0
10186
Газета Идеи и люди Интернет-версия

22.11.2013 00:01:00

Нужно думать о новой идентичности московских школ

Тэги: образование, школа, москва, нг


образование, школа, москва, нг Константин Ремчуков рассказывает о тонкостях, пристрастиях и вкусах газетной кухни...

Директора школ во главе с руководителем Департамента образования города Москвы Исааком Калиной посетили редакцию «Независимой газеты». Инициатива исходила от столичного образовательного ведомства, редакция откликнулась на призыв педагогов. Это была первая встреча в рамках нового проекта Департамента образования Москвы «В гостях у главного редактора». Тема встречи директоров школ с редколлегией «НГ» была сформулирована предельно широко: «Московская школа: вчера, сегодня, завтра». Тем не менее все вопросы сконцентрировались в три больших блока: объединение средних школ (или, как было уточнено в процессе общения учителей и журналистов, речь идет о создании многопрофильных образовательных учреждений); вопросы, касающиеся критериев оценки качества школьного образования (рейтинг школ, оснащенность оборудованием, финансовые параметры работы школ, в том числе – зарплата учителей и директоров) и собственно проблемы содержания школьного образования (что позволяет и что не позволяет делать «Федеральный государственный стандарт образования», профильная школа, возможен ли и нужен ли единый учебник истории; уменьшаются ли часы на преподавание русского языка и литературы).
249-8-2.jpg
Руководитель Департамента образования
Москвы Исаак Кали- на возглавил десант
директоров в «НГ», но в дискуссии предпочел
не участвовать, дав возможность
высказаться педагогам.
На фото (слева направо):
Исаак Калина и директор СОШ № 654
Сергей Видякин.
Фото Людмилы Михэеску 

По замыслу авторов проекта «В гостях у главного редактора», это регулярные встречи директоров московских школ с главными редакторами ведущих изданий, телеканалов, информационных агентств и порталов. Цель же создания самого директорского клуба – содействовать взаимодействию директоров школ и представителей СМИ. «Независимая газета» открыла цикл этих встреч.
Участников клуба интересовали не только вопросы образования, но и внутреннего устройства газеты. Разговор в «НГ» начался с рассказа о редакционной политике «НГ». Главный редактор и генеральный директор «НГ» Константин Ремчуков пояснил гостям, какова миссия «Независимой газеты», что представляет собой современный качественный информационный продукт, каковы основные особенности рынка СМИ в России и как выжить в кризисное время – и не просто выжить, а удержать высокую планку независимому изданию. После вступительного слова главного редактора гости и журналисты приступили к вопросам образования.
В разговоре приняли участие директора средних школ: ШМАЧКОВА Татьяна Михайловна, директор школы № 2000; БЕЛОВА Анна Викторовна, директор гимназии № 1514; ЖДАНОВА Ирина Дмитриевна, директор школы № 1010; ВИДЯКИН Сергей Львович, директор школы № 654; ГОРДЗЕЙКО Тамара Васильевна, директор школы № 498, ЖИРАВОВ Вадим Юрьевич, директор школы
№ 1944.
Самые интересные моменты из состоявшегося обсуждения мы предлагаем вашему вниманию.

