0
855
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.04.2005 00:00:00

Марш побежденных

Тэги: Иностранная литература, майский выпуск


Майский выпуск "Иностранной литературы", как и многие "толстые" журналы этого месяца (почти все), посвящается 60-летию Победы.

От традиционного "военного" номера принято ожидать несколько вещей: стихи кого-то из воевавших поэтов, мемуары, нечто вроде лейтенантской прозы и исторический очерк. В общем, обычный набор.

Ничего этого не найдете вы в "Иностранке". И не только потому, что все тексты переводные, а на Западе, впрочем, как и на Востоке, 9 мая воспринимают совсем не так, как у нас. Концепция совершенно иная. И тема: не победа, а поражение. Побежденные, а не триумфаторы.

Побежденными во Второй мировой при ближайшем рассмотрении оказываются не только немцы и японцы. Но и поляки, и итальянцы, и даже американцы. Не говоря уже о жителях бывшего СССР. Настоящий интернационал тех, кто потерпел поражение.

Интеллигентные родители в детстве говорят непутевым своим сыновьям: "Надо уметь проигрывать". Не злиться, не плакать, не истерить. Не впадать в депрессию и не пылать лютой ненавистью к тому, кто тебя победил. Только так ты сможешь сохранить человеческое достоинство.

"Выиграть войну все горазды, но не каждый способен ее проиграть", - рассуждает герой романа Курцио Малапарте "Шкура" (пер. с ит. Г.Федорова). Малапарте (на самом деле Курт Зукерт) - итальянский Чаадаев, как это ни парадоксально звучит. Один из тех, чьи книги нацисты сожгли на костре в 1933-м. Советская власть его тоже не очень жаловала. "Техника государственного переворота" Малапарте фигурировала в протоколах обысков, обвинительном заключении и приговоре самого гуманного суда в мире.

Время действия "Шкуры" - 1943 год. Место - Неаполь. Войска союзников освобождают Италию. То ли освобождение, то ли еще одна оккупация. Смесь ненависти и обожания неаполитанцев к американским солдатам так похожа на то, что происходило и происходит в России с начала девяностых годов. Как это нам знакомо: жрать сникерсы и рассуждать об агрессии Вашингтона. О тупости американцев и о нашем понтенциальном величии.

"Свобода стоит недешево. Много дороже, чем рабство", - пишет Малапарте. Во времена Сопротивления его любимые неаполитанцы проявляли гораздо больше достоинства, замечает писатель, чем в относительно спокойные дни прихода американцев. Не продавали себя так дешево за кусок колбасы и не унижались так подло перед врагом, как унижались перед освободителями.

Но что из этого следует? Неужели человек может сохранять достоинство лишь в экстремальных условиях? А в относительной безопасности в нем тут же пробуждается свинская сущность?

Я подозреваю, что именно за это и ненавидят американцев европейские "левые". И "левые" в России (а их у нас больше половины страны) ненавидят Штаты за то же. За то. что отняли у нас ореол героев и превратили в нормальных людей. В нормальных людей мы превращаться категорически не согласны. А потому комплекс победителя в России очень быстро сменился комплексом униженного и оскорбленного.

Этим же комплексом, комплексом сильных людей, лишенных возможности проявить героизм, комплексом неотвоевавшихся солдат движимы были террористы из "Красных бригад" в Италии и бойцы РАФ в Германии. И лимоновцы. И прочие радикалы.

Побежденными оказались и сами американцы. В том смысле, в котором Римская империя была побеждена завоеванными ею народами. Ведь римляне, как известно, привозили чужих богов в свой пантеон и тем самым постепенно варваризировались. Успех вообще разлагающе действует на моральные принципы нации. Вот как это озвучил Малапарте: "Я люблю американцев, потому что они добрые христиане, искренне верующие люди. Потому что они верят, что Христос всегда на стороне того, кто прав. Потому что они верят: кто не прав - тот виноват, а быть неправым - аморально. Потому что они полагают: побежденный народ - народ виновный, а поражение - моральный приговор". Как все просто. До отвращения. И эта простота - тоже результат Второй мировой.

У каждого - свое поражение. И каждый по-своему побежден. Побеждены герои Тадеуша Ружевича (рассказы в пер. с польск. М.Курганской), которых одно воспоминание о войне ввергает в философскую истерику и прямой дорогой ведет к суициду.

Побеждена героиня страшноватого этюда Тамия Торахито "Рассказывает девочка" (пер. с яп. О.Исаевой) о бегстве японцев из Кореи в 1945 году.

Побежден герой повести Арно Шмидта "Черные зеркала" (пер. с нем. Т.Баскаковой), чувствующий себя глубоко несвободным. Не говоря уже о документальной прозе Николаса Жалло "Их Сталин поймал в ловушку" (пер. с фр. И.Радченко) - о русских эмигрантах, которых в конце войны заманили в СССР и благополучно отправили по этапу.

Вся настоящая литература - о побежденных. Это нормально. Это даже, можно сказать, хорошо. Но ведь и вся современная политика делается теми, кто потерпел поражение. Нестройным маршем идут они по жизни, смакуя свое поражение, огрызаясь по сторонам и оставляя кровавый след. Во Второй мировой войне, как и во всех других, не было победителей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
569
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
345
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
691
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
647

Другие новости