0
5317
Газета Идеи и люди Печатная версия

05.10.2020 17:50:00

Принципы бережливого производства позволили аэропорту Сочи выстоять в период пандемии

Управляющий директор воздушной гавани Сергей Филиппов рассказал о ее настоящем и будущем

Тэги: сочи, аэропорт, сергей филиппов, интервью

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

сочи, аэропорт, сергей филиппов, интервью В этом августе аэропорт Сочи побил рекорды периода Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу 2018 года по количеству обслуженных пассажиров в сутки.  Фото © пресс-служба аэропорта Сочи 

Международный аэропорт Сочи за девять месяцев 2020 года почти восстановил пассажиропоток до уровня докризисного. За счет чего главной курортной воздушной гавани удалось справиться с массовым наплывом туристов и сохранить боеспособность в период пандемии, управляющий директор Международного аэропорта Сочи Сергей ФИЛИППОВ рассказал корреспонденту «НГ» Виталию БАРСУКОВУ.

Сергей Евгеньевич, сколько в данный момент составляет турпоток, сколько ежедневно прибывает туристов в Сочи?

– Совсем недавно мы подвели итоги августа текущего года. В третьем летнем месяце Международный аэропорт Сочи обслужил более 1,2 млн пассажиров. Это на 37% больше, чем в августе прошлого года, когда было обслужено 879 452 человек. При этом были побиты рекорды периода проведения Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу 2018 года по количеству обслуженных пассажиров в сутки. Самыми активными выдавались выходные дни августа, когда пассажиропоток аэропорта превышал 44 тыс. человек в сутки на прилет и на вылет. Для сравнения, максимальное количество обслуженных пассажиров в сутки в период проведения чемпионата мира по футболу составило 37 тыс. человек.

Если сравнивать показатели с прошлым годом с января – увеличение или снижение? На сколько?

– По предварительным данным, пассажиропоток за сентябрь текущего года превысит 1 100 000 человек. Пандемия коронавируса крайне негативно сказалась на отрасли в целом, показатели аэропорта упали на 95%. Несмотря на активный рост показателей до пандемии и рекордные цифры после отмены карантина, показатели с января по сентябрь текущего года все еще уступают данным того же периода 2019 года, хотя разница стремительно сокращается: количество обслуженных пассажиров – примерно 5 000 000 (–9%), количество самолетовылетов – около 21 000 (–12%).

Побит докризисный рекорд пассажиропотока? С чем связываете? Не спадет ли нагрузка в октябре?

– Докризисный рекорд пассажиропотока был побит неоднократно. Это связано в первую очередь с тем, что многие устали от закрытого образа жизни во время карантина. Ожидание лета и ежегодного отдыха усугубилось снижением активности, общения и насыщенных событиями дней в период самоизоляции. Поэтому после отмены карантина многие решили воспользоваться возможностью и незамедлительно направились в Сочи. Даже те люди, которые отдавали предпочтение отдыху за границей, в условиях приостановленного международного авиасообщения взглянули на свою страну и ее возможности с новой стороны.

В сентябре, с учетом начала учебного года, количество туристов уменьшилось, но незначительно – мы понимаем, что по итогам месяца пассажиропоток снова превысит 1 млн человек.

С октября традиционно количество обслуживаемых аэропортом пассажиров сокращается, что связано с окончанием летнего сезона. Ожидаем, что в текущем году число туристов в так называемый низкий сезон будет немного выше за счет действия новой программы стимулирования туристических поездок по России.

Благодаря чему обеспечена была стабильная работа аэропорта как стратегического предприятия? Сокращали ли персонал в период спада производственной деятельности?

– С целью сохранения штата предприятия и снижения затрат на работу в непроизводительный период был разработан и реализован целый перечень мероприятий, направленных на обеспечение эффективной работы аэропорта.

