0
1853
Газета Проза, периодика Интернет-версия

26.08.2010 00:00:00

Как поэт Грозовский побеседовал с Богом

Тэги: грозовский, стихи


грозовский, стихи

Михаил Грозовский. Бродя и всматриваясь в лица.– Киев: Журнал «Радуга», 2010. –168 с.

Михаил Грозовский (р. 1947) – автор шести сборников стихов, двух книг документальной прозы, множества стихотворных книг для детей (в том числе книги «Мой зоопарк»), составитель двух антологий «Гордость и горечь» (1990) и «Свет двуединый» (1996). Творческий стаж – более 40 лет. Казалось бы, за такой солидный срок можно «выговориться» до самого донышка или хотя бы перейти с высокого поэтического слога на «суровую прозу жизни». Однако с Михаилом Грозовским не произошло ни того, ни другого. Новый сборник стихов «Бродя и всматриваясь в лица» – подтверждение тому, что у поэта не исчерпаны слова, не замылился, не стал равнодушным взгляд. Книга с говорящим названием «Бродя и всматриваясь в лица» составлена так, что частично подытоживает сказанное Михаилом Грозовским в прошлые годы – в нее вошли стихотворения из предыдущих сборников: «Я встретил хороших людей», «За все плати душою, брат», «Стая белых ворон» – и приоткрывает дверцу в будущее из настоящего, так как добрая половина стихов сотворена недавно и еще не стала известна читателю. В этих последних отчетливее прочих нот, пожалуй, звучит тема осмысления былого и подведения некоей нравственной черты: «Я сам искал себе удел,/ не усмиряя дух бродячий,/ и не слепой я был, а зрячий,/ и то нашел, чего хотел»; «Я исчерпал свою дорогу/ и встретил всех до одного/ и между дьяволом и Богом/ болтаться знаю каково»; «Я хочу, чтоб меня вспоминали,/ и не знаю, зачем это мне».

Но это никак не точка – это многоточие, над которым человек ломает голову: «Как не извлечь на свет души,/ скорбящей взаперти,/ и на вопрос как дальше жить/ ответа не найти».

«Пока не изведаю смерти,/ не буду о жизни судить».

Он не настраивается на конец бытия, а дает зарок «продолжать в том же духе», то сам себе: «┘раз без утрат не удается,/ то ничего не остается,/ как только маяться и петь», – а то устами своих лирических героев: «– Живи! – в сердцах добавил дед. –/ И жить-то не жил, а туда же┘»

«Очень мужскими стихами» назвала в предисловии поэзию Михаила Грозовского поэтесса и переводчица Марина Туманова, положив в основу этого определения «глубинное знание соленой правды обыкновенного земного существования». Не буду спорить о терминах, хотя мне лично чужда «гендерная» дихотомия поэзии. Стихи, написанные мужчиной, далеко не всегда «мужественные». На мой взгляд, стихи Михаила Грозовского очень человеческие, очень личностные, даже исповедальные – недаром в них так часто и откровенно попадается местоимение «я» и все от него производные. Это не эгоцентризм, не сосредоточенность на собственных переживаниях – мир поэзии Михаила Грозовского густо населен. Только вот обитатели его по большей части несчастные: друг Егор, у которого помирает мать, старая, дотошная, громкоголосая тетя Берта, бывший зэк Олег, бабушка и внучка, жители допотопной избенки, в трубе которой страшно воет ветер, и даже кошка, насильно лишенная котят. Непросто говорить о чужих бедах, страданиях и размышлениях без ложного пафоса и надрыва. Но Михаилу Грозовскому дан такой дар. Ему присуще мужество в поэзии. Как и в реальной жизни. Как и в жизни духа. Как и в общении с Богом. Замыкает сборник стихотворение без названия – о том, как поэта окликнул неизвестно кто: «Незнакомец бы не мог/ твердо так, так ясно: «Миша!»/ Значит, свыше┘/ Значит, Бог┘»


«Живи!» – в сердцах добавил дед.
Н.В.Неврев. Дед Василий. 1858 год. Сумский художественный музей

Ни страха, ни смятения – голая констатация факта и незыблемая уверенность в том, что Ему есть что сказать «Мише». Наверное, такой дерзостью убеждений обладают все хорошие поэты. Марина Туманова в своем слове «Об авторе» перечисляет качества слога Грозовского, которые бросаются в глаза: предельная лапидарность лексики, разговорная простота речи, внешне безыскусные рифмы, в том числе множество глагольных, естественность выражений, «зоркость» слова, точность скупо отмеренных эпитетов. На фоне поэтического мейнстрима стилистика Грозовского старомодна. Но в контексте русской классической поэзии, завязанной на судьбах и чувствах, она непреходяща. Вечна, как гармония. Не об этом ли интуитивном постижении правды и смысла сказал автор: «┘поэзия сама тебя найдет/ и схлынет как волна┘/ Сама собою┘»?

Хочется добавить лишь одно: потом такая поэзия обязательно найдет читателей. Многих.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
583
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
685
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
563
Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Владельцы iPhone отправились за микрокредитами

Анастасия Башкатова

Быстрые займы берут клиенты со все более высокими доходами

0
666

Другие новости