0
755

13.12.2007 00:00:00

Поскребешь англичанина – получишь японца

Тэги: гилл, на все четыре стороны


Адриан Гилл. На все четыре стороны/ Пер. с англ. Владимира Бабкова. – М.: «Афиша Индастриз», 2007. – 224 с.

Можно было бы начать с длинного перечисления всех достижений автора, коих немало: его называют «золотым пером британской журналистики» и «самым язвительным, наблюдательным и гомерически смешным литератором англосаксонского мира». Неполиткорректностью и экспансией своей точки зрения Гилл завоевал статус звезды, а своими колонками в Sunday Times и The Guardian добился настоящего культа личности. По словам же самого Гилла, он «оказался ни к чему не пригодным и потому выбился в люди».

Гилл перепробовал невероятное количество профессий (от торговца мужской одеждой в Кенсингтоне и порнографией на Чаринг-Кросс до посудомойки в гей-клубе, няньки и садовника) и в 40 лет с богатым жизненным опытом перекочевал в журналистику. Начинал как арт-критик, имел успех как критик ресторанный, а однажды решил, что в журналистике нет ничего лучше, чем «брать интервью у разных мест».

Он не изучал годами журналистское мастерство и не следовал теориям и рекомендациям для прилежных репортеров, он, пожалуй, единственный в мире журналист, не написавший ни строчки – у Гилла врожденная дислексия (физическая невозможность писать грамотно), поэтому свои статьи он, как правило, надиктовывает. Возможно, это также способствует свободе мыслевыражения. Что делает очерки Гилла столь неожиданными для подкованного в географии современного читателя? По совету «чудесного редактора» Гилл пишет в шутливом тоне и только от первого лица: «Ничье мнение не ценнее моего, но точно так же и мое стоит не больше любого другого». Имеются и свои ноу-хау: найти эпизод, вокруг которого вырастает история; путешествовать налегке: не забивать голову стартовым материалом («я не хочу добавлять заметки и выводы других людей к своим собственным»); писать только о том, что лежит на поверхности (первые впечатления – самые дорогие, «на новом месте очень скоро начинаешь пускать корешки: завтракать в одном и том же кафе, понимать дорожные знаки и плакаты┘ переставать удивляться, как чудно здесь пахнет на улице»); не брать ни блокнота, ни фотоаппарата; ничего не записывать в дороге.

Вот такие разных лет очерки вошли в сборник «На все четыре стороны». Книга и делится на четыре соответствующие части («Юг», «Восток», «Запад» и «Север»), в каждую из которых включены три-четыре заметки Гилла. В «Юге», например, Африка – Калахари, Танзания, Уганда и Эфиопия, а вот «Восток» растянулся от Израиля через Индию до Японии. В оригинале очерков было 24, а в русском издании осталось 14. К сожалению, в русский вариант не вошли Hunforgiven про Германию и, самое обидное, The city that Russia forgot..

Неотступно следуя своим принципам в работе, Гилл выдает весьма точные и смелые формулировки. Вот, например, о столице Эфиопии: «Хотите знать, насколько беден этот город? Он не может позволить себе даже мусор. Любая дрянь на что-нибудь да сгодится и будет приносить пользу, пока не исчезнет».

Наблюдательный Гилл мимоходом умудрился сделать этнографическое открытие, обнаружив парадоксальное сходство между двумя островными государствами: Британией и Японией. «Острова, на которых мы живем, примерно одинакового размера┘ на обоих льет дождь, мы пьем чай, они тоже. Оба народа питают непонятную любовь к экзотическим видам спорта (крикет, сумо), обожают копаться в саду, водят машины по левой стороне дороги... Но это только на первый взгляд. Внутри мы такие же разные, как мел и тофу».

В предисловии с многозначительным названием «Такая работа» Гилл сразу предупреждает: «Если от моих очерков у кого-то подскакивает давление, отлично – ведь именно с этой целью и пишутся журнальные статьи. Мы, газетчики, многим бросаем вызов». И не обманывает ожиданий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Москалькова подвела итоги 10 лет работы омбудсменом

Иван Родин

Партийную принадлежность следующего уполномоченного по правам человека еще определяют

0
372
Сердце не бывает нейтральным

Сердце не бывает нейтральным

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

135 лет со дня рождения прозаика и публициста Ильи Эренбурга

0
365
Пять книг недели

Пять книг недели

0
208
Наука расставания с брюками

Наука расставания с брюками

Вячеслав Харченко

Мелочи жизни в одном южном городе

0
345