Наталья Савицкая, обозреватель «НГ» по вопросам образования. Уважаемые участники встречи, вопросы, поступившие в адрес «НГ», условно можно разделить на три группы. В первую очередь москвичей сегодня беспокоит объединение школ, кадровый ресурс школьных учреждений, содержание школьных программ, сетка школьного расписания и миграционные процессы, влияющие на жизнь школьников мегаполиса. Учитывая интересы наших читателей, мы попробуем выстроить наш диалог в заданном информативно-полезном для них русле. И начнем с темы реформирования столичных школ. Кто желает положить начало нашей дискуссии?
Григорий Заславский, заведующий отделом «Культура» «НГ». Давайте, я попробую. Начну с рассказа про школу своих детей. Нам, родителям, стало известно, что наша школа будет объединяться со спортивной школой. Такое объединение нас, мягко сказать, очень удивило. Что общего у школы гуманитарного направления со школой спортивных достижений. Мы выступили против объединения. В итоге этого не произошло. Но угроза, что это может повториться, до сих пор осталась. Хотелось бы понять: в чем смысл этого процесса? Сразу же вспоминается анекдот на тему: «Кто придумал коммунизм! – Если бы это придумали ученые, то они попробовали бы это сначала на кошках».
Зачем нам нужно это объединение школ? Что стоит за этим? И зачем при этом ликвидировать детские сады?
Вадим Жиравов, директор школы № 1944. Чтоб было понятней, я начну с зарисовки о том, как это происходило у нас. До объединения у нас было 800 учеников, а после стало 1700 (вместе с детсадами). Сегодня у нас здание школы и 4 детских сада. Детские сады, естественно, не ликвидированы, они стали структурным подразделением школы. Первые причины такого объединения – финансовые. Безусловно, возможности нашей школы превосходят возможности детских садов. Это связано и с кадровым составом, и с финансами, и с материальной базой. В течение полутора прошедших лет ни один родитель нашего детского сада не заплатил ни рубля. До этого – не мне вам рассказывать, что было. Воспитанники детского сада приобрели кадровый потенциал школы. Если в детском саду был один психолог, то теперь все логопеды и психологи школы работают с ребятишками в детсаду. Они работают полностью на всех детей комплекса. То же самое касается и тренеров.
Тамара Гордзейко, директор школы № 498. Напомню вам, что грань, когда ребенок переходил из детского сада в школы, была размыта. Непонятно, какие требования были в самом дошкольном учреждении, какие у школы к детсаду. Сейчас принят новый федеральный стандарт, и он в корне меняет картину дошкольного образования. При новой системе будет соблюдаться принцип преемственности. Школа знает, какого ребенка она получит в итоге. С ребенком в детсаду при этой новой системе занимается воспитатель, имеющий связь со школьным учителем. Мы можем наконец-то решить проблему отсутствия логопедов и дефектологов в детсадах. И можем подготовить детей к переходу в школу.
249-8-8.jpg
Изменить идентичность школы можно только всем
вместе. На пе- реднем плане – начальник отдела
информации и общественных связей Департамента
образования г. Москвы Мария Ермакова.
Фото Людмилы Михэеску
Роза Цветкова, ответственный редактор приложения «НГ-политика». Все-таки хотелось бы услышать: по какому принципу вы объединяетесь?
Тамара Гордзейко. Если совсем коротко – для оказания максимума образовательных услуг населению. Силами одной школы очень трудно, например, развивать профильное образование. Силами двух школ – уже легче.
Ирина Жданова. Да, здесь очень легко после объединения получается решать проблемы, связанные с профильными школами. Мы, например, из года в год выпускали ребят, имея в наличии 1–2 профиля в нашей образовательной программе. Большего мы себе позволить не могли, не было достаточно ресурсов. И так или иначе родители приспосабливались к возможностям школы. На сегодняшний день это четыре 10-х и четыре 11-х класса, различных по профилю даваемого образования. Это выгодно родителям, они меньше тратят средств на репетиторов. Кроме того, каждый учитель получил теперь доступ ресурсов ко всей ресурсной базе нашей школы. И теперь методические объединения состоят не из одного физика, который сам в своем соку же и варился, а это уже полноценное квалифицированное методическое объединение. Плюс ко всему – учителя получили комфортную педагогическую нагрузку. Учитель ведет не столько часов, сколько ему дали, а сколько ему требуется.
