0
112
Газета Проза, периодика Печатная версия

03.12.2025 20:30:00

Листок, покрытый рябью строк…

Сборник рассказов о Второй мировой войне участника Ржевской битвы

Тэги: проза, воспоминания, великая война, павел коган, бригантина, ржевская битва, твардовский, животные


45-14-11250.jpg
Елена Ржевская.
Память-черновик.– М.:
АСТ, 2025. – 416 с.
(Военный дневник)
Автор книги – человек сложной судьбы. В октябре 1941 года недавняя школьница, студентка Московского института философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского поступает на курсы переводчиков при Военном факультете иностранных языков Красной армии. Ее определяют в тыл, в Генеральный штаб. Но Ржевская сразу обращается с просьбой отправить ее в действующие части – и в апреле 1942 года она оказывается в штабе 30-й армии Калининского фронта. Во время Великой Отечественной войны автор книги была награждена орденом Красной Звезды, другими орденами и медалями.

Затем, в мирное время, Ржевская оканчивает Литинститут. Ей, совсем молодой еще женщине, уже тогда было о чем поведать читателю – ведь, в частности, она входила в ту группу военных, которые расследовали обстоятельства смерти Адольфа Гитлера. Рассказ об этих событиях и о людях, связанных с ними, можно также найти в произведениях Елены Ржевской. В частности, непростую историю опознания Гитлера она изложила в книге «Берлин, май 1945».

Елена Ржевская – жена замечательно талантливого поэта Павла Когана, погибшего в дни Великой Отечественной войны, в 24 года. Это его удивительные, трепетные и проникновенные строки звучат в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича»: «Разрыв-травой, травою-повиликой / Мы прорастем по горькой, по великой, / По нашей кровью политой земле...» А хорошо известная «Бригантина», которую Коган написал вместе с Георгием Лепским, передается из поколения в поколение, зажигая в молодежи мечту о путешествиях и приключениях.

В годы войны Ржевская делала небольшие литературные зарисовки. «Листок, покрытый рябью строк, / Искусство, тронутое болью, / Любовь, тоска, надежда, рок, / Единственность моих мазков, / Тревожное раздолье...» – охарактеризовал ее творчество Павел Коган.

Вторым браком Елена Ржевская была замужем за Исааком Крамовым – критиком и литературоведом, который долгие годы, кроме прочих, дружил с Виктором Некрасовым. Крамов оставил литературный портрет этого писателя, а в его дневниках мы находим также размышления критика о времени, которое наступило после окончания Великой Отечественной войны.

Прекрасный писатель, талантливый художник, Ржевская правдиво и достоверно описывает события тех опаленных грозою лет, когда вся страна встала на борьбу с фашизмом. Небольшой Ржев Тверской области – город, в обороне которого участвовала писательница (отсюда ее литературный псевдоним Ржевская). Тяжелейшей Ржевской битве (1942–1943) посвящены строки многих литераторов – достаточно назвать «Я убит подо Ржевом» Александра Твардовского. Отметим, что Твардовский – поэт, с которым, как и со многими другими писателями-современниками, Ржевская была связана дружбой и о которых оставила интересные воспоминания и литературные заметки.

Ржевская – почетный гражданин города Ржева. Возможно, читателям будет интересно узнать, что это именно она стояла у истоков инициативы «Города воинской славы», которая была реализована сравнительно в недавнее время, уже в XXI веке.

Произведения Ржевской отличает достоверность и правдивость изображения. Рационалистический склад ума позволяет ей сдерживать эмоции. Но важнейший вопрос, который интересует автора, – вопрос о цене победы. Мы помним, что весь народ в годы Великой Отечественной войны отдавал свои силы борьбе с врагом – о том, насколько это было тяжело, знают только очевидцы происходившего.

Вот, например, один из рассказов Ржевской – «Тягло». В нем идет речь о старушке-крестьянке, которую эвакуировали с линии фронта и за неимением иного места поселили в сельсовете. У крестьянки – корова. Через нее старушка еще чувствует силу жизни, силу связи с земным миром. Но выходит приказ: из-за нехватки лошадей весь домашний молочный скот отдать на нужды посевной – его используют как «тягло» для распахивания земли. И старушка, жалея свою любимицу-корову, которой работа за плугом явно не под силу, вскоре тихо, незаметно умирает.

Несмотря на сдержанный и спокойный тон повествования, несмотря на стремление писательницы к бесстрастному изложению фактов, читатель видит и понимает, что автор повествования – женщина. Да, это женскими глазами увиден мир человеческого горя и нежданной грозной беды, которая вихрем обрушилась на страну. Природа, животные, люди – все, что перед войной составляло некое естественное, единство, органичное целое, – все оказалось перевернуто бурей – нападением врага – и закружилось в вихре трагических событий

В результате этой грозной катастрофы мир утратил цельность, в нем нарушена гармония между природой и человеком. Например, Ржевская с грустью показывает картины страданий и гибели животных во время гитлеровского нашествия. Вот лошади, которые не могут уже никого возить, им бы уйти на покой – но необходимость требует использовать их физические ресурсы до последней возможности. И лошади, обессилев, падают и гибнут... А вот собаки, которых запрягают для перевозки тяжестей по осеннему бездорожью. Силы животных не выдерживают, собаки валятся на обочину дороги и скулят. Но грузы необходимо везти. Люди, заглушая в себе чувство жалости, вынуждены понукать едва живых собак и лошадей, чтобы перемещать орудия и снаряды... Нам очень жаль зверей – но мы понимаем, что и гибель людей в Великую Отечественную войну оказалась ужасающе обыденной. В рассказах Ржевской люди стараются не плакать, вспоминая о родных и близких. И сами они работают, не щадя сил. Не только ослабевших лошадей или коров ставят за плуг во время пахоты. Вот истощенные бабы, впряженные по пять человек, тянут лемехи по весеннему полю...

Картины, показанные Ржевской, правдивы – перед нашими глазами встает жизнь как она есть. Вот небольшая «рабочая колонна» из пленных немцев, которую создали на случай посещения военной части высокими гостями. Разговаривая с немцами, гости и не подозревают, что имеют дело со специально для них сформированным подразделением, беседовать с которым можно «вполне безопасно».

Познакомившись с книгой, сборником до сих пор не издававшихся произведений Ржевской, читатели откроют для себя непростые, но интереснейшие страницы отечественной истории – и не только события 1940-х годов. Обратившись к творческому наследию писательницы, читатели познакомятся с замечательно умным и талантливым человеком, смогут прикоснуться к людям и к эпохе, которая имеет продолжение и сегодня.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Из кроткой голубицы в мстительную фурию

Из кроткой голубицы в мстительную фурию

Анна Аликевич

Воплощение зла или жертва обстоятельств?

0
455
Клетчатые брюки

Клетчатые брюки

Эбби Филлипс Уокер

Даже у зверей завистливый друг опаснее врага

0
474
Воннегут послал «Долину кукол» к инопланетянам

Воннегут послал «Долину кукол» к инопланетянам

Сергей Конышев

Андрей Щербак-Жуков

Где научные фантасты учились, там преподавала сама жизнь

0
3301
Потомок колдунов, сын металлурга

Потомок колдунов, сын металлурга

Ольга Камарго

Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и другие хозяева Урала

0
2736

Другие новости