0
2012

07.06.2001 00:00:00

Бегство в Стамбул

Тэги: культурный, туризм, Турция, Стамбул


Турецкая кожа начинается в аэропорту. Рукоятки в автобусе подмывает срезать себе на ремень - так хороша выделка! - но вовремя спохватываешься: ведь не за кожей, не за кожей отправились мы в дорогу.

Турки небогаты, лукавы и практичны - процедуру въезда в страну они упростили до минимума. Поэтому вместо того, чтобы покупать фальшивые ваучеры и тратиться на фотографии, ты платишь на таможне десять долларов - и валишь на все четыре стороны.

Такова турецкая демократия.

Такси несется вдоль Босфора, где на дальнем рейде маячат пешки сухогрузов и танкеров. Открываешь окно, смотришь на сверкающую рябь волны и глазам не веришь: вот он, проходной двор истории, коммунальная кухня, где две с лишним тысячи лет склочничали народы и государства. Вот по этой водичке ходили туда-сюда греческие галеры, российские корабли, фрегаты крестоносцев и немецкие подводные лодки. Вот здесь переплывал Босфор султан Сулейман в одежке дервиша - узнать, что о нем говорят в народе. Тут натягивали знаменитую цепь, чтобы закрыть вход в бухту. Там дымил у причала крейсер "Отважный" с русскими беженцами из Крыма.

Все сходится. Конец пути

Первый запах города: подгоревший кебаб и мокрая шерсть, гниль отлива - и макрель с луком на углях.

На трассе тем временем - полный бардак: движение машин напоминает тараканьи бега, оранжевые такси лезут носом в кучу как жуки-пожарники, каждую секунду хватаешься за ремень, но ремня - нет как нет. Наконец наша машина вырывается вперед и летит вдоль зеленого газона, на котором лежат огромные красные туши. Сегодня праздник - и мясо продают с кости: можно выбрать кусок на ужин. Мяса много, очень много, его хватает на всех: чайки тащат по воздуху бараньи кишки, в костях брезгливо копошатся собаки, дорогу перебегает пацан с бычьим хвостом в руках. Машина резко тормозит - шофер улыбается, кричит что-то вдогонку, снова дает газу и тараканьи бега продолжаются.

Зато впереди!

Впереди клинком Пророка сверкает Золотой Рог - бухта с тупым карандашом генуэзской башни по верху. На счетчике - несколько миллионов турецких лир, но какие тут, к черту, деньги, когда в боковом зеркале у тебя Босфор, а в центральном - Айя-София? Когда с неба вдруг, как петухи, начинают перекличку муэдзины, а правоверные, скинув обувку, идут на молитву?

Ты выходишь на центральном Галатском мосту, который соединяет берега Золотого Рога. Ты стоишь среди толпы праздных горлопанов (все - в пиджаках), жуешь горячую макрель с луком (когда успел?) и озираешься по сторонам: неужели - все? конец пути, конец истории, приплыли-приехали, баста? вот оно, узилище цивилизации, ее печень и сердце, ее требуха, - и нет дороги дальше, потому что здесь все сошлось, и смотрит на тебя, и ждет ответа.

Крем-брюле на постном хлебце

Город - слоеный пирог: оттоманские розочки крем-брюле на постном византийском хлебце, медовые коржи Константинополя, пористый шоколад эпохи Ататюрка, подавать с поп-корном времен демократии. Культуры и эпохи трутся друг о дружку задницами как чистильщики сапог на рынке, но ведь мы-то с вами не лыком шиты: самое интересное - на стыках!

Здесь нет ничего в "чистом виде" - ни востока, ни запада, ни Европы, ни Азии, ни христианства, ни традиционного ислама: так что если вам нужна монохромная культура, этот город не про вашу честь. Стамбул вобрал и переварил десятки цветов, но - парадокс! - в итоге мы имеем не мутный бульон, а единый ковровый узор, где сошлись все линии и цвета.

"Обман неверного угоден Аллаху"

В Стамбуле обсчитывают все: продавцы тюльки и таксисты, салепщики и лавочники, чистильщике обуви и торговцы коврами. "Обман неверного угоден Аллаху" - это суеверие здесь до сих пор работает. Таксист всю дорогу говорил со мной о России - а потом кинул на десять миллионов. Детский взор, улыбка во все зубы, "мой брат жить в Урал" - а я же ему в результате и должен остался.

