0
2431
Газета Проза, периодика Интернет-версия

14.07.2011 00:00:00

Договор с вечностью

Тэги: геворкян, стихи


геворкян, стихи

Сергей Геворкян. Глазами внутрь.
– М.: Водолей, 2011. – 192 с.

Cергей Геворкян – московский поэт, организатор поэтических вечеров в Каминном зале ЦДРИ и ежегодного поэтического фестиваля «Акупунктура», автор шести сборников стихотворений. Публикуется с конца 1990-х годов. Первая книга, с ныне парадоксально звучащим названием «Ночной дозор», вышла в 2000 году.

Геворкяну – 37. Кажется, что за этими словами должны последовать поздравления и аплодисменты, но говорю в других целях. Просто именно эта дата определяет одну из особенностей его поэтики: лексическую затянутость высказывания. Стихотворение длится, даже когда не ждешь продолжения, – и здесь наблюдается стремление к продлению срока: недаром книга начинается со стихотворения о смерти Пушкина. Апеллируя к словам Бродского о том, что длинная строка оттягивает смерть, можно увидеть и здесь в длинном высказывании сознательное откладывание развязки.

Возраст кризиса становится осознанием некоего рубежа и подведения итогов. Иллюзии молодости уже позади – но нет еще и пожилого смирения. Вместо этого – только подход к смирению, попытка свыкнуться с обстоятельствами:

Плевать на ружья заряжены,

Тот свет, чуму, тюрьму, суму┘

Проходит жизнь, уходят же ны,

Но привыкаешь ко всему.

Книга разделена на три цикла: после первого – «37» – следуют еще два, «Две тысячи любой» и «Седьмая земля», по 49 и 27 стихотворений соответственно. Не вдаваясь в числовую символику, легко проследить в таком композиционном строении логическую подоснову: к отступившему возрастному отрезку присовокупить еще два – и тем как бы продлить земное существование. Отличительной чертой поэта Геворкяна я бы назвал чрезмерность. На презентации книги в ЦДРИ автор читал долго – порой казалось, что слишком долго; книга глобальна – 113 стихотворений (а это почти 37, умноженное на 3), продленность – и в рамках одного стихотворения┘ Автор послесловия к книге, эстетически близкий поэт Сергей Арутюнов, метафорически обозначает то, что «некоторые сочтут немыслимой затянутостью» и «нечеловечески верной геометрией», как признаки «стука в вечность». Есть и здесь своя правота: кажется, что с вечностью заключается договор о продлении срока. Интенция стихотворений, вошедших в третий цикл, как бы готовит запасной выход: взгляд на то, кем лирический герой будет в следующей жизни, лейтмотив перерождения.

В будущей жизни стану героем – слишком

Стыдно за эту.

Но пока что длится «эта» –

Мир не по вкусу. Время – не по нраву.

Они сошлись – нутро мое полоть,

Но я в них был и дальше буду –вплоть

До заключенья в новую оправу.

Стремясь выйти за рамки себя, будучи безмерностью в мире мер – и тем утверждая себя в дефиниции поэта, – Геворкян ставит во главу угла стилевую эклектику. Я не знаю, владеет ли поэт языком, данным по национальности, но ощущение – именно двуязычия, того вида «эмигрантской безграмотности», при которой не вполне органичное владение русским рождает индивидуальный художественный стиль. Столкновение различных лексических пластов – книжная лексика в соседстве с экспрессивной, реминисцированные цитаты, слова, семантически далекие друг от друга, поначалу коробят, но затем привыкаешь к ним и начинаешь считать неотделимыми от всего творчества Геворкяна. Это словно попытка выговориться перед концом – порой беспорядочно. Поэт лексически всеяден: в одном стихотворении могут сочетаться различные культурные аллюзии – от античности до «библиотеки Иоанна Грозного» и тютчевского «молчи, скрывайся и таи» (рифмующегося с блоковским «аи»), а просторечное «мочится» – рядом с шекспировским Фальстафом:

Как в Китае есть виды на каждую рисину –

Так любую судьбу дорисует подстава.

Молча мочится дождь на грядущую лысину,

И всеобщий фальстарт забавляет Фальстафа.

Впрочем, настоящий поэт всегда варвар, всегда безграмотен – в том смысле, что изобретением нового художественного языка «отстает» от нормативности, идет непроторенной дорогой. Геворкян делает это в рамках строгой силлаботонической матрицы, чуждаясь распада логико-грамматических связей: содержание свежо – но и архаизировано одновременно, порой с гумилевским распевом и его отточенностью. О верлибре говорится слегка презрительно:

И лучше нам, в конце концов,

Слагать катрены для Матрены,

А не верлибры для скопцов.

Точка соприкосновения со своим поколением, болезненно пережившим слом советской эпохи, – субъективное ощущение неудачничества, гипертрофированно развернутое в послесловии Сергеем Арутюновым. Своим собратьям Геворкян дает беспощадно-прямое и горькое определение: «Мы – с факультета вымерших вещей». Глаза поэта смотрят внутрь себя – и одновременно внутрь поколения. Лета если и не гонят шалунью-рифму – то побуждают к прямоте и некоторой публицистичности высказывания. Голос – не громкий, не орущий, но изрекающий истины с трибунно-твердокаменной убежденностью.

Бросались одни – под танки.

Другие – писали в стол.

А я, как зародыш в банке,

За всех, кто не сбылся, зол.

Зародыш в банке – почти характеристика собственной беспомощности. Все сказано. Остается или соглашаться, или опровергать. Отсюда – и характерный для стихов Геворкяна межтекстовый импульс: множество эпиграфов, из сора которых, то протестуя, то развивая исходную мысль, вырастает стихотворение. Одновременно такой способ построения высказывания служит точкой опоры: есть за что ухватиться. Зачастую с помощью подобных обыгрываний Геворкяном рождаются талантливые афоризмы:

В одном спасенье – в том, что время лечит.

Вот только жаль, что мы – и есть болезнь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
508
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
497
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
431
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
580

Другие новости