0
1285
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.02.2008 00:00:00

Петербургские острова

Тэги: петербург, поэзия, елагина


Елена Елагина. Островитяне: Стихи. – СПб.: Русско-балтийский информационный центр БЛИЦ, 2007. – 240 с.

«Островитянами» Елена Елагина отмечает свое творческое двадцатилетие. И приносит читателям в дар, вероятно, лучшие тексты из прежде выходивших книг «Между Питером и Ленинградом» (1988–1994), «Нарушение симметрии» (1995–1999), «Гелиофобия» (1999–2004), «Как есть» (2004–2006). Увенчан сборник пятнадцатью новыми стихотворениями.

Как корона невелика в сравнении с монархом, так и под новые произведения отведено чуть более 4% объема всей книги. Возникает смутное желание обнаружить развитие или деградацию поэта, сопоставив первые и последние тексты, но в сущности это занятие лишено смысла.

Время – герой этой книги. Но вовсе не как разрушитель или помощник. Оно почти ничего не изменило в поэте Елене Елагиной. Ее ритмы, язык, направление мысли проявляют разнообразие вне зависимости от года своего появления. Более того, стихи первых и последних лет более сходны между собой, чем те, что пришлись на середину пройденного к данному моменту творческого пути.

За прошедшие 20 лет линии на политической карте земного шара изменились, не так стали называться улицы, книги пережили второе рождение – в виртуальном пространстве. Время выбросило за борт одно поколение, искалечило другое, инфантилизировало третье. Человек надломлен.

Об этом задумываешься, знакомясь с поэзией Елены Елагиной – впервые или в который раз. Сумятица в мыслях и чувствах, хаотичные поиски опоры – мы так живем. Мы и Елена Елагина. Все это – в ее творчестве.

Ее нельзя отнести к постмодернизму, хотя соблазн возникает. Она играет с отжившими свое формами; к примеру, с одой, перекореживая ее правила («Маленькая ода бесчувственности»). Немного осталось классиков, о коих не упомянула, к героям, творчеству которых не отправила Елена Елагина своего читателя. Вовсе, кстати, не ограничиваясь литературой (Козьма Прутков, Блок, Стивенсон и многие другие), но посягая на достижения музыки и пластических искусств (Тарковский, Питер Брейгель, Шопен и многие другие). Бесконечное, порой излишнее цитирование смешано с горькой иронией, взорвано пародией.

И все же это не постмодернизм. Не насмешка над историей и временем, не разрушение мира, но попытка уместить традицию и новшества в одном художественном пространстве.

Захлебываясь в информационном водовороте, в этакой инфофуге, поэт, чтобы быть правдивым, вынужден прибегать к эклектике, порой доходящей до китчевости. У Елены Елагиной на первом месте стоит содержание, мысль. Найти адекватное выражение этой сложной мысли порой целая проблема; с современными лексическими средствами, порядком обветшавшими и опошленными, чрезвычайно трудно подняться на уровень философского обобщения. И приходится пользоваться хитростями. Переплетать высокопарную лексику прошлого с «антиэстетикой материи», «супервайзером», «мобильным». Сталкивать несовместимые понятия, обостряя их смыслы или смысл того, что остается неназванным.

Порой время побеждает поэта – и стихи становятся избыточны, «как стакан, налитый/ на два пальца выше края», а автор, не чувствуя внутреннюю форму слов, увлеченный, восклицает: «Бесчувственность, ты – лучшая подруга!/ Розовощёка, пустоглаза, прелесть!»

Импульсивность Елены Елагиной – это напряженность духа. Ее восклицания и обрывки фраз предназначены для глаз, а не для ушей. И хоть открывается сборник контраргументом против недоумений возможных критиков: «...И наречье наше/ Как будто бы не слишком и отлично/ От говора всех прочих мест и сёл,/ Но в нём звучит другой металл, похоже,/ И геометрия стального классицизма/ Спрямляет гласные, согласные чеканит/ Подобно профилям на памятных медалях,/ Где волосок прилеплен к волоску...» – все же строкам наподобие «И радуга, как нимб, встаёт триумфом славы» нужно иное оправдание. Ведь дело вовсе не в особом «наречье».

Если мы примем всю эту якобы кричащую стихотворную стихию за молчаливую – к чему косвенно и призывает «Silentium» (Елагиной, а не Тютчева), – многие претензии в плане техники отпадут сами собой. Так, рифмы вроде «прелесть – зависть» не покажутся преступлением: зрительно это не промах, а попадание.

Заглавное стихотворение сборника предостерегает читателя от резких суждений о языке и форме: «Островитяне» – значит, впереди специфически петербургская поэзия. Впереди – зарисовки с улиц города на Неве, эхо голосов петербургских поэтов, вид через форточку на Европу. Целый дом, в каждой квартире – несколько жильцов. Целый остров, застроенный домами. Город архитектурных шедевров, возведенных на болотах, освещенный фонарями, наполненный музыкой...

Итак, поэт, критик, философ – «островитянка» Елена Елагина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Две самые острые проблемы пенсионной системы переходят на 2026 год

Анастасия Башкатова

Отставание пособий от зарплат сохранится, "наказание" рублем за работу в пожилом возрасте частично останется в силе

0
1088
КПРФ намерена экспроприировать нейросети

КПРФ намерена экспроприировать нейросети

Иван Родин

Предвыборную программу партии донесут до избирателей по-современному

0
713
Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Саудовская Аравия борется за воздушное превосходство

Игорь Субботин

Пентагон дал ход продаже Эр-Рияду самолетов F-35

0
833
Россияне не доросли до платформенной экономики

Россияне не доросли до платформенной экономики

Ольга Соловьева

Цифровая занятость кратно уступает теневому рынку труда даже в самых богатых субъектах РФ

0
1026

Другие новости