Артист!

Ценников в городе нет принципиально - цена на товар рождается из борьбы противоположностей: вашей трусливой скаредности - и их уступчивой настойчивости. Курдский ковер - уникальный орнамент на белом фоне, до сих пор нахожу неведомых пташек в узоре - я купил на Большом базаре за две стони. Начинали - с тысячи.

Особенно раздражает их манера все время смотреть вам в глаза. Поэтому первый день в Стамбуле кажется, что все эти улыбчивые люди на самом деле плетут вокруг тебя какой-то страшный мировой заговор. Но уже на второй день ты вспоминаешь детскую игру в "гляделки" - и начинаешь подыгрывать: громко торговаться, махать руками, говорить на всех языках сразу и цокать языком. Турки одобрительно кивают головами, оценив талант перевоплощения - и уступают вдвое.

Short story-2

В четвертом веке нашей эры римский император Константин, официально "разрешивший" христианство, совершает исторический жест. Он переносит столицу империи из Рима "на край", "к воде", в исток и устье торговых путей восточного мира: в крошечный греческий Византий на берегу Босфора, известный еще с седьмого века до Рождества Христова.

Мы вряд ли узнаем бытовую причину великого переселения - ясно лишь то, что история тут била дуплетом. Проповедуя христианскую доктрину, император "восстанавливал конституционный порядок" на независимых территориях, а Церковь получала от власти "госзаказ": стройтесь, богатейте и распространяетесь - мы "проплатим". Этот вариант христианства (вместе с двуглавым орлом, кстати), Русь и получила от Константинополя в наследство. "Проценты" с этого "подарочка" мы платим и по сей день.

Византийский "слой" сохранился в Стамбуле более чем сносно. Если вам нужна Византия, двигайте на левый берег Золотого Рога, в старинный "имперский" район Кагалоглу. Это примерно десять минут пешего ходу по трамвайным путям от Галатского моста, где вы не забыли (не забыли?) съесть ритуальную макрель на углях с луком и солью.

Айя-София, "главный храм", клонированный по всему православному миру, похожа скорее на гигантскую приземистую чернильницу с перьями минаретов, чем на образец для подражания. Снаружи она совсем неказиста, но таков итог истории: слишком часто приходилось ее перестраивать, чтобы нам досталось хотя бы такое зрелище.

Но внутри!

Нет более величественного зрелища в Стамбуле, чем Айя-София внутри, поскольку здесь вы видите не архитектуру, а - время. Время - "объективный коррелят" христианства - вот главный герой в этих стенах: тут камни, как стекляшки на море, обкатаны его течением, а колонны, похожие на оплывшие свечки, лоснятся от триллионов прикосновений и взглядов. Так что мне писать об этом соборе, ей-богу же, не с руки. Скажу только, что больше всего меня поразила мраморная облицовка стен. Это значит, что плиты с идентичным рисунком (соседний спил) ставят стык в стык и в этом симметричном узоре мерещатся свиные рожи, козлиные рога и сатанинские бороды.

Не самое, в общем, "христианское" зрелище.

Я же провел в соборе несколько часов вот по какой еще причине - я пытался найти на галереи рисунок средневекового кораблика "под парусами", который был "заявлен" в моем путеводителе. Кораблик, однако, не отыскался, так что у меня - просьба: окажетесь в Софии, сделайте одолжение, поищите. А я вам когда-нибудь след от руки Богородицы покажу.

Вход в другое потрясающее сооружения византийской эпохи находится напротив Софии, в переулочке Yerebatan. Это - подземное водохранилище, откуда питьевая вода поступала в дома Константинополя. Представьте себе, что на Кропоткинской (или Семеновской) частично вырубили свет, а пол по колено залили водой - это и будет Basilica Cistern. Вы могли, впрочем, видеть ее на экране - Кончаловский снимал тут "загробный" эпизод своей "Одиссеи", подпалив лужи нефти на темной водичке.

Теперь тут эхо, и капает за воротник - а под мостками шныряют тени неведомых тварей. При мне случилось в подземелье замыкание и - вот оно! - в кромешной тьме побежал по спине жуткий холод, зашевелился страх "от века", и всей цивилизации - как не бывало!