Наталья Савицкая. Надо ли вас понимать так, что будущее – исключительно вот за такими школами-комбинатами?
Тамара Гордзейко. У меня встречный вопрос к журналистам: что такое лучшая школа? И как вы раньше узнавали о лучшей школе?
Григорий Заславский. Я позвонил Евгению Бунимовичу. Он подсказал мне, какая школа лучше. Вот там, дескать, все хорошо. Там хорошая поступаемость в вузы после окончания школы.
Вадим Жиравов. Вот видите, хорошо, когда есть личные связи. Но не у всех же есть такие возможности. А что делать тогда? Нужно, чтобы появился рейтинг школ. Вот сегодня он есть.
Роза Цветкова. От чего зависит рейтинг школы?
Вадим Жиравов. От достижений, которые демонстрируют ученики школы.
Наталья Савицкая. А независимый рейтинг вам интересен? Например, рейтинг школ, подготовленный газетами и агентствами?
Вадим Жиравов. Сегодня мы ориентируемся на рейтинг Министерства образования и науки, составленный вместе с РИА Новости.
Наталья Савицкая. Самое время перейти к следующей группе вопросов. Они касаются качества образования. Как вы уже успели заметить, многие вопросы касаются сокращения часов на отдельные предметы в сетке школьного расписания. Давайте для начала поговорим о том, как формируется сегодня учебный план.
Вадим Жиравов. Давайте начнем с того, что сегодня каждая школа может перейти на реализацию федерального государственного стандарта. По мере готовности, разумеется. С 1 сентября такая возможность нам разрешена. Если мы переходим на работу по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), то единого учебного плана больше не существует в принципе. Каждая школа абсолютно самостоятельно формирует свой учебный план.
249-8-4.jpg
Директор школы № 2000 Татьяна Шмачкова (справа).
Рядом с ней – директор гимназии № 1514 Анна Белова.
Фото Людмилы Михэеску
Роза Цветкова. Это не чревато разве угрозой бесплатному образованию?
Вадим Жиравов. Такой угрозы для школы нет. Бесплатное школьное образование гарантировано Конституцией и обеспечено стандартом.
Наталья Савицкая. Когда формируется сетка расписания, при этом принимают участие родители? Есть уже такая практика у вас?
Вадим Жиравов. Например, я для начала собрал учащихся 5–6–7–10-х классов. Мы с ними проговорили, каким будет план. Мне нужно было их принципиальное «да», «нет». После этого я взял тайм-аут и разработал учебные планы на каждую параллель. Ограничение у нас единственное сейчас: на второй ступени мы должны дать 5267 часов на третьей ступени – 2170 часов. Дальше как вы будете их распределять по образовательным областям – это право образовательного учреждения. Но высшим руководящим органом в школе является Управляющий совет. Без санкции этого совета вы все равно ничего не сделаете.
Мы работаем по социальному заказу, по заказу родителей. Если я встану против своих родителей, то завтра у меня вместо восьми первых классов будет один. Поэтому после детей примерный план я обговорил с учителями. И на следующей неделе я выхожу уже на родительское собрание. Собираю родителей, для того чтобы с ними обсудить эту тему.
Роза Цветкова. Вы говорите про новые ФГОСы. Между тем вам эти самые стандарты предстоит внедрять вместе с прежними учителями, которые совершенно не готовы к такой работе?
Ирина Жданова. У нас есть Московский центр качества образования. Вчера только пришли дополнения к приказу, где прописаны уровни контроля для каждой параллели. К нам приезжают независимые эксперты и проверяют качество работы. Мы нашу информацию не можем скрыть от них, потому что она вся у нас в открытом доступе. Все результаты проверки мы тоже публикуем на сайте. Мы не можем подтасовать результаты, потому что это будет сразу заметно. Школу могут отследить в разрезе округа, района и т.д. И уже на основе этих данных, которые проверяющие получили в ходе контроля, могут выбираться и лучшие учителя. В зависимости от того, как справляется учитель с материалом, мы либо расстаемся с учителем, либо его начинаем переучивать. Этим же мы создаем конкурентную среду.
