0
623
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

05.06.2025 17:56:00

Силовая педагогика перехватила власть в образовании

Необходимо освободить учителей от интерактивно-бумажных вмешательств со стороны чиновников

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: система образования, формат отношений, учителя, административное давление, чиновники


У подруги моего знакомого, модерирующей веб-чат одной из гимназий, рано утром в субботу зазвонил телефон, начальство срочно вызывало в школу, требовало фоторепортаж со спортивного праздника. У девушки на уик-энд были намечены свои дела, и она наотрез отказалась. А уже в понедельник подписала заявление об увольнении по «собственному» желанию.

Этот абсолютно локальный, как кажется, случай навел меня на мысль, что в образовании действуют два формата отношений между людьми – денежные и силовые. Не один формат, как все мы думаем, а два. Причем отдельно друг от друга, обособленно. Действительно, увеличьте зарплаты педагогам хоть в разы, но силовое давление на них в рамках административно-командной системы останется прежним.

Именно этот этап эволюции бюрократического аппарата мы сейчас не просто наблюдаем, но и, что называется, претерпеваем на себе, именно в нем живем. Так что прекрасно понимаю и в какой-то мере разделяю точку зрения правительства, которое воздерживается от качественного повышения учительских зарплат – таковое при сегодняшнем размахе формализма и отчетности в образовании ничего не поменяет в знаниях учеников.

Здесь и развилка: если даже деньги не спасают от наших культурных болезней, то просто ничего уже не остается, кроме как выскоблить до фундамента эту «инфекционную нишу», чтобы пресечь рецидивы административного давления. Другого варианта выпрыгнуть из ямы, вырытой нами же, притом опираясь на «принципы и идеалы», пожалуй, не существует. Спасение одно: освободить учителей от всех и всяческих интерактивно-бумажных вмешательств со стороны чиновной братии. Пусть учат детей, не отвлекаясь на звонки и почту от непрошеных советников!

Кто помешает им теперь заняться кровным делом? Дети – кто же еще! Они галдят, жуют, шуршат фольгой, включают музыку, дерутся, портят мебель, даже поднимают руку на наставников... Вот почему намного более, нежели качество знаний, и правительство, и общество беспокоит сегодня градус перегрева всей этой мегасистемы.

То, что состояние «агрегата» далеко от нормального, ясно и неспециалисту. Поэтому свое внимание политики переключают на поддержку так называемого порядка внутри этого канала неформальных отношений, чтобы «не рвануло». Вводят оценку за поведение, компенсируют идейный вакуум патриотическими акциями, покрывают школам расходы на должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Стало быть, ключевая на ближайшее время идея – навести порядок. «Нужно, чтобы учитель имел право выгнать школьника, причем своей рукой... Нужно всем разъяснить, что отныне не родитель, а учитель априори всегда прав», – предлагает профессор МФТИ, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев.

Между тем еще в 2009 году доктор физико-математических наук Георгий Малинецкий и кандидат физико-математических наук Андрей Подлазов выдвинули свою гипотезу. Согласно ей, единый госэкзамен, которому тогда шел всего первый год, превратил общедоступную одиннадцатилетку в... элементарную двухлетку: фактически дети теперь учились только в 10-м и 11-м классах, чтобы подготовиться к экзамену. А все остальное время (с 1-го по 9-й класс) валяли дурака.

То есть вводили обязательный ЕГЭ, а потеряли – школу, причем за какие-то несколько месяцев! Ценно и то, что статью Малинецкого и Подлазова «Формула кривого зеркала» напечатала «Российская газета» – официальный печатный орган правительства. Напомню: после публикации в «РГ» вступают в силу законы страны.

Только шесть лет спустя, в 2015-м, был, наконец, придуман выход из создавшегося конфуза. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов (ныне министр просвещения России) решил, что «рулетку судьбы» пора раскручивать далее и разгонять по всем классно-урочным коридорам и ступеням, но в новом облике – обязательной Всероссийской проверочной работы (ВПР).

Как мне представляется, «новый порядок», согласно Сергею Кравцову, должен был состоять из системы маленьких «егэ»-датчиков, равномерно обтягивающих своей сетью (с) тонущий «Титаник» российского образования. А результат? Детям по-прежнему тоскливо за партами.

Неожиданная параллель: чуть более месяца назад президент США Дональд Трамп запустил процедуру, нет, не модернизации, а ликвидации федерального Министерства образования (sic!). Оно было создано в 1979 году при годовом бюджете 12 млрд долл., зато сегодня, когда показатели молодых американцев по чтению и математике «близки к историческому минимуму», ежегодные расходы ведомства превысили 268 млрд долл.

Возвращаемся к двум наборам инструментов – силовому и финансовому, которые управленец эпизодически предлагает испытать учительству под своим неослабным контролем, приглашая подтвердить, насколько нелегко ему разруливать систему имитации развития детей. Обществу при таких раскладах вряд ли стоит ждать милостей от аппарата. Отсюда оптимальный вариант преодоления всеобщего и обязательного (как и само образование) чиновно-педагогического произвола видится не в том, чтобы и дальше ограничивать объем полномочий «квалифицированного менеджмента», а в осознании необходимости осваивать умение справляться без него.

Объясню на примере: когда мы заказываем такси онлайн, на экране появляется желтый прямоугольничек и устремляется к нам в прямом эфире. Он несется с нашей подачи – и без малейшего участия чиновника. У нас есть непосредственная связь с водителем, его веб-визитка, аватар. Потому что, и это самое интересное, баллы-то пойдут в зачет не пассажиру, а водителю! За чистоту в салоне, плавное вождение и интересную беседу.

Сколько ума и такта вложено в создание сценария коммуникации поставщика и потребителя услуг! Думаю, стоило бы и для школы что-нибудь аналогичное придумать. 


Читайте также


Два вместо четырех: с математикой в ОГЭ не все так просто

Два вместо четырех: с математикой в ОГЭ не все так просто

Дмитрий Метелкин

В России проходит эксперимент, который должен щадить время и нервы учеников

0
1553
Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Новые учебники подверглись тройной экспертизе

Елена Герасимова

Усиливается региональный компонент в национальной системе образования

0
1119
США призвали китайских чиновников предать родину

США призвали китайских чиновников предать родину

Владимир Скосырев

Вашингтон предлагает стать шпионами сотрудникам государственного аппарата КНР

0
2912
Учителя физкультуры больше не будут преподавать математику

Учителя физкультуры больше не будут преподавать математику

Наталья Савицкая

В Госдуме РФ решили покончить с конторами, которые оказывают псевдообразовательные услуги

0
13236

Другие новости