Потом свет зажегся и я снова увидел ряды колонн, на которых в качестве узора были каменные кружочки на стебельках. Местные путеводители будут уверять вас, что эти кружочки символизируют слезы загубленных каменотесов, но не верьте местным путеводителям. Перед вами традиционный восточный орнамент - павлиний глаз - а не греческая лирика или средневековый европейский символизм.

И вообще - чем быстрее вы в Стамбуле забудете стереотипы европейской мифологии, тем больше у вас будет шансов понять колорит этого города, основанного в том числе и на исламской традиции.

Узор в пространстве

Мир ислама орнаментален, но что такое орнамент, как не разумное распоряжение светом? И что такое бесконечные сады Стамбула, как не рисунок на небе, сквозь который пробивается солнце? И не отсюда ли каллиграфия арабской вязи, которая "пропускает" и питает себя смыслом, не задерживая его? В здешнем религиозном искусстве нет "образов и изображений" - но разве можно запечатлеть непостижимое? Глядя на изразцы в гареме дворца Топкапы, я вспоминал Матисса и европейский пуантилизм - они ведь тоже отсюда: из желания выткать воздух, раскинуть сети, исполнить невероятное. Художники европейского мира всю жизнь искали способ остановить мгновение - копировать свет: но делали это с помощью времени. А в исламе времени просто нет, оно превратилось в светоносное пространство, которое и есть - реальность, что - ежемгновенна. Пространство - вот "объективный коррелят" ислама: отсюда и переклички.

Ислам показывает, что "мир велик и прекрасен", и мусульманин - это, в сущности, всего лишь тот, кто обомлел и изумился его красотой и единством, и забыл про время. Вот в этом - увидеть и обомлеть, а потом постичь добрую волю, которая ведет тебя в дебрях этого фантастического узора, и довериться этой воле и принять ее, и познать ее - состоит суть ислама: что бы вам ни показывали по телевизору. Только с таким чувством следует ехать в Стамбул. Иначе путешествие - псу под хвост: ничего нового вы для себя в городе не откроете.

Short story-3

29 мая 1453 года, после 54-дневной осады, пушки турецкого султана Мехмета II разрушили стены Константинополя, построенные еще при императоре Феодосии. Город сдался на милость победителю и началась новая - третья по счету - история этого заколдованного места. С этой поры город будет называться Стамбулом. Он станет столицей, но уже другой - теперь уже Османской (и исламской) - империи: ведь свято место пусто не бывает, не так ли?

К моменту падения города византийская империя трещали по швам и скукоживалась как шагреневая кожа. Огромные территории охраняли наемники - то есть товар, легко переходивший из рук в руки. В довершении всех горестей города мимо по своим делам проходили крестоносцы "четвертого созыва". Это они, подстрекаемые лукавым венецианским дожем Энрико Дандоло, разграбили город: квадрига со здешнего ипподрома до сих пор красуется на фронтоне Сан-Марко, а знаменитые равенские мозаики попали в Италию со стен Айя-София.

Империя "Вавилон"

С приходом "новой власти" Стамбул стал активно строиться. Первым делом, конечно же, - мечети, бани и Большой Базар: треугольник, в котором бьется сердце восточного города. Чуть позже, однако, Стамбул превратился в самый настоящий мегаполис - "открытый город", где мирно жили все кому не лень - армяне, турки, арабы, сефарды, греки и даже генуэзцы, которые, впрочем, прижились здесь еще с XIII века, когда помогали освобождать город от алчных соискателей Гроба Господня.

Квартал, где жили "народы мира", находился на правой, "вавилонской" стороне Золотого Рога - там, где генуэзская башня Галата, с которой виден рисунок ландшафта. Район этот раньше назывался "Пера", потом был переименован в "Бейоглу", но гения места ведь не обманешь - до переезда столицы в Анкару тут все равно стояли посольства, самое знаменитое из которых, английское, где бывал Байрон, до сих пор ютится на задворках галатасарайского рыбного рынка.

Байрон, рыба, чипсы... Все правильно.

Да и сегодня, гуляя по "вавилонскому" Стамбулу, то и дело натыкаешься на армянский клекот, русский гвалт или печальный выговор еврейский - натыкаешься и думаешь о прежней "вавилонской" Москве, где тоже, тоже ведь была и Маросейка со своими хохлами, и Татарская слобода, и немчура в Лефортово.