249-8-5.jpg
Вопрос объединения школ – не самый понятный, но
гости нашей редакции готовы были все пояснить.
На снимке: директора школ (слева направо)
Вадим Жиравов, (№ 1944), Тамара Гордзейко (№ 498),
Ирина Жданова (№ 1010).
Фото Людмилы Михэеску
Наталья Савицкая. А это хорошо – создание конкурентной среды между учителями в школе? Они же одну задачу выполняют, зачем им конкурировать?
Гордзейко Тамара. Они ее по-разному выполняют. Ничего страшного нет в учительской конкуренции. В школе не должно быть уравниловки. Понимаете, сегодня учитель совсем другой. Он сам заинтересован в повышении своей квалификации, в своем профессиональном развитии. Он сам не потерпит, если его ученики что-то не знают. У нас, например, все дополнительные занятия для школьников бесплатные. Мы сообщаем родителям, что каждый учитель заинтересован в качестве даваемого образования.
Роза Цветкова. Так почему же не на уроке, а на дополнительных занятиях ребенок узнает новое?
Ирина Жданова. И дети разные, и нагрузка разная. Родители хотят пятидневку, а это возрастание нагрузки на детей. Не все с этим справляются. Детям тяжело, но мы идем навстречу родителям. Кроме того, ребенок выбрал, допустим, набор предметов. И многие предметы из того, что он выбрал, могут и не входить в сетку расписания. Он может добрать их во второй половине дня.
Григорий Заславский. Правильно ли я понял из всего, что высказали, что эти новые образовательные стандарты намного лучше, чем предыдущие?
Вадим Жиравов. Так нельзя сравнивать. Раньше все было. Они предоставляют больше возможностей. А получает ребенок или нет образование лучшее, во многом зависит от ребенка. Если бы вы посмотрели, что требуется от детей сейчас, то вы бы ахнули.
Анна Белова, директор гимназии № 1514. Могу только добавить, что много лет назад, когда вводили третий час для уроков физкультуры, было много возмущений, зачем они нужны. Высказывались всякие предположения о том, чем это грозит, какие часы и у кого отберут. Что же в итоге произошло? Когда был введен третий час физкультуры, то санитарно-гигиенические нормы для школьников были увеличены на час. То есть это на предметах не сказалось никак. Если сейчас мы возьмем стандарты, посчитаем недельную нагрузку и посмотрим, что мы изучаем, то окажется, что количество времени, отведенное на количество предметов, каким было, таким и осталось. Можно варьировать внутри этого заданного объема.
Сергей Видякин. Мне кажется, эти вопросы «сокращения часов на основные предметы» возникают там, где из родителей никто никогда не был в школе. И не знает, как она устроена. Я тоже сталкивался с такими мамами и папами, которые были удивлены тому, что директор школы может с ними разговаривать на тему сетки школьного расписания. Это нормальная практика.
Наталья Савицкая. Когда мы говорим об оценке учительского труда, то мы непременно привязываем это к оценке балла ЕГЭ. Уместно ли это?
Вадим Жиравов. Это же не единственный критерий в оценке труда учителя. Вот если бы это был единственный критерий, тогда – да.
Савицкая Наталья. У нас есть еще большой круг вопросов, связанный с темой мигрантов. Известный факт: в Москве есть школы, где в некоторых классах уже учатся до 40% детей-мигрантов. Хотелось бы понять, что делают и будут делать столичные директора школ в таких условиях?
Ирина Жданова. Да, есть школы, где высока доля мигрантов. Эти школа формируют особые программы изучения русского языка как иностранного. Они собирают детей-мигрантов в обособленные группы и проводят с ними дополнительное обучение. Ведь если они не знают русского языка, они не успевают и по другим предметам. Присутствие детей-мигрантов, конечно же, создает особую среду в детском коллективе. Но с ситуацией мы справляемся.
Вадим Жиравов. Мы не можем совершить те ошибки, которые сделали на Западе. Они пошли по пути обособления, создания национальных школ. В Берлине есть район – «Кройцберг», это полностью турецкий район, куда немцы даже не заходят. Если родители обучают своих детей в национальных школах, потом ребятишки даже не интегрируются в среду. Так что другого пути, как обучать детей в обычных школах, для нас нет.
