруг Индии – своего главного геополитического соперника в Азии. К тому же с середины апреля по начало мая 2013 года происходило очередное обострение противостояния вооруженных сил Китая и Индии в спорном районе Кашмира.
Однако, с другой стороны, как указывает «Ёмиури симбун», Индия относится прохладно к политике в сфере безопасности, откровенно нацеленной на конкретную страну. Она больше заинтересована в таком сотрудничестве, которое обеспечит доступ к военным технологиям с целью усилить ее военные возможности. Как заявил высокопоставленный представитель МИД Индии, высшим приоритетом страны является стабильность в Индийском океане. Он также сказал, что хотя сотрудничество Индии с США и Японией является насущным, она не собирается участвовать во внешней политике США или Японии, нацеленной на создание сети окружения или сдерживания Китая.
Разномастная ЮВА
Сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии рассматривается администрацией Абэ не только как важный фактор оживления давно стагнирующей японской экономики, но и как способ «распыления» территориального давления Китая на другие соседние с ним страны. Японские попытки организовать сопротивление «китайским посягательствам» в рамках АСЕАН, сильно зависящей от Китая экономически, пока не увенчались успехом. Тем не менее Токио придает большое значение двустороннему взаимодействию в военно-политической сфере с теми членами этой организации, которые имеют собственные территориальные конфликты с Китаем в Южно-Китайском море – прежде всего с Вьетнамом и Филиппинами.
Наглядным проявлением этого явилось турне премьер-министра Синдзо Абэ по трем странам Юго-Восточной Азии – Вьетнаму, Таиланду и Индонезии – в январе 2013 года. Оно стало первой зарубежной поездкой Абэ после вступления в должность премьер-министра во второй раз. Японские СМИ не скрывали, что целью поездки было укрепление связей со странами ЮВА ввиду усиливающейся наступательной политики Китая в регионе. В ходе визита Абэ подчеркивал важность использования международного права в решении территориальных споров, в которые вовлечены Китай и его соседи в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях.
В Японии готовы бороться за острова Сэнкаку. Территориальный вопрос четко делит стороны, формируя простую картину мира: вот свои, вот чужие.	Фото Reuters
В Японии готовы бороться за острова Сэнкаку. Территориальный вопрос четко делит стороны, формируя простую картину мира: вот свои, вот чужие.    Фото Reuters
Наиболее теплый прием и полное взаимопонимание он нашел в Ханое. С ним Токио намерен расширить сотрудничество как в сфере экономики, так и в области безопасности. С этими же намерениями в январе 2013 года посетил Манилу министр иностранных дел Фумио Кисида. Примечательной особенностью поездки Кисиды была просьба к нему со стороны Филиппин предоставить патрульные корабли для укрепления своего потенциала береговой охраны в Южно-Китайском море. Что касается Таиланда, то в отличие от Вьетнама и Филиппин он занимает более сдержанную позицию в отношении призывов Японии сотрудничать в деле сдерживания китайской «морской экспансии».
В Юго-Восточной Азии особое внимание Япония уделяет не входящей в АСЕАН Мьянме, которую правящий военный режим стал открывать внешнему миру лишь с 2011 года. Воспользовавшись длительной изоляцией этой страны Западом, Китай сумел завоевать в ней доминирующие позиции как в экономике, так и в политике. Теперь Токио, получив добро из Вашингтона, полон решимости подвинуть китайского соперника в этой многообещающей азиатской стране как с политической, так и экономической точек зрения. Японский бизнес намерен не упустить свой шанс и в полной мере воспользоваться как богатейшими природными ресурсами Мьянмы, так и ее емким внутренним рынком в 60 млн. потенциальных потребителей. Во время своего визита в эту страну в конце мая 2013 года Синдзо Абэ не только списал ее долг в размере 1,8 млрд. долл., но и пообещал новый заем в 500 млн. долл.
В общем, страны ЮВА, несмотря на всю их разнородность, все очевиднее рассматриваются Японией в качестве своего рода экономической и военно-политической страховки в отношении китайской угрозы.
И Австралия с Новой Зеландией
В круг тихоокеанских стран, разделяющих идею сдерживания Китая в его территориальных претензиях к соседним странам, Япония стремится подтянуть и страны южной части Тихого океана. Во время визита в Токио министра обороны Австралии Стивена Смита в сентябре 2012 года его коллега Сатоси Моримото пожаловался, что Япония продолжает испытывать сложности в своих действиях в отношении китайских и тайваньских кораблей, регулярно приближающихся к спорным островам в Восточно-Китайском море. В ответ Смит сказал, что Япония и Австралия морские государства и должны обеспечить безопасность морских путей на основе международного права. Правда, пока Канберра, как и Индия, с осторожностью относится к международным построениям, имеющим откровенно антикитайский характер.
А в ходе визита в Новую Зеландию в начале июня 2013 года министр иностранных дел Японии Фумио Кисида и его новозеландский партнер Мюррей Маккалли отметили, что обе страны разделяют стратегическую позицию в отношении ситуации в АТР. Они также подтвердили важное значение мирного урегулирования споров, касающихся морских районов, в соответствии с международным правом. Ни для кого не секрет, что в этом заявлении содержится антикитайский подтекст.
