На фото премьер-министр Австралии Энтони Альбанезе. Фото Reuters
Китай стремительно расширяет сферу своего влияния. Содействуя осуществлению важных инфраструктурных проектов и предоставляя выгодные кредиты (а КНР с 2016 года по объему займов обошла Международный валютный фонд), Пекин увеличивает политический вес в самых дальних точках земного шара. Теперь под крылом у него не только ближайшие соседи, страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии, но и государства Латинской Америки, Африки и даже Океании. Однако тех, кто исторически был региональным лидером, новый расклад сил, при котором их бывшие «сателлиты» все более ориентируется на КНР, не устраивает. В числе таких недовольных Австралия.
Ожидалось, что 9 сентября Австралия подпишет с Вануату важное соглашение. Оно предусматривает выделение этому островному тихоокеанскому государству около 330 млн долл. на поддержку инициатив по адаптации к изменению климата, ликвидации последствий землетрясений, для экономического и социального развития. Но премьер-министр Вануату Джотам Напат не одобрил соглашение в том виде, в котором оно есть в настоящее время. На пресс-конференции он объяснил свое решение обеспокоенностью тем, что «конкретные формулировки» документа, касающиеся критической инфраструктуры, могут ограничить возможности Вануату по получению финансирования от других стран. В первую очередь от Китая. Для Вануату Пекин – крупнейший кредитор. Банки КНР предоставили властям финансирование для строительства комплекса президентских офисов, парламента страны, дорог и другой инфраструктуры. Отказываться от сотрудничества с Китаем островному государству было бы крайне невыгодно.
На решение Вануату отложить договоренность австралийские власти отреагировали внешне спокойно. Премьер-министр страны Энтони Альбанезе сказал, что Канберра «уважает суверенитет» Вануату, а поэтому «уважает и дискуссию» о данном соглашении. При этом в австралийской прессе пишут о поражении правительства. Сам факт того, что оно пыталось укрепить позиции в Океании, говорит о недовольстве кабинета Альбанезе усилением активности КНР в регионе. Австралийцы уже год стараются вернуть былое влияние. В декабре 2024 года Альбанезе подписал стратегическое соглашение с другим островным государством – Науру, которому предоставили 64 млн долл. и дополнительные 26,6 млн долл. для усиления охраны правопорядка и безопасности в следующие пять лет. Теперь Австралия может наложить вето на любые соглашения, которые тихоокеанская страна заключит с другими государствами в банковском деле, телекоммуникациях и безопасности. Таким образом Канберра планирует ограничить возможности Китая хотя бы в Науру.
Двусторонними соглашениями Австралия не ограничивается. Для сдерживания Китая и усиления своих позиций Канберра предпринимает меры по перевооружению. На это и направлена покупка атомных подлодок и технологий их производства у США. Сделка, переговоры по которой ведутся уже долгое время, должна состояться в рамках трехстороннего военно-политического блока AUKUS (Австралия–Великобритания–США).
В сложившихся условиях страны Океании предпочитают не ставить все на сотрудничество с КНР или Австралией. Они рассчитывают извлечь максимум выгоды из своего нынешнего положения и время от времени даже показывают зубы Пекину и Канберре. С 8 по 12 сентября проходил ежегодный Форум тихоокеанских островов, на который не были приглашены внерегиональные партнеры, в том числе Китай и США. Предположительно решение хозяина мероприятия – Соломоновых островов – является ответом на попытки Китая не допустить к участию в мероприятии представителей Тайваня. Этот остров Пекин считает неотъемлемой частью своей территории.
Почему же Австралия и КНР так борются за слаборазвитые небольшие государства Океании, многие из которых находятся под угрозой затопления из-за повышения уровня Тихого океана? Если интерес Канберры – на поверхности (все-таки ближайшие соседи), то для Китая сотрудничество с ними – дополнительные логистические трудности.
Игнорировать стихийные бедствия, низкую квалификацию местных рабочих и плохую инфраструктуру КНР готова ради доступа к морским ресурсам (нефть, газ, каменный уголь), залежами которых богаты шельфовые зоны, контролируемые странами Океании. Важно и то, что через регион проходят важные транспортные маршруты. Неудивительно, что Австралией строительство китайских объектов в ближайших к ней странах воспринимается как прямая угроза собственной безопасности.
В то же время правительство Альбанезе помнит, что КНР является главным торговым партнером и для его страны. Учитывая, что поспешные действия могут нанести ощутимый удар по австралийской экономике, можно ожидать, что Австралия будет постепенно укреплять отношения со своими островными соседями, тем самым стремясь перекрыть Китаю доступ в регион, но при этом избегая прямой конфронтации с ним.