0
1276
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.04.2010 00:00:00

Если в кране нет воды

Тэги: сидоренко, судьба, харьков


сидоренко, судьба, харьков

Фоззи. Ели воду из-под крана. – Х.: Треант, 2009. – 160 с.

Александр (Фоззи) Сидоренко – музыкант украинской группы «Танок на майданЁ Конго» и бывший журналист-телевизионщик из Харькова, ловко стряпающий свою русскоязычную прозу в промежутках между гастролями. «Александр Аркадьевич пишет, как говорит. А это нынче – большая редкость», – убеждает аннотация к дебютному сборнику его рассказов «Ели воду из-под крана», но верить ей вовсе не обязательно. Разговорный жанр в современной литературе – вещь привычная, и «репортажная» кривая километровых рассуждений «о жизни» не одного автора завела в дебри формального эпигонства. Также не нова практика издания музыкантами своих книжек под шумок популярности – из более или менее успешных украинских аналогов этой звездной тенденции стоит упомянуть сборник повестей «Я, «Победа» и Берлин» Кузьмы Скрябина.

Как бы там ни было, но книга Фоззи примечательна другими стандартами. Налицо вроде бы занятные и необязательные истории в стиле раннего Ильи Стогова из романа «Мачо не плачут» и позднего Сергея Жадана из сборника рассказов «Биг мак». На стильную прозу а-ля «Жизнь взаймы» Ремарка, как хотелось бы автору, явно не тянет, смахивая порой лишь на «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Нет, в этих крутых зарисовках домашнего мальчика, подкрепленных эпиграфами из Курта Воннегута и Стивена Кинга, все про жизнь – про злую харьковскую судьбину, описание которой стало визитной карточкой не одного литературного поколения. Присутствует, конечно, необязательная романтика в истории «Лучше всех» о романе стареющей французской кинозвезды и отельного привратника-нелегала из Харькова. Но мы-то знаем, что настоящая жизнь – она не такая, и поэтому в данном случае «все браки во дворе строились по одному и тому же принципу: мужик бухает, баба его пилит».

Кстати, о поколениях. Разница именно в этой весовой (и весомой) категории делает прозу Фоззи сколько-нибудь интересной на фоне пресловутого «репортажного» стиля, присущего нашей скорострельной эпохе. Скажем, в своей повести «Духless» российский литератор-бизнесмен Сергей Минаев уже обращался к той же генерации, откуда родом наши юные харьковчане из сборника «Ели воду из-под крана». Но если герой книги Минаева, посвященной поколению 1970–1976-х, «свои первые деньги потратил не на «бэху» четырехлетнюю, как у пацанов, а на поездку в Париж», то рассказы Фоззи, как вещает аннотация, «о тех, кому посчастливилось съездить впервые за границу – не на отдых, а «за товаром». В этом-то и разница мировоззрений, в какой бы загранице мы ни жили. Там – поколение малиновых пиджаков и шестисотых «мерседесов», здесь – эпоха джинсов «Мальвина», курток «аляска» и магнитофона «Маяк» с песнями Юры Шатунова.


Мужик бухает, а баба его пилит.
Леонид Соломаткин. Пирушка. Севастопольский художественный музей имени П.М.Крошицкого

И все-таки книга Фоззи – не в пример иным исповедям нашего времени – удивительно душевна, точна в деталях и мягка в юморе. Мелкие аферы и крупные бандитские разборки, постоянные бодуны и быстротечные похмелки – вот джентльменский набор героев этой романтической прозы, исполненной порой не в застольно-разговорном стиле, как упоминалось ранее, а на блатном харьковском говорке. Ничего не поделаешь, стаж – как говаривал в «Собачьем сердце» профессор Преображенский. Хорош дворовый любимец Эфимберг из рассказа «Малый», искусно провозглашающий тосты на поминках и собирающий варианты концовки фильма «Коммандос», где Шварценеггер протыкает Бена трубой. Замечателен пляжный фотограф Марк Демирский из «Корабельного раввина», на закате империи вывешивающий с балкона красный флаг, а в оставшееся от социалистических праздников время изо всех сил нарушающий законы любимой страны и слушающий вражеские голоса по приемнику «Океан».

Остальные экзоты из рассказов Фоззи, будучи не менее криминогенными персонажами, воспитанными совковой жизнью, в «незалежной» Украине работают в автосервисе, кроят чемоданы в аэропорту и при любой возможности мечтают свалить за бугор. Под аккомпанемент песен Александра Новикова, вроде той, где герой «вышел родом из еврейского квартала и был зачат за три рубля на чердаке», все эти Малые и Були, Пипеты и Бычки, Толяны и Анжелы прозябают в нищете и грезах о выигрыше в лотерею. Здесь пацаны-таксисты всю жизнь ждут «лоха, который тут в первый раз, который цен не знает и привык в забугорным тарифам», а каждая девчонка спит и видит, как «какой-нибудь загорелый седой француз влюбится в нее и увезет». И ностальгия, товарищи. В основном, конечно, по детству в далекой стране, откуда олимпийский Мишка машет нам ручкой и где даже вода из-под крана, говорят, была газированной и сладкой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
750
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
584
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
743
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
523

Другие новости