0
1537

09.10.2003 00:00:00

Просветление 2000

Тэги: Хофштадтер, Деннетт, разум, фантастика


Даглас Хофштадтер. Дэниел Деннетт. Глаз разума. Фантазии и размышления о самосознании и о душе / Пер. с англ. М.Эскиной. - Самара: БАХРАХ-М, 2003, 432 с.

Хотя Даглас Хофштадтер еще не возведен в ранг гениев уровня Геделя, Баха или Эшера, однако его имя прочно ассоциируется с именами этих трех великих мужей - математика, композитора и художника. Именно книга "Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда" сделала американского профессора когнитивистики и информатики из штата Индиана (США) всемирно знаменитым (если не учитывать, что он сын всемирно известного физика-теоретика Роберта Хофштадтера). Со времени первого издания в 1979 году "Геделя, Эшера, Баха" (сокращенно "ГЭБ") перевели на 17 языков мира. За нее Хофштадтер получил престижную Пулитцеровскую премию. В 2001 году "ГЭБ" вышел на русском и еще пополнил и без того внушительное число своих поклонников.

"Глаз разума" написан по следам "ГЭБ", хотя его замысел несколько иной. Как сказано в предисловии, книга родилась из бесед, которые велись в 1980 году в Центре изучения бихевиористики в Пало Алто. В строгом смысле слова это вообще не авторское сочинение - это антология. В ней собрано 27 статей 19 авторов. Среди них люди самых разных профессий и мировоззрений: писатель Хорхе Луис Борхес, генетик Ричард Доукинз, американский философ-аналитик Джон Серль (в русской версии его имя почему-то передано как Сирл), польский философ и писатель-фантаст Станислав Лем, американский логик и популяризатор математики Рэймонд Смаллиан (чья фамилия опять же вопреки уже сложившейся у русского читателя привычке здесь переведена как Смоллян), американский философ Томас Нагель и, разумеется, сами составители антологии - директор Центра когнитивистики университета Тафтс (США) Дэниел Деннетт и уже знакомый нам Даглас Хофштадтер. Жанровый диапазон статей еще шире, чем профессиональный разброс авторов: от строго научной полемики до научно-фантастических рассказов. Последних в книге даже больше.

О чем книга, в двух словах не скажешь. Вернее, сказать можно - о тайнах человеческого сознания, но этим ничего не объясняется. Потому что именно такие вроде бы самоочевидные вещи, как сознание, самосознание, душа, разум и чувства, как раз и оказываются в свете "Глаза разума" самыми туманными. Чем отличается разум от мозга? Есть ли в мышлении что-то, кроме цепочки нейронных возбуждений? Если нет, то чем мозг человека отличается от компьютерной системы? Если ничем, то значит ли это, что компьютер может испытывать те же ощущения, что и человек - любить, страдать, наслаждаться красным вином и звездным небом? Что такое Я сам - мое тело или мой мозг? И что будет, если мое тело снабдить точной копией моих мозгов, а мой мозг присоединить к роботу-дублеру - будет ли два меня? И как мне тогда жить о двух телах и о двух мозгах - например, кто из нас будет ходить на работу, получать зарплату и воспитывать детей?

Подобные вопросы, стоит только начать их задавать, множатся бесконечно. Оттого-то вопросительных знаков в книге Деннетта-Хофштадтера куда больше, чем позитивных утверждений относительно природы сознания. Так что для читателя, привыкшего извлекать из написанного набор готовых знаний, единственным бонусом от чтения такой книги будет представление о том, кто из американских ученых к какому лагерю когнитивистики склонялся в далеком 1980 году. Например, что Ричард Доукинз, автор знаменитой книги "Эгоистичный ген", вовсю отстаивал дарвиновскую теорию эволюции. В его глазах человек выглядит всего лишь машиной для выживания молекул-репликаторов. Напротив, всемирно известный логик Рэймонд Смаллиан ратовал за свободу воли: для него целью "космического процесса" является "просветление всех разумных существ" a la нирвана. Джон Серль, известный и русскому читателю своими книгами по нейрофизиологии и философии сознания, уже тогда был противником Искусственного Интеллекта. Не в том смысле, что мозг радикально отличается от цифрового компьютера (Серль как раз абсолютно убежден, что мозг - это и есть цифровой компьютер), а в том смысле, что никакая программа сама по себе недостаточна для разумного поведения. Хофштадтер, со своей стороны, с этим категорически не соглашался: "Разум существует в мозгу и может возникнуть в запрограммированной машине. Когда (и если) подобные машины будут созданы, их каузальная мощь будет зависеть не от материала, из которого они будут сделаны, но от их конструкции и от действующей в ней программы. Мы узнаем о том, что у них есть каузальная мощь, если будем с ними разговаривать и внимательно выслушивать то, что они нам скажут".

О, время! Во всем тебе отводят роль главного судии! Но однозначны ли твои вердикты? Вот поклонники киберпанка могут торжествовать: сегодня машины и разговаривают, и творят, и выдумывают, и пробуют. На равных с человеком пишут картины и отбирают фотографии для выставок. Значит ли это, что Искусственный Интеллект - полноценный аналог человека? Его друг, товарищ и брат? Да, если под сознанием подразумевать совокупность формальных правил. Нет, если определять сознание как неполноту, как постоянную обращенность вовне, к Другому. Так или иначе, все упирается именно в то, как понимать себя. А вопрос этот едва ли не столь же древний, как сам homo sapiens. И кто сказал, что Искусственный Интеллект поможет нам на него ответить?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США сокращают сферу влияния НАТО

США сокращают сферу влияния НАТО

Геннадий Петров

Администрация Трампа хочет ограничить применение сил альянса территорией входящих в него стран

0
975
Пока экономика стагнирует, сектор высоких технологий дрейфует

Пока экономика стагнирует, сектор высоких технологий дрейфует

Анастасия Башкатова

Переход на отечественные цифровые решения пробуксовывает

0
958
У КПРФ отнимают Ленина и Сталина, у ЛДПР – Жириновского

У КПРФ отнимают Ленина и Сталина, у ЛДПР – Жириновского

Иван Родин

Для агитации запретят образы людей умерших, вымышленных и сгенерированных нейросетью

0
956
Около 40% россиян не могут попасть к врачу-специалисту

Около 40% россиян не могут попасть к врачу-специалисту

Михаил Сергеев

Удаленная диагностика сокращает смертность в развитых государствах

0
1190