0
1048
Газета Проза, периодика Интернет-версия

19.06.2003 00:00:00

Диалоги со смертью

Тэги: Липкин, Лиснянская, стихи


Семен Липкин. Воля: Стихи; Поэмы. - М.: О.Г.И., 2003, 492 с.
Инна Лиснянская. Одинокий дар: Стихи; Поэмы. - М.: О.Г.И., 2003, 512 с.

Легендарная литературная пара представлена стараниями "О.Г.И." стремящимся к полноте двухтомником. Это важно хотя бы потому, что недавний уход Семена Израилевича делает новый том первым посмертным "Собранием стихотворений" (а это особый, близкий к академическому жанр издания).

Мне мучительно хочется писать об этих двух поэтах, и одновременно это оказывается необъяснимо сложным (даже мучительным - в прямом уже смысле слова) занятием. Все ярлыки ("религиозная поэзия", "гражданственность", "стоицизм") давно уже висят и даже несколько пожелтели. Проблема ярлыков (а это всегда квинтэссенция дурной - подчеркиваю - банальности) в том, что, по сути дела, они не лживы. Они всего лишь огораживают и изолируют те или иные фрагменты истины.

Эти отвлеченные (и, заметьте, тоже вполне себе банальные) рассуждения к тому, что литературная репутация и Липкина, и Лиснянской чуть ли не абсолютна, но при этом в этом абсолюте несколько холодно и вообще не вполне уютно. То есть Бродский - "наше все", Пригов - "закрыл поэзию", Кузнецов - "гордость земли русской". А Липкин и Лиснянская "просто есть". И в этом заключается нечто, раздражающее остатки совести.

Помимо остатков совести раздражается и некий орган, ответственный за филологизм. Привычным образом заносишь Липкина и Лиснянскую в графу "архаисты" (не в гундосые консерваторы, конечно, а именно в классические архаисты, по Тынянову) и тут же чувствуешь: несостыковочка. Не работают тут формалистские законы наследования, а коли и работают, то уж больно хитро.

Само присутствие Липкина в неком легендарном "тогда", сама его миссия быть не "вне литературного процесса", не "вне его", но "над ним" заставляет ощущать его фигурой чуть не ветхозаветной, современником не только дедов и отцов, но и детей, внуков, правнуков, праправнуков┘ Исключительная, архаическая какая-то монолитность Липкина (недаром он переложил "Гильгамеша"!) удивительно гармонирует с беспафосной, тихой, максимально лиричной, но столь же непреклонной стойкостью и строгостью Лиснянской. Радость тоже, обратите внимание, может быть строгой.

Эта удивительная стойкость (не статичность!), это вечное со-путствие и на-путствие поэтическим современникам-наследникам, эта непостижимая возможность немодности и непартийности - не связано ли все это с бесконечным диалогом со смертью? Не истеричным призыванием, не юродским высмеиванием, не снобистским отказом признать саму возможность ее - но именно диалогом, жестким и спокойным, на равных? "Близится тот, кто слышит Приказы. / Первенец смерти тысячеглазый / С капелькой желчи на остром мече" (С.Л.); "Забуду и во смерть войду / И положу конец разлуке - / Слепыми пальцами найду / Меня заждавшиеся руки" (И.Л.).

Физическая смерть Липкина - не повод спорить с этим. Это просто переход в другую фазу, не отменяющий смысла вышесказанного. Тем более что и Липкин, и Лиснянская представляют (и здесь, вероятно, уместнее всего вспомнить о христианской их позиции - именно как поэтов) ситуацию смерти чуть ли не творческим актом (да не зачтутся мне эти слова за кощунство): "Из множества двустиший / Одно скажу опять: / Искусств не знаю выше / Искусства умирать" (С.Л.); "Срок думать об иной монете┘ / Чет-нечет, нечет-чет┘ / Но если мы потонем в Лете, / То Лета петь начнет" (И.Л.).

Говорю вновь, увы, совершеннейшую банальность: лирика Липкина и Лиснянской направлена не столько гражданственно или этически, сколько метафизически. Это - чистейший и редчайший пример философского мышления в образах (кстати, обратите внимание на крайнюю их экономность в отношении метафор и прочих тропов).

Смерть Липкина не разлучает нас с ним, и то, что Лиснянская среди нас, - удивительное и радостное чудо соприсутствия. Простите за пафос, так получилось. Спасибо "О.Г.И." за эти два тома.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1632
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4109
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2268
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2563

Другие новости