Куда все, господи, делось? И почему? Одна улица Вавилова только и осталась.

...Ислам - религия функциональная: благодаря именно этому свойству в Стамбуле сохранились почти все христианские храмы византийской эпохи. Новые хозяева просто пристроили к соборам свои минареты, закрасили мозаики - и стали совершать молитвы там, где еще вчера отправлялись службы христианскому богу. Поэтому в наше время реставраторам надо было лишь расчистить верхний орнаментальный слой, чтобы обнаружить под ним уникальные росписи и мозаики ранневизантийского периода. Как, например, в храме Спасителя, что в Хоре (буквально - "на окраине"), где на одной из фресок руки святых тянутся навстречу одна другой как у Микеланджело в Сикстинской капелле.

Матисс в Топкапы, Микеланджело в Хоре, Байрон у рыбного рынка - я же говорил: рано или поздно в Стамбуле все сходится.

Бай

Самым знаменитым султаном империи был, конечно же, Сулейман Великолепный (1520-1566). Это в его эпоху опричники султана отыскали в Анатолии юношу и привели ко двору. Это в его правление юноша из Анатолии стал знаменитым Синаном, главным архитектором города - и построил лучшие мечети города, при виде которых таксисты цокают языком и едут на красный. Я знаю, что ноги каждый раз несут вас к раскидистому шапито Голубой мечети. Я знаю, что она фантастически хороша (особенно ночью с подсветкой), но поверьте мне - слишком кокетлива, грациозна, искусственна. Другое дело - Сулейманийя: великая мечеть султана, который держал при себе такого архитектора. В ограде мечети оба они - художник и царь - и похоронены: по разные стороны от главного входа.

А вот еще один симпатичный и почти "барочно-петровский" персонаж империи - султан Ахмет III (1703-1730). В историю вошел как любитель тюльпанов, которыми засадил пол-Стамбула, после чего период его правления так и назвали: "Тюльпановый". Жил он недолго, но красиво. Забросил войны, сдал дела и бумаги визирю - и стал утонченно роскошествовать. Любил мечети в стиле барокко и газоны. Застроил берега Босфора китайскими павильонами и виллами, где хандрил, пьянствовал и пускал шутихи. Приказал завести в городе фонтаны, которые бьют до сих пор. Целое посольство потащилось по его приказу в Париж с одной только целью - разузнать и закупить то, что носят в Европе.

Современные турки стесняются своего имперского прошлого, отгораживаются от Византии и Константинополя, ратуют за национальную идентичность. Им бы - на полных правах в Европу, чтобы Олимпиада в Стамбуле: как "у людей". А зря. Ведь Стамбул уникален тем, что этот город - живой символ конца истории с большой буквы, которая безнадежно запуталась на этом самом заколдованном месте и превратилась в узор-орнамент, где нет уже времени, а только - пространство со светом. Поэтому главное и бесценное наследство, что досталось нынешним туркам от прошлого - это не византийское христианство, римский декор или демарши Ататюрка, а высветленное и вычувствованное в этой имперской мешанине искусство ислама, которое только с этой точки зрения - конца Истории - начинает вдруг играть всеми своими оттенками.

Баян

Оттенки оттенками, а "повседневная жизнь" султанов - это, конечно же, дворец Топкапы, что пристроился на задах у Софии (не каламбур). Оттуда же - самый великолепный вид на Босфор, Азиатскую сторону Стамбула и Мраморное море, которое сверкает на солнце меж пиний.

Сам дворец состоит из обширных дворов, структурно напоминающих "питерские колодцы": та же пропускная система. В самом дворце много всякой музейной всячины, от которой рябит в глазах, хотя стоит, конечно же, посмотреть и на волос из бороды Пророка, и на отпечаток его ступни. Это - как бы это сказать? - охолаживает, что ли.

Слева от музейных помещений - не доменные печи, а дворцовые кухни, где парили и жарили, а потом выкладывали на голубые блюда - и подавали для всей царской кодлы. Стиль "Industrial", в наушниках желательно - "техно".

Ну и гарем.

Гарем - структура иерархическая: это вам не групповуха, а система мирного и - что самое главное, продуктивного - сосуществования. Главной фигурой в гареме (а подчас и во всей империи) была мамаша Султана - за ней всегда оставалось последнее слово, особенно если сыночек был рохлей. Следующими в иерархии числились дочери Султана. Потом шли так называемые kadins - официальные жены султана и его фаворитки. За ними значились gozdes - барышни, на которых султан только положил глаз, и, наконец, ikbals - женщины, с которыми он спал прежде.

