0
1782
Газета Краеведение Интернет-версия

21.10.1999 00:00:00

Крымские люди


Сергей Елпатьевский. Крымские очерки. Год 1913-й. Вступительное слово, примечания Дмитрия Лосева. - Феодосия: Издательский дом "Коктебель", 1998, 144 с.

С ТЕХ ПОР в Крыму не изменились только горные силуэты - все остальное исчезло, и по всей видимости, навсегда.

Именно с этой точки зрения и следует рассматривать путевые заметки Сергея Елпатьевского, врача, писателя и мемуариста. Крым, который им описан, прекрасен и невозвратим. Путешествие с книгой Елпатьевского в руках по восточному побережью обещает сердечную смуту - поэтому лучше всего рассматривать сборничек как прекрасную литературу, предмет которой безнадежно вымышлен.

Впервые очерки Елпатьевского вышли в 1913 году. В ту пору в Тавриде под ногами хрустели сердолики, только-только подрастал сад Терентия Вяземского на биостанции и тянулись мажары до Верхних Отуз. Коктебель был пустынен и безвиден, в Судаке возводили первые гостиницы, Балаклава поражала сходством с Венецией.

Собственно, только Балаклава выбивается из восточного маршрута писателя - все остальные географические пункты расположены на киммерийской территории Крыма. Однако Балаклава - не чужеродна: принцип автора прост, им отобраны тишайшие крымские закутки, посему и Балаклава в списке. "Есть купальня, есть хорошее ванное заведение, есть театрик, в котором устраиваются спектакли и литературно-музыкальные вечера непереводящимися в летнее время в Балаклаве артистами, литераторами и певцами" - так, немного косноязычно, описывает автор крымскую Венецию.

Но заметки Елпатьевского несколько отличаются от рядовых текстов, написанных о Крыме с вечным придыханием. Урок сборника - в подспудной проповеди ненасильственного сосуществования разных народов и разных культур. Урок, выражаясь на современный лад, - в мультикультурализме. "Кто бы ни пришел в Крым, из каких бы суровых чуждых мест ни приходили люди, - они сделаются крымскими людьми. Как виноградные лозы, пересаженные из Испании и Франции и с острова Мадеры, теряют здесь часть своей индивидуальности и становятся крымскими лозами, так и люди, какие бы они ни были и из каких бы холодных мест они ни приходили, размякнут и разнежатся, и примут в свои души часть души моря и тополя, немой горы и золотого крымского месяца. Но будет другая культура, будет новое производное из Крыма и новых людей".

В Крыму - как в Америке - была одна национальность: крымчанин. Этот крымский "замес" - а не ушедшее золотое время - и является, по всей видимости, единственным наследием, что нам осталось от тех времен. За него - а не за крохи прошлого - и стоит держаться: не без помощи книги очерков Сергея Елпатьевского.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
291
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
223
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
251
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
288

Другие новости