Григорий Заславский. Можно два вопроса, и жду очень короткие ответы на них. Я хотел бы знать, вы поддерживаете обследование детей на прием наркотиков в своих школах?
Все директора. Поддерживаем. Разрешение должно быть при этом от родителей. А в принципе – да.
Григорий Заславский. Как единый учебник истории согласуется с идей вариативности обучения?
Сергей Видякин. Единый учебник дан, чтобы все освоили базу. Должна быть единая концепция. Но это не исключает того момента, что учитель не может пользоваться другими учебниками. Дело в том, что сегодня школа уже утратила прерогативу единственного источника знаний. Она утратила свою монополию на информацию. Ученик теперь не только из школы может получать информацию. Если тебе чем-то не нравится учебник истории, то ты можешь спокойно найти альтернативный источник информации.
Вадим Жиравов. Даже если введут единый учебник, будет много учителей, которые воспользуются другими пособиями. Сегодня уже не прежние времена. Уже невозможно всех заставить мыслить одинаково.
Тамара Гордзейко. Мое мнение: должен быть один учебник, основанный на документах и фактах. А не просто на мнениях авторов.
Роза Цветкова. У меня тоже есть еще два вопроса. Первый касается столичного образования. Мы же все помним, что в Москве всегда принимался свой учебный план...
Вадим Жиравов. Я уже говорил, что в связи с появлением ФГОСа, эта тема больше не будет подниматься. Мы все работаем по индивидуальным программам.
Сергей Видякин. Другое дело, что московские школы всегда шли немного впереди всех остальных регионов.
Наталья Савицкая. Время нашего разговора подходит к концу. Мы готовы выслушать ваши пожелания журналистам газеты.
Тамара Гордзейко. Участвуйте в школьной жизни своих детей. Мы провели одно маленькое исследование в школе. Мы предложили детям проинтервьюировать своих пап. Чтобы ребенок взахлеб рассказал о своем отце. Мы опросили 204 ученика нашей школы. Как вы думаете, сколько учащихся смогли рассказать о своем отце? Восемь учеников. Мы наградили этих отцов за «участие в личной жизни ребенка».
Сергей Видякин. Давайте мы будем вместе развеивать фобии родителей вокруг образования. И формировать положительный образ его. Любое развитие любого региона зависит от фактора равномерности. И то же самое касается образования. Нужно формировать новые бренды какие-то в тех местах, где их не было раньше. Плюс поддерживать их.
Тамара Гордзейко. Ваши представления о нашей школе несколько устарели. Сегодня школа другая. На уровне программ, учителей, задач... Она совсем другая. Нужно создавать новый имидж школы.
Константин Ремчуков, главный редактор «НГ». Вы поднимаете вопрос идентичности нашей школы. Мне тоже кажется, что идентичность школ, которая формировались в течение последних 20 лет, была связана со всем множеством негативных явлений переходной эпохи. Низкие зарплаты, поборы с родителей, низкая дисциплина в классах. Сегодня ситуация в столичном образовании радикально поменялась. Надеюсь, к лучшему. Какая она, московская школа, сейчас? Можем ли мы характеризовать ее одним словом: новаторская, современная, продвинутая, креативная? Я считаю, что требуется серьезная проработка концепции идентичности московской школы. Этот подход предполагает осмысленную работу по изменению восприятия современной московской школы учениками, родителями, общественностью. И, как это ни покажется странным, самим учительским корпусом. Одним мазком перечеркнуть то, что заложено было в предыдущие годы, невозможно. Но постепенно сделать это вполне по силам.
Сходная задача была у американских публичных школ, когда они шаг за шагом начали менять свою идентичность. Идентичность бруклинских школ была ужасной: низкая дисциплина, наркотики, банды, драки, высокий процент отчислений двоечников. Но многое изменилось после постановки задачи. Сейчас Бруклин превращается в место престижного проживания, отдыха, в котором открываются модные рестораны, видовые точки, спортсооружения. Школы стали приличными и безопасными. Сейчас Нью-Йорк приступил к изменению идентичности самого проблемного района – Гарлема.
Желаю вам успеха!    