То есть султан, как порядочный мужчина, отвечал за всех женщин, с которыми он когда-либо состоял - или собирался - в отношениях.

За всем этим выводком лебяжьим следили черные евнухи, которых отбирали в определенных провинциях империи. День в гареме напоминал будни курортного санатория - косметические и лечебные процедуры, игра на инструментах, уроки танцев, купания в бассейнах, баня (краденая картина Энгра минус европейская похоть), воспитание общих детей и ожидание мужа: то есть абсолютное "женское счастье". С "уверенностью в завтрашнем дне" тоже все было в порядке - после смерти султана "женская половина" переходила наследнику, отчего гаремы разбухали иногда до размеров невероятных.

Осколки разбитого вдребезги

Если вам надоел пафос имперской застройки отправляйтесь обратно, на правую сторону Золотого Рога: в Бейоглу. Это европеизированный квартал-треугольник, увенчанный сверху площадью Таксим, что с турецкого означает "распределитель воды": как оно, собственно, раньше и было. На склонах по направлению к Босфору в Бейоглу селится интеллигенция и профессура, здесь чисто и чинно, а дома ничем не отличаются от лондонской или парижской застройки начала века. Именно в этом районе живет классик турецкого соцреализма Ведат Туркали, именно здесь путем сложных вычислений и случайных звонков я все-таки отыскал Орхана Памука - и мы встретились у него в студии с чудовищно великолепным видом на пролив и мечеть с отколотой после грозы макушкой минарета.

Сама же площадь Таксим - в двух шагах, и тут - центр злачной жизни, местная Пушка, неугомонный пятачок, где всю ночь кипит жизнь, пахнет шиш-кебабом и шныряют таксисты, подбирая (или обирая) загулявших голубчиков. Отсюда берет свое начало Истиклал-каддеши, то есть проспект Независимости. Но похож он больше на рядовой, хотя и замызганный, европейский стрит, набитый банальными бутиками, Макдональдсом, где подают кавун и йогурт, и стандартным набором магазинов ширпотреба.

Это и есть "независимость" по-турецки.

А вот если пройти Истиклал насквозь и вырулить направо, попадешь к знаменитой гостинице "Пера Палас", которую построили специально для пассажиров Восточного экспресса в 1892 году.

Маршрут знаменитого поезда начинался в Париже, имел протяженность в 2900 километров и покрывал расстояние до Стамбула за три дня. Конечным пунктом была станция Sirkeci, которая до сих пор принимает европейские поезда как раз под садами султанского дворца Топкапы (удобно: сиганул из гарема - и на поезд, только тебя и видели). Среди пассажиров экспресса мелькают известные персонажи: Грета Гарбо, Агата Кристи, Жаклин Анассис, Сара Бернард, Мата Хари и сам Ататюрк, чьими портретами до сих пор увешана вся Турция.

В местном баре неплохо выпить кофе - среди ширм и разностильной рассохшейся мебели. Но лучше перейти напротив, в гостиницу "Лондра": здесь меньше пафоса, но гораздо уютнее. Особенно хорошо посидеть здесь ранним утром, когда нежаркое солнце бьет косыми лучами, в клетках ворчат на своем попугаи, а канарейки только начинают пробовать осипшие со сна голоса. Да-да-да: в этих самых креслах тянул вискарь Хемингуэй, а по коврам звякали саблями инвалиды Галлиполи. Здесь подкатывали с разговорчиками двойные агенты всех мастей и сортов. Вдоль стен тут выставлена коллекция старых радиол, патефонов и музыкальных автоматов, которые - ей-богу! - работают. Поэтому я выбираю песенку "My girl from Honolulu", заказываю кофе - и открываю книгу о суфиях.

"Шерстяные люди"

Исламские мистики и масоны, поэты, раскольники и анахореты - от "суфи" ("шерсть", дешевка), в которую они одевались. Мевляна (он же Джалалуддин Руми) среди них самый известный, но известность - звук пустой: так что вперед, через узкую дверь в белой стене переулка Галип Деде в тайный сад города, капище его сердца и цветник его души - в суфийский монастырь Мевлеви.