В первую очередь была утверждена программа по управлению численностью персонала. В соответствии с ней часть персонала непроизводственного блока была направлена на удаленную работу, благодаря чему удалось обеспечить более благоприятный эпидемиологический фон и снизить расходы на содержание офисных помещений. Для персонала производственных подразделений в зависимости от специальности и квалификации были сформированы персональные учебные курсы. В результате свыше 400 человек прошли внеплановое обучение по разработанным учебным программам. Это позволило поддержать рабочие навыки на требуемом уровне и избежать ошибок при возвращении прежних объемов работ.

Далее был разработан проект по стадийному выводу из активной эксплуатации части неиспользуемого оборудования и площадей предприятия, что также позволило снизить затраты на содержание инфраструктуры. К слову, разработанный проект описывал и схему последующего поэтапного ввода в работу ранее выведенных мощностей при условии достижения определенных реперных значений по пассажиропотоку.

Как неотъемлемая часть работы по повышению эффективности, не прекращались улучшения производственных и бизнес-процессов. В результате за период с апреля по сентябрь в подразделениях аэропорта было подано и реализовано свыше 180 улучшений, которые позволили обеспечить качество услуг и стабильно высокий уровень ведения производственных процессов. За это время мы не только поддерживали достигнутый уровень, но и осваивали новые для себя направления работ. Так, например, были разработаны и предложены новые услуги авиакомпаниям: наружная мойка воздушных судов, дополнительная санитарная обработка салона, переработаны услуги по ускоренному обслуживанию воздушных судов и индивидуальному сопровождению пассажиров на посадку с обеспечением минимальных контактов с другими посетителями аэровокзала.

Что нового в части противоэпидемиологической безопасности было внедрено в аэропорту?

– Отдельно хочется отметить большой объем работы в рамках обеспечения эпидемиологической безопасности наших клиентов, гостей и сотрудников аэропорта. Для этого было разработано и внедрено в работу 16 санитарных стандартов, требования которых направлены на обеспечение безопасности при нахождении в здании аэровокзала.

Были разработаны схемы обслуживания пассажиров, обеспечивающие минимальное количество контактов как с сотрудниками аэропорта, так и с другими пассажирами:

– услуга быстрого прохождения предполетных формальностей (Fast Track);

– использование стоек регистрации «через одну»;

– использование сектора международных авиалиний для регистрации пассажиров внутренних рейсов;

– изменение схемы распределения автобусов туроператора по входным группам;

– использование двух соседних выходов на посадку одного рейса;

– расширение стерильной зоны за счет использования «Атриума»;

– использование системы самостоятельной сдачи багажа.

В целом хочу отметить, что именно слаженная работа коллектива аэропорта и применение подходов производственной системы позволили не только сохранить высокий уровень качества и безопасности обслуживания, но и снизить затраты на операционную работу и сохранить штат предприятия, что в это нелегкое время является очень важным для нас.

Не попадает ли аэропорт под программы господдержки? Какая сумма требуется, чтобы восполнить затраты на содержание предприятия во время низкой загрузки? Выделило ли средства государство и под какие условия?

– Мы направляли соответствующие документы на получение субсидий и получили поддержку государства. Кроме того, в рамках госпрограммы поддержки отраслей, пострадавших от пандемии, аэропорт получил льготный кредит сроком на 12 месяцев. Это поддержало компанию в период спада спроса на авиаперевозки и помогло вывести показатели производительности на докризисные значения в дальнейшем.

Какие коррективы вносятся в работу аэропорта из-за коронавируса? Что отменено, что остается под жестким контролем, что соблюдается для безопасности пассажиров?

– В аэропортах Сочи, Краснодара и Анапы мы работаем совместно с консалтинговой компанией «Научно-промышленные консультанты» – специалисты этой компании начали внедрять инструменты безопасного и бережливого производства в России с далекого 2003 года и на сегодняшний день имеют в своем портфеле успешные кейсы в сфере машиностроения, металлургии и в других отраслях экономики. Мы запустили проект «Безопасный аэропорт», направленный на создание новых подходов к организации процессов обслуживания пассажиров в условиях, вызванных пандемией коронавируса. Помимо рекомендаций Роспотребнадзора аэропорт Сочи следует постановлениям губернатора края, указаниям Минтранса России. В результате:

