0
6307
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

21.07.2021 19:52:00

Миллиардеры осваивают космос

Как сделать суборбитальный туризм приемлемым в общественном мнении россиян

Сергей Кричевский

Об авторе: Сергей Владимирович Кричевский – доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва), военный летчик 1-го класса, бывший космонавт-испытатель.

Тэги: космос, суборбитальный туризм, брэнсон, безос


космос, суборбитальный туризм, брэнсон, безос Фото Reuters

В год 60-летия первого полета человека в космос совершен новый рывок человечества за пределы Земли. Принципиально новое достижение – начало полетов космических туристов на специально созданных и относительно дешевых многоразовых частных космических системах.

До этого туристы в космос летали только с применением технологий и техники, созданных по государственным программам. Россия в 2001–2009 годах на космических кораблях «Союз» осуществила восемь полетов на Международную космическую станцию семи космических туристов (один из них слетал дважды). Стоимость каждой космической турпутевки была около 20–35 млн долл. CША.

Всемирный космический туристический сезон – 2021 даже в условиях пандемии коронавируса организовали и открыли два миллиардера: Ричард Брэнсон из Великобритании (ему 71 год) и Джефф Безос из США (ему 57, он самый богатый человек Земли). Причем это не просто их личные успехи, но важный вклад в развитие космических технологий в организационно-управленческом, техническом, экономическом, социальном и других аспектах.

Брэнсон основал компанию Virgin Group, затем в ее составе в 2004 году корпорацию Virgin Galactic. 11 июля он и три сотрудника Virgin Galactic совершили полет с использованием самолета-носителя VMS Eve, с которого на высоте 16 км стартовал ракетоплан VSS Unity (им управляли два пилота), на высоту около 86 км, затем успешно приземлился на аэродроме.

Безос в 2000 году создал аэрокосмическую компанию Blue Origin. 20 июля он и трое его спутников выполнили первый пилотируемый полет на космическом корабле New Shepard, причем в автоматическом режиме, с использованием ракеты-носителя, на высоту около 100 км. Ракета отделилась и приземлилась, а капсула c людьми благополучно спустилась на парашютах.

Таким образом, доказано, что новые многоразовые технологии, используемые в этих двух разных проектах, позволяют совершать безопасные суборбитальные полеты людей в космос. Но существуют значительные реальные риски, поэтому в процессе регулярных и массовых полетов людей еще предстоит доказать достаточно высокий уровень надежности и безопасности. Экономические аспекты также предстоит прояснить: сейчас цена турпутевки около 250 тыс. долл. США.

Сверх того, есть и третья частная система, которую создал и эксплуатирует миллиардер Илон Маск (США): многоразовый корабль Crew Dragon, выводимый в космос ракетой Falcon-9, в 2021 году начнет возить космических туристов. Но турпутевки на нем, как и на «Союзе», будут слишком дорогими. Заметим, что у Безоса космический туризм – необходимая, но лишь начальная цель на пути к масштабному освоению космоса, и он конкурирует с Маском в проектах по новой лунной программе NASA «Артемида».

Я курсантом военного училища летчиков самостоятельно летал на реактивном Л-29. В 1989 году был в отряде космонавтов и готовился к полету в качестве командира корабля «Союз» на станцию «Мир», но не довелось… Поэтому отношение к космическому туризму у меня особое, как у большинства космонавтов-профессионалов. Особенно по социальному и экономическому аспектам. Получается, что можно купить в одном пакете туристический полет в космос и статус космонавта, астронавта.

В мире за 60 лет слетало в космос около 600 человек, активных (действующих) космонавтов-профессионалов сейчас около 100–150 человек, необходимо же максимум 200. Но с началом массовых полетов космических туристов будет гораздо больше, чем профессионалов. А у профессионалов жесточайшие требования и очередь на полеты.

Вместе с тем даже суборбитальный полет в космос могут и хотят оплатить далеко не все миллионеры: не у всех есть лишние 200–300 тыс. долл.

Каков выход из тупика, как реализовать космическую мечту простому землянину или даже космонавту-профессионалу, который «завис» в очереди? И как, развивая космический туризм, учитывать социальные, экологические и другие проблемы на Земле, особенно проблемы людей, которым вовсе не до полетов в космос?

Предлагаю организовать Всемирную космическую туристическую лотерею как международный социальный проект. Вариант: билет стоимостью до 1000 долл., причем из них 50% идут на решение земных проблем. Например, 25% – в фонд лечения детей, 25% – в экологический фонд, а остальные 50% – на полеты в космос. Такая цена космической путевки сравнима с турпутевкой на Земле.

Летают только выигравшие участники лотереи. Каждому, кто слетал, выдается сертификат плюс официально присваивается статус космического туриста. Но если выигравший отказался от полета (вне зависимости от причин), деньги (как эквивалент выигрыша) не выдаются, а возвращаются в фонд проекта. Далее происходит новый тур лотереи с розыгрышем свободного места на полет. Каждому «отказнику» выдается персональный сертификат с указанием, что он внес важный реальный вклад в общее дело и совершил «условный» полет в космос. Каждому, кто купил билет, но не выиграл, выдается сертификат с присвоением статуса «кандидат в космические туристы» (но без слов об «условном» полете).

В России с учетом социального расслоения людей космический туризм необходимо сделать приемлемым в общественном мнении и практике. В перспективе это будет возможно через реализацию проекта Всероссийской космической туристической лотереи, а также – и это главное! – через создание принципиально новых дешевых и доступных технологий полетов в космос.

В XXI веке происходят генерация, апробация, воплощение новых технологий массового освоения космоса: правовых, организационных, технических, экономических, социальных, экологических и др. При этом возникают новые отношения, возможности и проблемы, которые вряд ли отрегулирует рынок космического туризма.

Туристические полеты в космос, видимо, в перспективе станут массовыми и доступными сотням и тысячам людей, смогут дать важные импульсы для развития и самореализации землян, особенно для молодежи, для развития аэрокосмической сферы и формирования нового сообщества тех, кто будет осваивать космос и в перспективе, возможно, постоянно жить вне Земли. Поэтому развитие космического туризма как части процесса освоения космоса необходимо увязывать и гармонизировать с решением насущных правовых, социальных, экологических и других проблем на Земле и в космосе. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стрекозы в Зимнем саду

Стрекозы в Зимнем саду

Мила Углова

В свой день рождения Константин Кедров одаривал других

0
3206
Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
18071
Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

0
9073
Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков. Китай собирается отправлять в космос туристов уже в 2027 году

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 28.10.24

0
23436

Другие новости