0
174
Газета Проза, периодика Печатная версия

30.07.2025 20:30:00

О героях больших и маленьких

Выпускники семинара Евгения Попова – далеко не дебютанты

Тэги: проза, лирика, юмор


27-13-2480.jpg
Книга представляет читателям
новое поколение ловцов смыслов.
Иллюстрация из книги
«И…» в заглавии может расшифровываться по-разному. Любовь и смерть. Любовь и быт. Любовь и другие неприятности… Ибо проза в сборнике очень разная. И пафосная, и ироничная. И стилистически выверенная, и как будто простоватая. Речь в ней может идти о сугубо сиюминутном – или о вечном… Такое разнообразие тоже внушает симпатию.

Вот Олег Маслов, работавший как драматург, дал в сборник юмористические рассказы, рассказы-анекдоты. Хочется отметить отличный ход в рассказе «Тореро» – герой, затюканный рутиной офисный деятель, получает в подарок желанную гитару… а гитара оказывается басом. Через этот анекдотический эпизод буквально в нескольких предложениях автор рассказывает нам о жизни этого человека. Вспомним архетипичный образ маленького человека (например, чиновника, того же офисного работника), вдруг получившего дорогой, но ненужный подарок. Есть такое у Чехова, Тэффи, Аверченко и других классиков юмора. Тот дар героя губил – а у Маслова герой, сначала расстроившись, осваивает и этот инструмент. И мы радуемся за него, с удовольствием получая порцию доброго юмора и ненавязчивый совет: не сдавайся, используй то, что имеешь.

А вот Ольга Зюкина, в арсенале которой немало литературно-критических работ, подходит к своим героям и миру совсем иначе. Хотя тоже вроде бы остается на линии анекдота. Ее рассказ «Два концерта в один вечер» (который легко может быть развернут в повесть, что является редкостью – как правило, все бывает наоборот, раздутые повести и романы хочется свести до масштаба рассказа) повествует о буднях не очень молодых учительниц, которые попадают на вечер поклонников… Натальи Орейро. Анекдот, но со смыслом. Тут и воспоминания о молодости. И яркие, насмешливые портреты учеников. И любопытные наблюдения над психологией тех же школьников. В общем, даже захотелось продолжения их приключений.

Интересно аукаются с рассказом Зюкиной рассказы-анекдоты Анны Сапожниковой о преподавателях – и фарсовый «Первое лицо», и житейски-рассудительный «Потерянные ключи». В последнем видится Достоевский – и по месту действия (промозглый Петербург), и по сюжетному движению: мелочь, деталь (кончившийся кофе) разворачивает перед нами целый мир человека. Да не одного, а сразу нескольких.

Преподавательскую тему – едва ли не самую популярную в сборнике – продолжает Владимир Самородов. Его героя (рассказ «Пиджак»), отставленного от преподавания за чтение стихов на занятиях по праву (и отставленного, собственно, справедливо, зачем по министерским стандартам будущим юристам поэзия?) – жалко, но он и комичен, опять же, этакий классический маленький человек. Найдена удачная деталь – вельветовый «академический» пиджак, в который герой обряжается перед тем, как идти к студентам. И который забывает, навсегда оставив университет.

27-13-11250.jpg
Любовь и… Сборник рассказов
слушателей Высших
литературных курсов
Литературного института
им. А.М. Горького. Семинар
прозы Е.А. Попова.– М.:
Литинститут, Русский ПЕН-центр,
Библио ТВ, 2025. – 128 с.
Татьяна Гржибовская более лирична. Вот как она передает езду героя-ребенка на самом обычном самокате (рассказ «Ветер»): «Он вырывал самокат из рук, надувал куртку на спине пузырем, забрасывал колючие песчинки в глаза, вызывал слезы, которые слепили глаза, шумел, как шторм на море, когда нельзя купаться, – этот разгулявшийся ветер. Катить самокат навстречу его напору в сто раз труднее, чем когда он тебя подгоняет, зато мышцы напрягаются и работают, как на тренировке по борьбе. И чувствуешь себя сильным». Таков же рассказ и дальше. Ребенок впервые задумывается о жизни и смерти, и так хорошо, что рядом есть мать, которая поддержит и утешит. Описание этого полно лирики, и ветер здесь тоже присутствует: «Мама обняла Дёму и прижала к себе крепко-крепко, он чувствовал, какая она теплая, мягкая, как бьется ее сердце, слышал и чувствовал ее живое дыхание. Дёма вытер кулаками слезы – глаза мамы улыбались ему, а он отражался в маминых глазах, мама шептала ему нежные слова, а ветер трещал, перебивал ее. Мама была самая живая, какой только можно быть живой».

Анатолий Трофимов столь же лирично пишет о Подмосковье: «Двухсветный четверик, перекрытый узким сводом, стоит, словно стройная невеста, в белом платье фасада, а дорога к церкви обрамлена древними валунами, добавляя загадочности старому месту» (рассказ «В Лыткарино»). Справедливости ради надо отметить, что в целом Трофимов, увы, не слишком вышел за рамки публицистичности.

А вот Наталия Суворова дала в сборник симпатичную историю о мальчике и его маме-писательнице. И – современную притчу «Мозг Платонова», об однофамильце великого писателя, у которого обнаружили некое аномальное расстройство личности, и что из этого вышло (много смешного и грустного, даже трагического – на то она и притча, но главное, что написано об этом остроумно и изобретательно).

Особо нужно отметить работы Игоря Орлова. Он значительно старше своих коллег (ему за 50), он состоявшийся журналист. И вот – проза. Причем проза о Великой Отечественной войне (рассказ «Искушение»). Вернее, о послевоенном времени. Ленинград. Солдаты извлекают неразорвавшийся снаряд. Диалоги. Четкие психологические мотивировки. А главное, напряженное ожидание: закончится все трагедией или все-таки нет?

Очень ярок диалог между одним из саперов и типичным питерским интеллигентом, даже с канонической бородкой клинышком. Речь идет о том, что от взрыва снаряда может пострадать памятник архитектуры: «А вот вы мне скажите, товарищ профессор, отчего же ваша красота не спасла мир? Ведь сколько людей в войну погибло. Тогда страну от фашистов защищали. А сейчас чего ради рисковать?» Профессор отвечает. Убедительно, между прочим.

В этом и еще в двух других рассказах, вошедших в сборник, Орлов показывает, что человек он действительно серьезный. Иногда кажется, что даже слишком. Ну, легкость и вольность его товарищей по книге, будем надеяться, на пользу автору пойдет. Потому что смысл и в этом – посмотреть на себя и на своих товарищей, поучиться, что-то взять на заметку или вооружение.

Единство сборнику придают иллюстрации Анны Сапожниковой.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Честь быть подкаблучником

Честь быть подкаблучником

Записки на ходу в стихах и прозе

0
1378
Картонные звезды

Картонные звезды

Евгения Симакова

Муж, жена, кот-громоотвод и жестокий эксперимент

0
534
Острые когти взгляда

Острые когти взгляда

Олег Мраморнов

«Стереть случайные черты» Галине Щербовой помогает вера в дневное светило

0
558
Роман как жизнь

Роман как жизнь

Ольга Камарго

О путях и ролях, о мире реальном и мире выдуманном

0
561

Другие новости