– на входных группах установлены тепловизоры для измерения температуры тела каждого посетителя и прибывающих пассажиров;

– на входе и внутри терминала расположены санитайзеры для рук;

– мы настоятельно рекомендуем использовать средства индивидуальной защиты (маски и перчатки), их можно приобрести в вендинговых аппаратах и киосках, расположенных по всему аэровокзалу;

– о необходимости соблюдения социальной дистанции напоминает напольная разметка. Посредством акустического информирования рекомендуем провожающим и встречающим сократить время пребывания в терминале аэропорта;

– производится усиленная санитарная обработка помещений: каждые 2–3 часа осуществляется дезинфекция общественных мест;

– сотрудники обеспечены средствами индивидуальной защиты и ежедневно проходят термометрию перед началом рабочего дня.

Важно то, что реализация всех этих дополнительных мероприятий не должна сказываться на комфорте пребывания людей на территории аэровокзала и на качестве работы сотрудников аэропорта. Эти нововведения в том числе позволили даже в условиях сложной эпидемиологической обстановки обслужить повышенный пассажиропоток в 2020 году, который даже превысил рекордное количество пассажиров во время Олимпиады.

Какие условия создаются в аэропорту для комфортного пребывания пассажиров? Запланирована ли модернизация здания, внутренних площадей, возведение пристроек и т.д.? В какое финансирование выльется?

– В этом году мы намерены провести реконструкцию стерильной зоны сектор В, которая подразумевает смену операторов и расширение зоны кафе и ресторанов. Добавятся новые интересные рестораны, которых никогда не было в Сочи. В настоящее время уже ведется работа над проектом строительства новой служебно-технической территории (СТТ) аэропорта.

Сколько процентов в данный момент в аэропорту выведено под коммерческие объекты? Что они собой представляют? Зайдут ли новые компании, рестораны, бутики? Можете ли корректировать тарифную политику, с чем связано, что цены в разы выше, чем вне аэропорта?

– Коммерческие объекты занимают около 50% площади аэровокзального комплекса – это точки общепита, ретейла и первый в аэропортах края аэроотель. У нас есть все необходимое для пассажира, коротающего время в аэропорту в ожидании вылета своего рейса: места, где можно подкрепиться, приобрести подарки и сувениры, отдохнуть в случае сильной задержки рейса.

Не могу сказать, что цены в аэропорту в разы выше, чем в городе. Разница в 10–15% зависит от формата и обусловлена затратами арендатора на персонал, логистику и себестоимость продукции. Мы предлагаем разный формат под любые возможности пассажиров – от формата «кофе to go» до кафе с официантами. На некоторых точках предлагаем уникальную продукцию, которая доступна только в аэропорту.

Будут ли меняться правила парковки на территории аэровокзала? Какие нюансы действуют на данный момент?

– Правила парковки поменялись в конце прошлого года. От наших пассажиров стали поступать жалобы на наличие пробок при въезде на территорию аэропорта. Это случалось потому, что некоторые таксисты постоянно курсировали по территории с целью не оплачивать парковку – то есть они заезжали, стояли 15 минут (бесплатное время), выезжали и сразу же снова направлялись на въезд, создавая при этом длинные очереди. Чтобы изменить ситуацию, ввели правило, в соответствии с которым повторный въезд на территорию парковки и бесплатное нахождение в течение 15 минут – времени, необходимого для высадки или, наоборот, встречи пассажиров, – возможно только по истечении одного часа.

Субсидированные перелеты – есть ли в этом списке Сочи? Кому большая выгода (аэропорт, перевозчик, пассажир) и в каких направлениях действуют?

– Субсидированные перелеты в Сочи осуществляются по 14 направлениям, среди которых рейсы, например, из Брянска, Владикавказа, Иванова, Нижнего Новгорода, Пскова, Тамбова, Ставрополя. При этом все участники процесса получают определенную выгоду. Аэропорт и город Сочи становятся доступными для жителей регионов, которые могут быстро и недорого добраться до главного российского курорта. Увеличение количества туристов способствует развитию санаторно-курортной сферы.