ПРЯМАЯ РЕЧЬ 
Образованный город. Программа повышения качества образования». Задачи образовательной сферы столицы в предвыборной программе нынешнего мэра Москвы Сергея Собянина

Каждый москвич вправе ожидать, что его дети получат в своем городе качественное образование. Места в детском саду для всех маленьких москвичей в возрасте старше трех лет, хорошие школы во всех районах города, максимальные возможности для раскрытия способностей каждого московского ребенка – таковы наши цели в образовании.
Возможности Москвы позволяют создать столичный стандарт качества образования, который будет выше требований базового федерального стандарта.
В 2011–2013 годах решены многие неотложные проблемы, стоявшие перед столичным образованием.
Количество детей, посещающих детсады, увеличилась с 288 тыс. до 424 тыс. Построено более 100 детских садов. Детям возвращено 50 зданий дошкольных учреждений, которые ранее использовались не по назначению.
В настоящее время очередь сохраняется только лишь в муниципальных образованиях Новой Москвы. Она будет ликвидирована к концу 2014 года.
Проведен капитальный и текущий ремонт зданий образовательных учреждений. Благоустроено или создано с нуля 1360 школьных стадионов и спортивных площадок. Закуплено новое оборудование. Все классы города обеспечены современными компьютерными классами (всего 1167 новых классов для средней школы и 3430 – для начальной). Все учителя-предметники снабжены персональными компьютерами (около 57 тыс. штук).
Введена электронная запись в детсады и школы, что сделало процесс приема в образовательные учреждения прозрачным и позволило максимально учитывать интерес родителей.
Школы и детсады переведены на единые нормативы финансирования. Норматив составил 110–120 тыс. руб. в год на каждого воспитанника детсада и 123 тыс. руб. в год на каждого старшеклассника. До 2010 года такие нормативы применялись только в 15–20% школ. В остальных финансирование было значительно ниже.
Рост финансирования позволил увеличить заработную плату педагогов. В 2012 году средняя зарплата воспитателя детского сада составила 37 тыс. руб., учителя – 57,6 тыс. руб. в месяц. Это существенно больше средней зарплаты в экономике города. Начиная с 2012 года в Москве отсутствуют вакансии педагогических работников.
В городе сформировался устойчивый тренд повышения качества образования. По сравнению с 2010 годом количество выпускников, получивших на ЕГЭ отличные оценки (более 220 баллов по трем предметам), увеличилось почти в два раза – с 6946 до 13 276 выпускников. При этом основной рост дали не гимназии (где и раньше все было хорошо), а обычные районные школы.
В ближайшие пять лет в сфере образования мы будем решать следующие задачи.
Ежегодно в Москве растет число новорожденных детей. В 2012 году на свет появились более 130 тыс. детей. Это требует опережающего создания новых мест в дошкольных учреждениях. Для того чтобы сделать образование и воспитание более качественным, нужно:
– внедрить электронные учебники и другие современные средства обучения, позволяющие эффективно использовать новое учебное оборудование;
– расширить возможности для формирования индивидуальных траекторий обучения для каждого учащегося в соответствии с его способностями;
– расширить выбор профилей для обучения в старшей школе, в том числе путем организации обучения старшеклассников на базе вузов Москвы;
– внедрять современные методы обеспечения безопасности, комфортного учебного процесса (электронные карты для прохода в школу и оплаты школьного питания, систему sms-уведомлений родителей о посещении ребенком школы, видеонаблюдение и др.).
Реализация этой программы обеспечит каждому ребенку возможности для получения качественного образования и воспитания.
Труд учителя всегда будет престижным и высокооплачиваемым.

ed_1.jpg
ed_2.jpg
ed_3.jpg


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Принципиальные разногласия между правительством и Центробанком всплыли на ПМЭФ-2025

Михаил Сергеев

Министры просят Эльвиру Набиуллину отказаться от веры в 4% инфляции

0
649
Генералы-депутаты прописывают статус спецобъектов Минобороны

Генералы-депутаты прописывают статус спецобъектов Минобороны

Иван Родин

Ядерные базы и прочие секретные места будут охранять в соответствии с отдельным законом

0
617
Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Коммунисты пока выглядят самыми смелыми кандидатами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системные партии нечасто превращают выборы губернаторов в протестные кампании

0
498
Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Социальное строительство оказалось зоной масштабных нарушений

Михаил Сергеев

Счетная палата оценила бюджетные расходы в регионах в 680 миллиардов рублей

0
679

Другие новости