Фото Reuters
Ровно через год в Америке пройдут очередные, промежуточные выборы – будет переизбрана вся Палата представителей Конгресса, треть сенаторов, губернаторы, органы власти в штатах. Наибольшее значение имеют выборы в Конгресс – сейчас в обеих палатах большинство у Республиканской партии, что дает значительную свободу действий президенту Дональду Трампу. Он назначил своих соратников на ключевые посты в правительстве и прокуратуре, выпустил небывалое количество указов, многие из которых противоречат Конституции, игнорируя оппозицию в Конгрессе. По мнению многих критиков Трампа, и не только демократов, его действия направлены на создание авторитарного правления, режима личной власти.
Трамп торопится провести как можно больше радикальных реформ правого толка, близких его электоральному ядру – движению MAGA (Make America Great Again – «Сделаем Америку снова великой») до промежуточных выборов, когда власть в Конгрессе может перейти к демократам, что может остановить его авторитарную революцию. Такая возможность действительно существует. В Америке, как правило, партия, чей кандидат победил на президентских выборах, на следующих выборах в Конгресс теряет большинство в одной или обеих палатах. Однако эта традиция не работает автоматически. Например, на прошлых промежуточных выборах в 2022 году республиканцы надеялись взять реванш за поражение на президентских выборах 2020-го, организовав «красную», республиканскую волну голосов. Однако демократы смогли сохранить большинство в Сенате, лишь незначительно уступив в Палате представителей.
На выборах 2026 года возможность реванша есть и у демократов. «Синяя» или «красная» волна на выборах – демократическая или республиканская может разыграться с равными шансами на успех. В Палате представителей перевес республиканцев минимальный – семь мест, в Сенате их перевес шесть мест, и здесь борьба за каждое место будет особенно ожесточенной. В то же время Трамп планирует повлиять на сам процесс выборов – нарезку избирательных округов в пользу Республиканской партии и подсчет голосов, – контролируя счетные машины и голосование по почте. Прогнозы исхода голосования уже рассчитываются исходя из числа сторонников двух партий по избирательным округам и настроений колеблющихся, «независимых» избирателей. Однако в эти прогнозы вклинился новый показатель – «фактор Трампа». Президент теряет поддержку избирателей.
Опросы общественного мнения показывают, что все больше американцев не одобряют авторитарную философию Трампа и его политику по захвату все большей власти, ликвидацию всех программ, принятых предыдущими администрациями демократов.
Главный козырь Трампа в борьбе с демократами во время его кампаний состоял в том, что их расточительные социальные программы приводят к инфляции. И, придя к власти, он радикально сократит растраты «большого правительства» и остановит рост цен. Последние опросы, в частности Economist/YouGov, показали, что за год его второго президентского срока вера в его обещания остановить рост цен значительно иссякла. Лишь 31% одобряют его действия по снижению инфляции и 61% – не одобряют.
Все социальные программы демократов, которые Трамп стал урезать с помощью созданного для этого Департамента правительственной эффективности, американцы требуют сохранить или расширить. 53% требуют увеличить ассигнования на медицинскую помощь малоимущим, 62% – на помощь престарелым, 69% – на социальное страхование и 72% – на помощь ветеранам. Трамп решил сэкономить даже на продуктовых талонах для неимущих, американцы требуют оставить в покое раздачу бесплатной еды, половина требуют ее увеличить.
Философия Трампа о том, что его экономическая политика, в том числе увеличение тарифов на иностранные товары, приводит к возвращению производств в Америку и росту занятости, оказалась несостоятельной, по мнению большинства американцев. Лишь 35% одобряют его действия по увеличению занятости и росту экономики и 57% – не одобряют.
Борьба с незаконной иммиграцией через южные границы была одной из важных тем его избирательной кампании и принесла ему дополнительные голоса белых рабочих, опасавшихся наплыва дешевой рабочей силы. Его действия по борьбе с иммигрантами, включая ограничение гражданства по рождению, детей незаконных иммигрантов, облавы на подозреваемых мигрантов в местах работы, в церквах и школах вызвали протесты растущего числа граждан. Поддержка его политики по отношению к иммигрантам заметно сократилась – ее одобряют 42% и 52% не одобряют.
За год пребывания Трампа на посту президента у американцев уже выработалась «аллергия» на его действия – за что бы он ни брался в своем авторитарном реформаторстве, все вызывает негативную реакцию населения. Трамп отменяет переговоры с Канадой по поводу торговых тарифов – американцы против. Трамп сносит Восточное крыло Белого дома, чтобы построить на этом месте зал для приемов, – американцы не одобряют. Они осуждают преследования людей, участвовавших в прошлом в судебных расследованиях против него, считая, что это месть политическим противникам.
В октябре по всей стране прокатились массовые протесты против авторитарных действий Трампа под лозунгами «Нет королям», собравшие 7 млн человек, как продолжение таких же протестов в июне, в которых участвовали 5 млн. Трамп не нашел более подходящего ответа на протесты, чем выложить в интернете видео, где он летает на самолете над колоннами протестующих и поливает их нечистотами. В то же время опросы показывают, что две трети американцев поддержали идею протестов – «нет авторитарному правлению в Америке».
Последний удар по самомнению Трампа – это ожидаемая победа на выборах мэра Нью-Йорка 4 ноября Зохрана Мамдани. В прессе его уже назвали «анти-Трампом» – ему 34 года, он сын иммигрантов, мусульманин и к тому же демократический социалист. Вся его программа, направленная на повышение благосостояния рядовых ньюйоркцев, удешевление жилья, транспорта и продуктов питания с опорой на демократию и самоуправление, идет вразрез с идеями Трампа.
В целом критические настроения американцев в начале избирательной кампании 2026 года говорят о том, что эти выборы во многом будут референдумом по политике Трампа.