Авиакомпания за счет софинансирования значительно снижает собственные затраты на выполнение рейса и обслуживание воздушного судна в аэропорту. Также получает конкурентное преимущество в виде возможности продажи билетов по наиболее доступным для пассажиров ценам.

Для пассажиров значительно снижаются затраты на перелет. Сэкономленные средства могут быть потрачены на сам отдых или его продолжительность.

Сколько новых рейсов открылось с начала курортного сезона? Это новые или возобновленные?

– Главным открытием этого сезона стали прямые рейсы из Хабаровска и Владивостока. Полеты по этим направлениям были запущены в начале июля и пользовались большим интересом со стороны туристов – каждый рейс приходил с максимальной загрузкой, а осуществлялись они на широкофюзеляжных воздушных судах Boeing 747–400. Всего с начала июля было обслужено 4800 пассажиров из Владивостока и 5700 человек по направлению Хабаровск–Сочи.

Планируется ли открытие новых рейсов до конца года? Какие это могут быть авиакомпании? Из каких городов? Как часто планируются рейсы в Сочи? Насколько увеличится пассажиропоток из-за этого?

– Как правило, пик активности приходится на летний сезон. В зимний период навигации количество рейсов и направлений сокращается. Но новшества все же есть. Так, например, с конца октября авиакомпания Nordwind Airlines приступит к расширению маршрутной сети из Международного аэропорта Сочи и увеличению количества рейсов по некоторым направлениям. Помимо ежедневных рейсов в Москву в рамках зимнего расписания будут осуществляться перевозки в Воронеж, Нижний Новгород, Самару, Уфу, Казань, Оренбург и Санкт-Петербург. При этом авиакомпания откроет новые для себя направления из Сочи в Волгоград, Саратов, Тюмень и Ростов-на-Дону.

Помимо увеличения количества рейсов по внутренним направлениям мы продолжаем готовиться к возобновлению международного авиасообщения. Пока Сочи не вошел в число аэропортов, обеспечивающих международные перелеты. Но мы готовы, и как только подобное решение будет принято, сможем незамедлительно приступить к обслуживанию заграничных рейсов.

Аэропорт осуществляет и грузоперевозки? Из каких стран и какого товара это касается?

– В среднем аэропорт Сочи обслуживает 200 т грузов в месяц. Это все виды грузов, корреспонденция, скоропортящиеся товары и даже опасные грузы, такие как аккумуляторы, сухой лед и т.д. Традиционно аэропорт обеспечивает обслуживание грузоперевозок по России, странам СНГ, налаженным международным направлениям. После закрытия границ в марте текущего года грузоперевозки осуществляются преимущественно по внутренним направлениям.

Авиационный учебный центр (АУЦ) при аэропорте восстановил стандартную работу после трехмесячного перерыва из-за пандемии. Какие коррективы вообще были внесены в деятельность? И каковы уже результаты, есть положительная динамика?

– Переход на удаленный режим работы сотрудников аэропортов Сочи, Краснодара и Анапы активизировал работу преподавательского состава АУЦ по созданию курсов дистанционного обучения, проведению вебинаров и обучению онлайн. Внедрение технологии «Виртуальный класс» позволило АУЦ проводить обучения преподавателем АУЦ для слушателей из аэропортов Анапы и Краснодара.

За шесть месяцев 2020 года в АУЦ Международного аэропорта Сочи прошли обучение 2865 человек. Это на 12% больше, чем за первое полугодие 2019 года. В числе прошедших обучение – сотрудники аэропортов группы «Базэл Аэро», а также сотрудники других организаций – крупных аэропортов России и авиакомпаний. План по выручке от сторонних клиентов выполнен на 100%. Клиентами авиационного учебного центра стали сотрудники аэропортов Уфы, Липецка, Кирова, Казани, Владивостока и Красноярска.

В прошлом году АУЦ Сочи получил лицензию на обучение по рабочим профессиям. Так, стало возможно на базе учебного центра обучать операторов багажа, груза и почты. В первом полугодии 2020 года сотрудники приступили к обучению по программам «Пожарный», «Рабочий люльки», «Стропальщик».

