0
946
Газета Проза, периодика Интернет-версия

12.11.2009 00:00:00

Литература создает тебя

Андрей Рудалев

Об авторе: Андрей Геннадьевич Рудалев - литературный критик, Северодвинск.

Тэги: литература, рассказ


литература, рассказ Будешь писать, если невидимый читатель дышит в спину.
Габриель Метсю. Удивленный автор письма. 1662. Wallace Collection, London

Мой друг – прекрасный рассказчик. В его багаже бесконечное количество историй по любому поводу. Слушать их можно с упоением и не раз. Он филолог и большой поклонник словесности, человек вдумчивый и основательный. Но так получилось, что цепочка жизненного пути увела его от филологии. Автохимия, свой отдел, снабженец в какой-то строительной фирме┘ Увело, но все это как-то не засасывает, чувствуется неудовлетворенность и постоянная тоска о чем-то большем.

Вот и стал в последнее время я ему докучать: «Пиши, у тебя получится!» Он же говорит, что опасается сделать халтуру, не хочет становиться в конвейер графоманов, да и требования к себе предъявляет большие.

Сложность первого шага┘ Но ведь можно просто для себя, для внутренней самореализации, не ставя больших и глобальных задач. Извечная мода на дневники – разве не это?.. Высказываешься – осмысляешь себя, свою жизнь, приводишь ее и мозги в порядок. Письменное высказывание более взвешенное, чем устное. Что-то у тебя не так, если пишешь только лишь одни заявления и заполняешь бюрократические бумаги. Жизнь становится от этого плоскостной, поверхностной.

Недавно друг сказал, что уже и во сне ему приснилось, что старательно писал какой-то текст, осталось ощущение восторга, но на утро, естественно, память пуста, кроме переживания сопричастности к моменту творчества. Вот так я его достал, да и внутреннее стремление гложет, но первый шаг┘ Для чего, какой смысл, что потом?

А, может, не задумываться о том, что потом? Может не париться в этом смысле?.. Это, как рассуждают, некоторые молодые пары: сначала подняться по карьерной стремянке, обзавестись жильем, желательно просторным, обустроить быт, а уж потом – ребенок. Но, может быть, вначале главное – восторг и радость рождения, а все остальное придет, ведь у тебя будет заряд этой радости? Почему третьестепенные факультативные позиции мы выводим в разряд приоритетов? По инерции, потому как именно так принято?.. Иной поворот будет чудачеством и ребячеством.

Не хотелось бы перетягивать одеяло на себя, но попробую порыться в своей памяти. Писать заметки стал десять лет назад, смысла в них не было ровным счетом никакого. На повестке дня другие вопросы: молодая семья, только родившийся ребенок, съемная квартира, череда временных работ: охранник в ночном клубе, продавец в киоске, репетитор по сочинению и литературе┘ И при этом в любой свободный момент пытался углубиться в лирику Лермонтова, силился разобрать по полочкам житие Сергия Радонежского. Для чего, куда, кому?.. Тогда я нашел оправдание подобному безумству в том, что это своеобразная гимнастика ума, чтобы не застояться, не деградировать. Постепенно пошло-поехало – тихо, медленно, со скрипом, но двинулась моя телега по буеракам.

Конечно, периодически себя ограничиваешь, стараешься держать курс и сам задаешься вопросом: «Зачем плодить графоманов?» Думаешь периодически, а почему бы не написать рассказ, повесть?.. Так ведь скорее всего и напишется. Иногда бывают моменты, когда что-то поэтическое пульсирует в мозгу. Пытаешься даже записать, а ритм идет и идет┘ Тогда бьешь себя по рукам и стараешься на что-либо переключиться. А то, чего доброго, внушишь себе, что поэтически способный. Зачем плодить графоманов, зачем посредственность?..

«Можешь не писать – не пиши» – так снобистски советуют некоторые умники. Но как-то все больше понимаешь: если можешь что-то сделать – делай, только адекватно и без лишнего пафоса относись ко всему этому процессу. Может снести башню, начнешь все это серьезно воспринимать, тогда беда┘

Как-то списались с Вадимом Демидовым, лидером отличной нижегородской рок-группы «Хроноп», и пришли к выводу, что романтизм и наивность движут миром, дают силы. Действительно, куда без этого? Погрязнешь исключительно в третьестепенных факультативных вещах, ради которых будешь бесконечно маять себя, пить горькую и смотреть на мир с тоской и безразличием. Романтизм же и наивность что-то метафизическое привносят в нашу жизнь, оставляют место и возможность для удивления, восторга, прорыва.

Кажется, к месту вспомнилась повесть Романа Сенчина «Конец сезона». Ее герой Никита Сергеев периодически мучительно страдает от осознания собственного бесконечного опоздания в жизни: «многое ему уже поздно. И с каждым годом этих «поздно» становилось все больше, больше. Скоро и совсем что-нибудь элементарное совершить станет поздно». Линия жизни уже прочно прочерчена: семья, работа. Что-то менять – чудовищно поздно, можно лишь только обо всем этом сожалеть и мучительно страдать от осознания того, что жизнь сложилась инерционно, так, а не иначе, как представляется в фантазиях.

Однако все эти рассуждения – временное явление, хандра. Привычка к сложившейся жизни побеждает, что-то ломать нет сил и возможности, время революций и героических личностей прошло, настал период нового фатализма – нужно слиться с фоном и всецело предаться неумолимой воли обстоятельств. Терзания героя Сенчина вполне можно проиллюстрировать строкой из песни Виктора Цоя: «Ты мог быть героем, но┘». Хотя «но» – это не приговор, а только лишь препятствие, оно не отрубает возможности, но проверяет тебя.

Ты мог быть героем┘ Ты мог быть всем┘ Кухарка может управлять государством┘ Сейчас все это не в чести, условное наклонение не катит, нужна конкретика, реальное увеличение объемов, повышение дивидендов, отдача, выхлоп и что-то еще. Иначе все радости жизни пройдут мимо тебя.

В своем романе «AD» Герман Садулаев несчастье большинства людей в современном обществе объясняет тем, что «принуждены волею обстоятельств и по логике существующей экономической системы заниматься не тем, для чего родились». Все так, по крайней мере где-то очень близко. Обстоятельств становится слишком много, они ультимативны, и если ты их не принимаешь – становишься лузером и неудачником.

Вот поэтому возвращаюсь к тому, с чего начал: надо писать, создавать свою внутреннюю автономную территорию, которая постепенно будет разрастаться и набирать силы. «Литература создает Россию» – эту практически аксиоматическую фразу вновь озвучил в своей статье «Проекты будущего» критик Евгений Ермолин. Наверное, в этом содержится большая доля романтизма и наивности, но почему-то во все это веришь и понимаешь, что так оно все и будет, ведь помимо всего прочего литература создает тебя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
1028
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1199
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
700
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
553

Другие новости