В поэзии Прокошина много зимы: снежности, холода, вьюг.
Александр Трифонов. Январский день. 2021
Валерий Прокошин писал со спокойствием подлинного стоика:
Мой голос, еще не успевший
растаять
В холодном пространстве, –
обжег твою память.
Ты бродишь на ощупь
в немыслимой мгле,
Испуганно строчки мои
повторяешь.
Не бойся, меня уже нет
на земле –
И ты никогда меня
не повстречаешь.
Поэту логично рассматривать себя в таком измерении. А тут еще и болезнь.
В поэзии Прокошина много зимы: снежности, холода, вьюг. Поземка змеится, вылизывая действительность:
В январе этот вымерший
город рифмуется с тундрой,
Потому что ветер срывается
с крыш ледяною пудрой
И летит в переулки, которым
названия нет,
Где божественный SOS
отзывается полубандитской полундрой,
И ментоловый вкус на губах
от чужих сигарет.
Город, вероятно, родной Обнинск, рифмующийся с темной тяжестью тундры, переплетается с пространством вечности.
Невзначай, ненароком
Небесная тишь
Наполняет проемы колодцев.
Неприкаянным ангелом, друг
мой, летишь
За расколотым солнцем.
Поэт знает полет. Душа соприкасается с бездной небесной. А Прокошин пишет трехстишия, исполненные в манере хокку:
Всю ночь воет пес.
В доме напротив умер
сосед-пьяница.
Или:
Коля-бобыль… Не
могу вспомнить отчество
и фамилию.
Сухая скорбь трагедии. Мертвая полынная трава. Тяжелые картины, сухой шелест старушечьих губ. Но даже такие тяжелые стихи Прокошина не говорят о безнадежности. Пространство поэтического воздуха удерживает их над бездной.
Сон ушел, оставив след
У щеки.
Лишь глаза смотрели вслед,
Как щенки.
Лишь рука касалась лба,
И рассвет
Вдруг напоминал тебя
Или нет…
Валерий Прокошин прожил недолго. Но он, я считаю, полностью расшифровал свою душу.
* * *
Эльвира Частикова тоже из Обнинска. Ее поэзия держится, как стержнем, грациозным изяществом, благородным аристократизмом:
Я – дочь строгой матери, что
ежедневно
Внушала мне мудрости жизни
и чести:
«Держаться на людях должна
как царевна,
Точней – несмеяна, однако
без жести.
О, не целоваться, когда нет
смертельной
Любви, – по ее только
жадному зову!
Поменьше о глупостях
думать, о теле,
Когда есть душа, свет небес
бирюзовый...»
Нежно и строго поются стихи Частиковой. Сходятся параллели: крохотная божья коровка и реальность человеческого космоса:
Божья коровка упругой
кровинкой,
Словно во сне по лучу,
В небо крадется ближайшей
тропинкой –
Собственно, полупрозрачной
травинкой,
Той, что тебя щекочу.
Видишь, как сходятся
все параллели
Милостью чьей-то в пучок.
Ты улыбаешься мне еле-еле
В неге касаний, в пыльце,
как в метели.
Юноша, муж, старичок.
Голос Частиковой чист. Мощно и провидчески пишет она о смерти, о посмертье, о новом существовании освободившейся от тела души:
До девятого дня можно дома
инкогнито жить,
Между близких кружить,
половицей не скрипнув.
То позволить себе телевизор,
шутя, приглушить,
То порой кашлянуть прежним
голосом хриплым.
А еще она любит портреты городов:
Мы в городе этом бродили
давно –
До эры цветного ТВ и кино,
Когда обносила снегами зима
Деревья, соборы, ограды, дома.
Блестели в нарядах своих
кружевных
Оконца, лампады мерцали
в иных.
Мы, глаз отвести не умея
от них,
Пред жизнью чужой
застывали на миг.
На серебристых лучах, с грациозной мудростью творит Эльвира Частикова свой мир и миф.
А вот так она обращается к ушедшему другу-поэту:
С сосен снег осыпался сухой
невесомой пыльцой.
Ты губу закусил, и твое
восковое лицо
Выражало решенье –
не прыснуть от смеха, не сметь!
Хоть в твоем было б
стиле – взять выдать за розыгрыш смерть.
Как никто ты умел
посмеяться взахлеб, даже впрок,
Чтоб веселье смогло
перекрыть и непрожитый срок.
Грех унынья тебя не коснулся,
уныния враг!
Может, чувствуя что-то, ты
так перебарывал страх.
Так Частикова провожает в края вечности Валерия Прокошина.
Если б можно было жить
иначе,
Но проклятья не перебороть:
Мучаюсь… грешу… люблю…
и плачу,
Тесную разнашивая плоть.
Только смысла нету – плоть
все тоньше,
И труднее жить, едва дыша,
Потому что гибельней и горше
Созревает к старости душа.
А душа растет, ей нет
предела,
Даже смерть – пространство
в сорок дней –
Лишь скорлупка брошенного
тела
На случайной родине моей.
Здесь поэтесса прозревает подлинную родину, духовное запределье.
Снега много в поэзии Прокошина, серебристых сверканий. Серебряным изяществом полнятся стихи Частиковой.
Они очень разные поэты – Частикова и Прокошин. Их голоса не схожи, и все же есть у них нечто благородно общее.



Комментировать
комментарии(0)
Комментировать