Приобщение Европы
Японские аналитики полагают, что Япония в деле сдерживания Китая также может найти партнеров в лице как Европы в целом, так и ее отдельных частей и стран. Так, газета «Санкэй симбун» в статье, посвященной визиту в Японию президента Франции Франсуа Олланда в начале июня 2013 года, выражает надежду на то, что лидеры двух стран разделяют беспокойство по поводу китайской угрозы. Причем газета уверена, что «само расширение сотрудничества и диалога между Европой и Японией послужит сдерживанию Китая».
Правда, издание не преминуло выразить беспокойство в связи с намерением Франции продать Китаю специальное оборудование для взлетов и посадок вертолетов на палубу кораблей. Оно предполагает, что оборудование может быть использовано на судах, которые Китай уже много месяцев подряд направляет в морские воды вокруг островов Сэнкаку.
Вместе с тем есть основания полагать, что Япония в обозримом будущем попытается наладить более тесные отношения с НАТО в целях укрепления своего военного положения на международной арене в связи с тем же китайским фактором. Об этом свидетельствует подписание в Токио в апреле 2013 года премьер-министром Японии Синдзо Абэ и генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном совместной политической декларации, которая, как они надеются, послужит основой для дальнейшего развития отношений между Японией и НАТО.
Это первая совместная декларация, подписанная между одной из крупнейших дальневосточных стран и мощнейшей военной организацией мира. В тексте этого документа названы области, в которых сотрудничество между ее подписантами может быть усилено. Среди них значатся, например, более тесная координация при кризисном регулировании и противодействие кибератакам. Именно за них страны Запада в последнее время усиленно критикуют Китай. По сути, этот шаг означает завершение создания Западом глобальной военной структуры путем окончательного «закольцовывания» японо-американского договора о безопасности и НАТО. Естественно, Китай остается за бортом этого геополитического построения, как, впрочем, и Россия.
С прицелом на Китай Токио не оставляет без внимания и Восточную Европу. В ходе своего европейского турне в середине июня 2013 года премьер-министр Абэ встретился в Варшаве с лидерами Вышеградской группы (Польши, Венгрии, Чешской Республики и Словакии). На встрече Абэ выразил готовность укреплять экономические отношения и связи в сфере безопасности с этими странами. Примечательно, что японский премьер также затронул вопрос о растущем присутствии Китая в Восточной Европе. Как отмечала газета «Ёмиури симбун», Китай наращивает свою деятельность в Восточно-Китайском море и других морских районах, и в заявлении, принятом на встрече, подчеркивается важность соблюдения международных законов, таких как Конвенция ООН по морскому праву.
Русские мотивы
В последнее время в экспертной среде, а также в СМИ Японии все активнее муссируется тема вовлечения России во «всемирную паутину» антикитайских сдержек и противовесов, кропотливо сплетаемую Токио. Парадокс ситуации заключается в том, что японские аналитики рассматривают страну, с которой у Японии нет формального мирного договора, в качестве соратника в борьбе с угрозой со стороны государства, с которым она имеет договор о мире и дружбе.
Резоном для таких расчетов, по мнению японцев, служит усиливающаяся в России тревога по поводу растущей экономической и военной мощи Китая, а также наращивания его морской деятельности, в том числе планами по освоению Северного морского пути. Это, считают они, рассматривается в России как китайская угроза на Дальнем Востоке в сфере как экономики, так и безопасности и заставляет Москву искать сближения с Токио для совместной нейтрализации этой «угрозы». По их мнению, Япония, со своей стороны, должна воспользоваться такой обеспокоенностью в целях совместного противодействия «проискам Китая».
На этот счет откровеннее других высказывается газета «Санкэй симбун», которая пишет: «Начиная с прошлого года в России стали появляться идеи о необходимости укрепления сотрудничества с Японией. Одна из причин этого заключается в чувстве тревоги по поводу действий Китая, который стремится к морской гегемонии». Та же газета в другом номере отмечает, что премьер-министр Японии намерен воспользоваться стремлением России к сближению и улучшению отношений с ней в целях построения «сети окружения Китая».
Правда, параллельно в Японии существуют собственные опасения по поводу координации действий Москвы и Пекина в их территориальных спорах с Японией. Но обнадеживающим моментом для японских политиков служит то, что Россия в островном конфликте Японии с Китаем заняла нейтральную позицию, заявляя, что эта проблема должна решаться двумя странами путем диалога.
Подтверждение своих предположений о тревоге России по поводу китайской угрозы японские аналитики находят в факте создания новой переговорной структуры с участием министров иностранных дел и обороны двух стран (2+2), о которой на апрельской встрече в Москве договорились Путин и Абэ. Рупор японских деловых кругов, газета «Нихон кэйдзай симбун», прямо пишет: «Такие факторы нестабильности, как военное усиление Китая и проблема ядерных вооружений Северной Кореи, представляют собой общую угрозу и для Японии, и для России, и в этих условиях запуск переговоров в формате «2+2» является большим шагом вперед».
Следует также отметить, что, делая ставку на обеспокоенность Москвы по поводу китайской угрозы, японские эксперты надеются на уступки с российской стороны в территориальном споре с Токио в отношении Южных Курил как условие сближения России с Японией на антикитайской основе.
Очевидно, однако, что интересам Москвы отвечало бы развитие равнозначно добрососедских отношений сотрудничества как с Японией, так и Китаем с учетом всех нюансов взаимодействия между своими важнейшими дальневосточными соседями.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
287
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
368
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
296
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
258

Другие новости