0
7025
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

15.04.2019 20:25:00

Зачем американцам Северный полюс, а японцам – Курильские острова

Арктический лед тронулся, господа политики!

Игорь Шумейко

Об авторе: Игорь Николаевич Шумейко – историк, публицист.

Тэги: арктика, арктический форум, судоходство, трафик, северный морской путь


арктика, арктический форум, судоходство, трафик, северный морской путь Фото pixabay.com

На V Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» (9–10 апреля, СПб.) одной из главных была тема Северного морского пути (СМП), шире: свобода судоходства в Арктике. Важность ее  повышается с каждым годом, каждым градусом глобального потепления (в Арктике оно идет в четыре раза быстрее). Судоходство скоро может стать круглогодичным. Уже сейчас объем трафика – 20 млн т/год – в три раза перекрыл рекорд Советского Сюза в 1987 году. А к 2025 году он должен достигнуть 80 млн т.

Но вместе с Северным Ледовитым океаном «оттаивают» и претензии. Накануне в статье в Washington Examiner (США) командующий ВМС США в Европе и Африке,  возглавляющий объединенные морские силы НАТО, адмирал Джеймс Фогго сформулировал позицию США: «Эта территория не принадлежит никому. К ней должен быть свободный доступ всех стран Арктического совета, членом которого мы являемся. Китай не является участником Арктического совета, хотя и получил статус наблюдателя. Они хотят удостовериться, что у них есть возможность пересечь Северный полюс и совершать торговые перевозки… Американские компании не заинтересованы в использовании «Полярного шелкового пути».

Перед самым началом арктического форума в Москве прошла конференция общероссийского Движения поддержки флота (ДПФ). Там прозвучали российские аргументы и контраргументы.

Председатель научно-экспертного совета Морской коллегии при правительстве РФ Лев Клячко говорил о работе над Морским законом РФ. Этот закон позволит, например, принять положение, что каботаж (движение коммерческого грузового, пассажирского судна между морскими портами одного и того же государства) в России осуществлялся только своими судами.

США заявляют о «всеобщности Арктики», но у них самих с 1920 года действует именно такой закон о каботаже, и принятие нашего аналога – необходимо. А весь СМП, от Мурманска до портов Дальнего Востока, – каботажная линия России.

Можно вспомнить и пример «владычицы морей» Англии. Мало кто помнит, что затертая фраза о «невидимой руке рынка, которая все расставит», была высказана Адамом Смитом в «Исследовании о природе и причинах богатства народов», где он восхваляет «Навигационный акт» (1651) Кромвеля. Согласно этому акту товары ввозились в Англию только на английских судах. Было и несколько исключений, но… каботажное плавание – только английские суда!

Этот «Навигационный акт» мгновенно вызвал тогда войну с Голландией. И Адам Смит, столп, гуру мирового экономического либерализма, признавая подрыв свобод «Актом Кромвеля» ради интересов своего флота, посылал те свободы (торговли, судоходства) – ко всем, вероятно морским, чертям!

На этом фоне призывы открыть Российскую Арктику, «общечеловеческое достояние», смотрятся особо интересно. Правда, помощник президента России Игорь Левитин, делая доклад на конференции ДПФ, уточнил: уровень перевозки 80 млн т/год по СМП – это национальный проект. Выполнение его на первых порах потребует анализа: какой класс судов у нас отсутствует – и составления списка исключений, допуска иностранцев на три года. Но эти исключения будут делаться на основе закона,  утверждающего полное, неотъемлемое право России на свой Севморпуть.

Руководитель администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива Николай Татаринов доходчиво объяснил суть Курильского вопроса: «Японцам нужны не острова – а проливы между ними!»

Действительно, Курилы – важнейшее продолжение Севморпути к портам Приморья, Приамурья, Сахалина, Кореи, Японии… Плюс богатейшее гидробионтами Охотское море – важнейший маршрут еще и промысловых судов. Но здесь же – сложнейшие в Мировом океане погодные условия: шторма, туманы, с мостика не видно своего флагштока.

Обладание Курилами позволяет по обстановке выбирать маршрут: западнее, по Охотскому морю, или восточнее – по океану. Установив на островах станции автоматизированной проводки судов, японцы станут контролировать весь вдолькурильский трафик. Как нашим судам, пройдя Арктику, Камчатку, дойти до Приморья, Кореи, важнейших портов Восточной Азии – решать будут хозяева проливов!

В 2005 году ведущий геофизик мира, академик Георгий Голицын сообщил мне, что его знакомый, заместитель директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, профессор Леопольд Лобковский  разработал научную теорию, описывающую механику и предсказывающую масштабы подводных землетрясений, в частности знаменитого Суматранского 2004 года и его афтершоков. Выводы теории, кстати, должны быть учтены в строительстве портов на Дальнем Востоке.

А на нынешней конференции ДПФ директор Института океанологии РАН Алексей Соков объяснил, как уровень научных исследований влияет на позиции стран при нынешнем глобальном разделе ресурсов открытого океана: «Научно обоснованные данные ныне важнейший аргумент стран – претендентов на ископаемые океанского дна, уровни добычи морепродуктов».

Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации Дмитрий Колодяжный кроме обширных программ строительства военных, торговых, промысловых судов не забыл и новый актуальный класс: корабли для арктического морского туризма, ставшего в США, Канаде многомиллиардным бизнесом.

Так наработки, предложения ученых, адмиралов, «морских практиков» на конференции ДПФ позволили ее участникам, приехавшим в Петербург на арктический форум, быть во всеоружии.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

На севере Красноярского края пересчитали диких оленей

Елена Крапчатова

Сибирские ученые при поддержке "Роснефти" провели самый масштабный мониторинг миграции важных для Арктики животных

0
923
Украина решила выйти из черноморской сделки

Украина решила выйти из черноморской сделки

Наталья Приходко

Посредничество Анкары опять оказалось безуспешным

0
3399
Транспортная артерия в ожидании грузов

Транспортная артерия в ожидании грузов

Борис Николаев

Хватит ли запасов углеводородного сырья для расширения поставок по Севморпути

0
6091
Пентагон подозревают в намерении окопаться на юге Йемена

Пентагон подозревают в намерении окопаться на юге Йемена

Игорь Субботин

Архипелаг Сокотра превращается в новую точку давления на хуситов

0
3432

Другие новости