0
2017
Газета Проза, периодика Печатная версия

15.11.2023 20:30:00

У нас домовые Смольный взяли

О любви к Северной столице и ее жителям, настоящим и потусторонним

Тэги: проза, сказки, толкин, джоан роулинг, шекспир, пушкин, санктпетербург


проза, сказки, толкин, джоан роулинг, шекспир, пушкин, санкт-петербург Санкт-Петербург – реальный и мифический. Иллюстрация из книги

Городские сказки – совершенно особый жанр. И сочиняют их люди, способные чувствовать и воспринимать потайные миры подворотен, чердаков и подвалов. Те, кто разговаривает с памятниками и уличными котами, понимает сигналы городских голубей, языки атлантов и сфинксов. И выстраивает чудеса как мозаику из кусочков разноцветной смальты, складывает истории колодой Таро… У Мелалики получился удивительный цикл сказок, сплетенный в единое полотно. Автор пишет – это книга о любви. Да, о любви к Санкт-Петербургу и его жителям, настоящим и потусторонним. «Я сбавляю шаг, затем сажусь на ближайшую ко мне скамейку и наблюдаю за троицей. Мне начинает казаться, будто меня здесь и нет. Я – пыль, прах земной, а они – столпы и основы, но не только этого города, а те, на которых держится мироздание, которое они ежесекундно делают настоящим только своим в нем присутствием».

42-13-12250.jpg
Мелалика Невинная. Андрюха,
у нас... Роман.– М.:
Дрим Менеджмент /
Cityhaze, 2023. – 256 с.
(Городские сказки).
Мелалика выбрала интересный формат, сродни средневековым новеллам. Ее книга складывается из множества сюжетов, перетекающих один в другой, объединенных общими героями. Кто они? Наблюдающий Славка – бывший демиург, тот, кто следит за порядком в пространстве городских мифов, проявленных в Питере. И его напарник Андрюха, человек и культурный код, сновидец, способный во сне погружаться в иную реальность. Ключевые герои наблюдают за проделками русалок и кицунэ, домовых и джиннов, сражаются с демонами и приводят к порядку кошку Мару. И все это нескучно, с хохмочкой, с огоньком – улыбаться хочется на каждой странице. Хотя темы Мелалика поднимает порой нешуточные.

«– Просто именно сейчас мне рано становиться Хранителем.

– То есть ты остаешься наблюдающим?

– Не дождетесь, – ехидно усмехается он и встает со скамейки. – Я – наблюдающий, и слово мое крепко. А кто хочет это оспорить, пусть жалуется в вышестоящие инстанции».

Пространство городских мифов, созданное Мелаликой, затягивает с первых страниц. Хочется гадать на книге – кого встретишь в следующей главе. Раскольникова или Распутина, Пиковую даму или Петра I, Матильду Кшесинскую или Ксению Петербуржскую, ангела или беса. Все смешивается в доме Облонских – домовые штурмуют Смольный, чтобы убедить городские власти навести порядок на улицах, зайцы объявляют Заячий остров своей территорией, «Бесы Достоевского» оккупируют Ротонду и исполняют там желания, но с подвохом. Все привязано к карте и размечено поквартально – хоть води экскурсии по книге и восстанавливай хронологию событий. Чувствуется, что автор не просто знает и любит свой город, но и чует его нутром, мифологические существа действительно для него реальны. Петербуржцам понравится – тут и аптека Пеля, и Инженерный замок, и особняк Брусницына, и Апраксин двор. И про каждый культурный объект найдена его собственная аутентичная история. А пояснительные статьи после каждой главы помогают сориентироваться в книге даже тем, кто в Питере еще никогда не был.

«– Андрюха, у нас домовые Смольный взяли! – сообщаю я напарнику, когда тот является на мой зов.

– А почту, телефон и телеграф? – усмехается он.

– Насчет телеграфа не знаю, но их официальный телеграм-канал пишет, что администрация Санкт-Петербурга полностью перешла под контроль домовых. По крайней мере на тонких слоях».

Плотность центона зашкаливает – пасхалки и отсылки возникают на каждой странице, и попытки разобрать, откуда взялась цитата, лишь еще больше запутывают читателей. Есть очевидные вещи вроде отсылок к Толкиену и Джоан Роулинг, Шекспиру и Пушкину, есть парафразы сетевых мемов и анекдотов, есть и самоцитаты – Мелалика создает фантастический яркий пэчворк, и любой лоскуток в нем смотрится органично.

«Я колеблюсь, а голограмма продолжает:

– Если вы ничего не успели нажать, бегите, глупцы!»

Особый колорит книге придают рисунки Ксении Рыжиковой.

Резюмируя – перед нами идеальная Городская Сказка, захватывающее путешествие по тайнам и чудесам Петербурга. Можно начинать читать с любой главы и втянуться в историю, как пушинка в водоворот. И обнаружить себя в Кафе-на-Перекрестке, где исполняются желания, купить лампу у джинна, попросить заступничества у Ксении… Питер с нами, и он не оставит своих.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Самолет с синими крыльями

Самолет с синими крыльями

Кирилл Плетнер

Рассказ про доктора Бабжиевича, психосоматику и кукурузник

0
341
Эпос гудел в крови

Эпос гудел в крови

Александр Балтин

К годовщине смерти писателя Юрия Кувалдина, который разбил свой «Книжный сад» и совместил Чехова с современностью

0
1016
Джентльменская игра хулиганов

Джентльменская игра хулиганов

Елена Сафронова

Любительский футбол и нелегкий путь личностного становления

0
894
За семью оболочками

За семью оболочками

Юрий Юдин

Кощей Бессмертный как прообраз булгаковского Воланда

0
2282

Другие новости