Даже если хлеб твой насущный в Китае,
Конь обретения уже оседлан
И либо торопиться доставить тебя к нему,
Либо доставляет его к тебе, пока ты спишь.

Это писал о путеводном понятии "ризк" ("хлеб насущный") Сана"и, один из знаменитых суфиев, - писал еще в XII веке, но с тех пор, строго говоря, мало что изменилось: опыт богопочитания и богопостижения по-прежнему укладывается только во вдохновенные формы: строфа, ноты, танец. Поэтому в последнее воскресение месяца тут исполняется знаменитый "сама", или танец "Крутящихся дервишей" - двадцать минут на одном месте с приподнятыми руками в качестве медитации: русские балерины могут не беспокоиться, им такое не снилось. Согласен, действо нынче насквозь туристическое, но ведь в суфизме - как и в исламе - все зависит от интерпретации. Система тут открытая: бери, сколько сможешь, понимай, как знаешь или проходи, проглядев, мимо: твое дело.

Конец Истории

Как я уже говорил, в имперской части Стамбула на закате делать решительно нечего - после вечерней молитвы жизнь тут затихает, лавки закрываются и только ветер на базаре гоняет, как пес кошек, обертки. Вечером лучше оказаться там, на "вавилонской" стороне Золотого Рога - в Бейоглу, где рестораны, кабаки, кино и дискотеки.

Турки - мастера по части мясной и рыбной кухни. Изумительную баранину в маленьких погребках подают в присутствии хозяина, а на рыбном рынке можно выбрать морскую тварь с поддона и через четверть часа ее принесут вам в зажаренном виде. Дожидаясь окуня или тюльки (а мелкая тюлька здесь чудо как хороша), закажите вина - местные белые и красные вина имеют оптимистический запах и бодрый пестрый вкус. В качестве дижистива подойдет прозрачная ракия - местная анисовая водка. При разбавлении водой ее цвет меняется на молочный, так что издали кажется, что люди держат в руках белые лампочки.

Чем не турецкий Магритт?

Или: на закате, но не раньше и не позже, вы спускаетесь на пристань Эминеню (вслушайтесь в этот детский лепет: Эминеню). Вы садитесь на обшарпанный рейсовый пароходик, который заменяет здесь наземный транспорт и отходит каждые десять минут. Вам нужно плыть в сторону Черного моря, до, скажем, Еникея - это около часа, минуя грандиозные мосты Босфорский и Фатиха Мехмета.

Закат над Стамбулом с воды - зрелище незабываемое: розовое, в разводах чернил, небо - и синие телебашни минаретов, утопающие в садах Топкапы. Гребенки мачт кораблей на приколе - и ревматические суставы университетских башен.

Тем временем солнце садится и вокруг начинает стремительно темнеть. В ответ Стамбул, город городов и столица столиц, так же стремительно развешивает на склонах гор гирлянды своих фонарей - и превращается в гигантскую новогоднюю елку, которая опрокидывается вниз и отражается в черной воде Босфора, где в кромешной темноте его дна лежат: греческие рабы и крестоносцы в доспехах, английские моряки и немецкие подводники, русские адмиралы и венецианские дожи, американский летчик, сбившийся с курса, и отряд египетских всадников, дочь султана и сто тысяч безымянных военнопленных, которые никак не могут выбраться из трюма, болгарский цари со свитой и мудрецы из Смирны, тридцать тысяч мятежников из Ники и венгерский врач со своим непромокаемым саквояжем, астролог из Белградского леса - и писатель из Нишанташи, утонувший в Босфоре по пьянке.

"Это и есть конец Истории", - думаешь ты, глядя вниз, и только вода все стучит и стучит в белый борт корабля: как будто ничего не случилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены новостроек отстают от общей инфляции

Цены новостроек отстают от общей инфляции

Ольга Соловьева

Жилье стало менее доступным для россиян

0
959
От борьбы с иноагентами никто не уйдет

От борьбы с иноагентами никто не уйдет

Иван Родин

С 1 сентября и граждан, и организации будут наказывать за воспрепятствование Минюсту

0
1060
Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

Министр финансов ФРГ высказался за увеличение оборонных расходов страны

0
337
Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Госдума приняла живое участие в "Бесогоне"

Иван Родин

Михалков призвал к единению всех властей с президентом и народом

0
1390

Другие новости