В ближайшие два года в Москве появится большое количество экспресс-электричек, будут строиться новые железнодорожные станции, а грузовые поезда станут выводить за пределы города. Продолжатся работы над введением в систему общественного городского транспорта Малого железнодорожного кольца Москвы (МЖД), но когда оно начнет функционировать, остается неизвестным.
К 2020 году количество пассажиров, пользующихся московскими железнодорожными путями, планируется удвоить – с 800 млн. до 1,6 млрд. пассажиров в год, заявил представитель ОАО «РЖД» на заседании правительства Москвы. Для этого уже в ближайшее время должно быть организовано железнодорожное сообщение между районом Северный и Савеловским вокзалом. Реконструируют первоочередный участок Малого кольца МЖД «Пресня–Канатчиково» с электрификацией и строительством пяти пассажирских станций: Сити, Кутузово, Потылиха, Лужники, Площадь Гагарина. Работы начнутся в 2009 году.
Будет проведена реконструкция станций Щербинка и Косино (одновременно будет разрабатываться разработка движения экспресс-электричек по маршруту Москва–Косино–Люберцы). Так же экспресс-электрички планируется запускать до Алабушево, Железнодорожного, Болшево, Пушкино, Сергиева Посада, Одинцова и Подольска. Железнодорожными путями свяжут с центром города и между собой все московские аэропорты. Грузовые дворы будут выводиться за пределы Москвы.
Когда же появится малое кольцо Москвы, так и осталось неизвестным. Главный архитектор города Александр Кузьмин сказал, что в данный момент прорабатывается шесть комфортных для горожан транспортно-пересадочных узлов, где возможно будет сесть на любой вид транспорта. Также он добавил, что помимо малого кольца через город будут проложены два железнодорожных диаметра: от рязанского до киевского направления железной дороги и от ярославского до павелецкого направления. Проложены они скорее всего будут под землей и не раньше 2020 года.
Заведующий кафедрой «Железнодорожные станции и узлы» Московского государственного университета путей сообщения Владимир Шубко считает, что сейчас полностью вывести грузовое движение из границ не удастся – слишком много промышленных зон, куда сначала нужно доставлять сырье, а затем оттуда забирать готовую продукцию. Однако переобустройство Малого железнодорожного кольца под пассажирское движение действительно может разгрузить транспортную сеть города: «Малое кольцо изначально, в 1904 году, и было запланировано для пассажирского движения. Потом произошла смена строя, потом началась война. И кольцо было отдано под грузовые перевозки. Между тем оно могло бы существенно разгрузить метро и автотрассы. В нем 54 километра, и рядом располагаются автомобильные дороги. Сейчас в городе лишь 6% перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Если же такой вид транспорта сделать удобным и регулярным, этот процент станет больше. Но нужно развивать сеть и помимо кольца. Есть возможность соединить Белорусский и Курский вокзалы – сделать диаметр. Для таких вещей нужна совместная работа города с областью, но оно того стоит. Железнодорожный транспорт в городе должен быть пригородно-городским. И тогда многие люди смогут добираться без пересадок».