Фото Reuters
Лондонские «бобби», всегда сдержанные и вежливые, попали в серьезный переплет. Телевизионщики установили «жучки» в участке на Чаринг-кросс и записали разговоры полицейских между собой. Скандал вызвало не то, что стражей порядка прослушивали, а то, что в результате услышали. Оказывается, в перерывах между патрулированием улиц они иногда нелестно отзывались о мусульманах и хвалили крайне правого политика.
Есть и более серьезное с точки зрения британского законодательства прегрешение: с задержанными, в том числе мусульманами, полицейские порой грубовато обращались. Британские телеканалы будут транслировать свои разоблачения в среду вечером, но видео уже передано комиссару полиции Лондона сэру Марку Роули. Чтобы погасить скандал, он пообещал провести расследование, а девятерых подчиненных временно отстранил от работы.
Чаринг-кросс знает каждый житель Лондона, если, конечно, он не вчера в столицу Великобритании попал. Там и станция метро, и вокзал железной дороги. И журналисты не случайно выбрали именно этот участок для подготовки репортажа. А репортаж, как пишет газета The Guardian, побудил столичную полицию работать по такому же графику, как и во время критических ситуаций. Комиссару Роули приходится теперь трудиться не покладая рук, чтобы одновременно решить две задачи: во-первых, как ограничить ущерб, который репортаж нанесет имиджу полиции, а во-вторых, как выкорчевать токсичные воззрения, которых придерживаются некоторые члены самого многочисленного в стране лондонского корпуса полиции.
Что же в большей степени побудило комиссара оперативно принять против девяти полицейских дисциплинарные меры, которые могут закончиться для них если не увольнением, то замедлением роста по службе? Возможно, решающим в данном случае стало то, что один полицейский отозвался положительно о Томми Робинсоне, бывшем лидере Лиги английской обороны и организаторе многотысячного марша ультраправых в центре Лондона. Правозащитная группа «Надежда, а не ненависть» называет его самым широко известным крайне правым экстремистом страны, и с этим мнением согласны очень многие британцы.
К тому же тут сработал принцип пришла беда – открывай ворота. Помимо некорректных слов о мусульманах и комплиментов Робинсону полицейские позволяли себе не принятые в хорошем обществе высказывания о женщинах. Неудивительно, что грядущие разоблачения на телевидении обсуждались во вторник на конференции начальников полиции Англии и Уэльса. Роули был вынужден отменить все встречи, намечавшиеся на четверг, поскольку, как однозначно было решено на конференции, ему предстояло не просто давать комментарии прессе, а делом отреагировать на разоблачения с телеэкрана. Интересно, что министр внутренних дел Великобритании Шабана Махмуд, женщина и мусульманка, пока не высказывалась об этом деле.
Сказалось и то, что в участке Чаринг-кросс случались скандалы и раньше. Из-за одного из них в 2022 году пришлось уйти в отставку его начальнице, Крессиде Дик. Участком в Чаринг-кросс занялось и Независимое управление по поведению полицейских. Оно установило, что один констебль пытался помешать судебному расследованию. Словом, на полицейских в Чаринг-кросс оказывается давление со стороны разных сил. Тем не менее реноме комиссара Роули до сего дня остается незапятнанным. Кроме того, он пользуется поддержкой мэра Лондона Садика Хана (между прочим, тоже мусульманина).
Автору этих строк, более 30 лет назад работавшему собкором в Великобритании, много раз приходилось общаться с тамошними полицейскими. В годы, когда существовал СССР, было положено в письменном виде уведомлять Форин офис о маршруте предстоящей командировки. Та информировала МВД. Полицейские поначалу ездили следом за моим авто, а потом, наверное, утомились и ограничивались беседой в гостинице. Всегда, даже в Северной Ирландии, где в то время было очень неспокойно и Лондон вел настоящую войну с террором, полицейские были очень вежливы. Только после развала Советского Союза у меня был один неприятный случай общения с ними. Коллега пригласил меня в гости на окраину Лондона. Выпили немножко, закуски не было. Возвращаюсь, как тихоход, ищу по карте дорогу. А в Великобритании в ту пору шла борьба с пьянством за рулем. Вот меня и останавливают. Полицейскому было, наверное, наплевать, иностранец я или свой. Он резко потребовал, чтобы я вышел из машины, и предложил дунуть в трубку. Тогда действовал такой способ определять степень опьянения. Слава богу, норму я не превысил. На том свидание с полицией и окончилось. Поэтому мне лично трудно представить, чтобы лондонский полицейский натворил или наговорил такое, чтобы вызвать скандал государственного масштаба.