Для обеспечения кадрового потенциала аэропортов группы компаний «Базэл Аэро» планируется разработка новых уникальных программ.

Вопрос орнитологической безопасности в аэропорту: какая система в данный момент действует, будет ли усовершенствоваться, сколько фактов попадания птиц в двигатели за все время и с начала года?

– В текущем году в аэропорту Сочи предполагается ввод в эксплуатацию нового биоакустического комплекса для отпугивания птиц. В дополнение к 17 существующим будет установлено еще пять устройств с более совершенным частотным диапазоном звучания, в трансляциях которых используются записи естественных криков бедствия и тревоги птиц, которые встречаются в аэропорту в период миграции или находятся на постоянном пребывании. Характерная черта нового комплекса – более расширенный звуковой диапазон, что позволяет максимально эффективно применять установки на данной территории. В целом комплекс будет перекрывать всю территорию аэропорта и создавать фактор беспокойства для пребывания птиц.

На данный момент в штате аэродромной службы аэропорта Сочи как пассивные, так и активные методы отпугивания птиц:

– звуковые биоакустические установки;

– пропановые пушки – имитаторы выстрела (интервал срабатывания пушки настраиваемый – от 5 минут до получаса. Возможность изменения настроек работы позволяет снизить эффект привыкания у отпугиваемых птиц);

– орнитологические сети;

– зеркальные отпугиватели;

– имитация полета хищной птицы – «кондор»;

– механические отпугиватели, пугало;

– сигнальные ракеты.

В летний сезон производится скашивание травяного покрова на летном поле аэродрома до оптимальной высоты. Это не позволяет птицам использовать территорию в качестве гнездовой, а хищным птицам – в качестве охотничьих угодий.

Автомобиль орнитологов оборудован мобильной биоакустической системой. Она позволяет отпугивать птиц не только на взлетно-посадочной полосе, но и на всей территории аэропорта.

Сейчас у аэропорта юбилейный год: в ноябре – 75 лет. Как-то будете отмечать, запланированы уникальные события, выставки, открытия памятников и т.д.?

– Да, 75 лет – это большая дата и событие для всех сотрудников аэропорта, поэтому, несмотря непредвиденные трудности, вызванные пандемией, мы все же планируем отметить юбилей. Живы ветераны, которые в годы войны детьми строили наш аэропорт, потом работали и связывали с ним свою жизнь. Мы благодарны им за труд и самоотдачу. В том числе для них будет организован юбилей. А еще мы хотим, чтобы тепло и добрые воспоминания остались в памяти наших пассажиров, сотрудников и партнеров. Не будем забегать вперед, но скажу, что мы планируем серию мероприятий, которые будут выстроены в одну праздничную линию. Старт уже был дан организацией официального споттинга, который состоялся 15 августа. 10-часовой марафон был посвящен юбилею аэропорта и собрал более 50 участников со всей страны. 


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спор цифровых и аналоговых "аборигенов"

Спор цифровых и аналоговых "аборигенов"

Злата Савицкая

В будущем лидером станет тот, кто лучше сумеет мотивировать подрастающее поколение на получение знаний

0
1549
Доктор Александр Румянцев: детям и пенсионерам нужны бесплатные медикаменты

Доктор Александр Румянцев: детям и пенсионерам нужны бесплатные медикаменты

Татьяна Астафьева

В России важно увеличить финансирование здравоохранения, уверены врачи

0
1263
Начинающий винодел

Начинающий винодел

Вячеслав Харченко

Рассказы о гибели бактерий и Новом годе на высоте 10 тысяч метров

0
2468
Куратор Сергей Фофанов: "Триптих Амшея Нюренберга после "Индустрии социализма" никто не видел"

Куратор Сергей Фофанов: "Триптих Амшея Нюренберга после "Индустрии социализма" никто не видел"

Дарья Курдюкова

Отмечая 300-летие Кузбасса, в Третьяковке показывают индустриальную тему в искусстве с 1920-х по нулевые

0
2417

Другие новости

Загрузка...