0
2310
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.08.2011 00:00:00

От принцессы до лягушки

Тэги: любовь, проза


любовь, проза

Елена Минкина-Тайчер. Женщина на заданную тему.
– М.: Поколение, 2011. – 352 с.

В литературном рунете о Елене Минкиной-Тайчер сказано основное: «Израильская писательница с русским прошлым, активно публикующаяся в литературных журналах России, Украины, Белоруссии, Израиля, Германии и США. Автор двух книг, член Союза писателей Израиля, номинант премии «Антибукер». О себе Елена говорит так: «По специальности я – врач, по жизни – созерцатель, по обязанностям – всеобщая нянька и утешительница, по жанру – прозаик».

Повествования в этой книге («Женщина на заданную тему», «Но в памяти моей», «Мишель, моя прекрасная», «Полания», «Старик», «Принцесса Лягушка») подчинены, как правило, одной теме – любовной истории, пробивающейся либо сквозь суету будней, либо сквозь хитросплетения человеческих отношений, либо сквозь препоны непреодолимых препятствий и роковых обстоятельств, либо даже сквозь пласты времени («Но в памяти моей»). Собственно, какая иная основополагающая идея может править книгой с таким названием, которой предпослан девиз на обложке «Любовь-наваждение, любовь-вознесение, просто любовь», которую завершает постскриптум: «Как правая и левая рука, твоя душа моей душе близка»?

Любовная проза – сфера, которая никогда не иссякнет и никогда не оскудеет читателями. Ибо, как ни отзывайся об отношениях полов – «миром правит любовь» или «основной инстинкт», – но мимо этого чувства никто не может пройти. В массовом интересе читателей (которые, по статистике, большей частью дамы) к любовным романам, повестям и рассказам кроются, наверное, какие-то социологические причины: то «нет любви хорошей у меня», так хоть про чужую прочитать, оттаять душой; то «и у меня тоже было – хоть садись и пиши!..». И в силу этого неослабевающего интереса в пространстве любовной прозы всегда будут появляться новые востребованные книги.

Хотя порой точнее будет сказать – очередные. Любовная тематика располагает довольно ограниченным кругом коллизий, которые складываются в исчислимое количество фабул, из коих, в свою очередь, вырастает определенная совокупность «типовых» сюжетов, известных со времен античной трагедии. Самый расхожий и приятный из них, разумеется, – «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Но эта сюжетная линия уже давно «выработана» сказками. Поэтому более серьезная проза предпочитает то, что «после свадьбы» или «вне свадьбы». И вообще, драматическое начало сильнее, эмоциональнее и интереснее «недраматического». Вот и рассказы Елены Минкиной-Тайчер в большинстве своем – не о счастливой любви. Скорее о той, которую страдания возвеличивают. Любящие сердца не могут соединиться в тихой «бухте радости» законного брака – мешают километры расстояния и ранее данный мужчиной брачный обет («Женщина на заданную тему»). Муж уходит из семьи, несмотря на старания жены удержать его, и гибель единственного сына через много лет выглядит возмездием для обоих, утративших любовь («Полания»). Человек встречается со второй, «тайной» семьей почти на смертном одре («Старик»). И все это прописано исключительно поэтично, ибо лексика и стилистика Елены Минкиной-Тайчер идеально соответствуют Любви страдающей. Это качественная лирическая проза.

Лично меня смутил в книге «Женщина на заданную тему» лишь один нюанс – некоторая заданность (случайно ли это слово в заглавии?) сюжетов, их совпадение с другими образцами любовной прозы. Скажем, об утраченном счастье, о невозможности из-за обидных бытовых причин броситься в любовь «как в море, с головой» очень много рассказов у классика этого жанра – Виктории Токаревой. Используя чисто дамское – уместное здесь – сравнение, можно сказать, что любовная проза напоминает модельные туфли – нарядные и дорогие, но сшитые по шаблонам нескольких традиционных колодок. Понятно, что мелодрамы обычно следуют за жизнью, а жизнь разнообразием отношений не балует. И все же литература – больше, чем жизнь. В ней всегда есть место подвигу формирования собственного мира. И пусть это будет мир из одного вымысла, зато – литература.


Серьезная проза предпочитает писать о том, что после свадьбы.
Леонид Соломаткин. Свадьба. 1872. ГТГ

Лучшим, наиболее самодостаточным произведением в книге Елены Минкиной-Тайчер я считаю рассказ «Принцесса Лягушка» (с этим сказочным персонажем героиня отождествляет себя – из-за маскировки, к которой вынуждена прибегать). Это фантастическая мелодрама, без скучных научных подробностей рисующая «десант» женщины-врача из Золотого века – в наш. Врач из будущего, пребывая здесь в «командировке», лечит людей, отдавая им свою энергетику. Человеку, ставшему для нее по-настоящему близким, она отдает всю жизнь, чтобы избавить его от онкологии. Двусмысленный финал рассказа: «Кстати, я почти вспомнила конец той сказки про принцессу-лягушку. Ее принц слез со своей печки и пошел к колдунье, потом поймал зайца, в зайце была утка, в утке – иголка, нужно было отломить кончик, куда-то дунуть-плюнуть┘ В общем, полная ерунда, но она вернулась» – вселяет детскую веру, что и сама доктор Ханни останется жива. Ведь наверняка в будущем стала реальностью прекрасная стихотворная фраза: «За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью┘» (Николай Рубцов). А пока за этот добрый образ воздадим должное писательскому умению Елены Минкиной-Тайчер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ремонт региональных дорог поддержат из федерального бюджета

Ольга Соловьева

Субъектам РФ обещают списать долги на 28 миллиардов рублей

0
691
США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

США подвергли наказанию и правительство, и повстанцев в Мьянме

Владимир Скосырев

АСЕАН оказалась не в состоянии помочь стране решить внутренние проблемы

0
620
В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

В Америке разбираются в причинах рекордного шатдауна

Геннадий Петров

Трампу испортили радость от победы над демократами напоминанием о сексуальном скандале

0
713
Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Иран зажат между дефицитом воды и внешними противниками

Игорь Субботин

МАГАТЭ утратило преемственность данных о состоянии атомной промышленности Исламской Республики

0
910

Другие новости