0
12526
Газета Печатная версия

10.12.2014 00:01:15

Японцы отправили в полет поезд с пассажирами

Страна восходящего солнца готова начать строительство магистралей для поездов на магнитной подвеске

Тэги: маглев, транспорт, железная дорога, ржд, япония, китай, германия


маглев, транспорт, железная дорога, ржд, япония, китай, германия Маглев-поезд MLX01-901 на тестовой трассе. Фото Reuters

В Японии на испытательной трассе маглев-поезд (маглев – магнитная левитация) MLX01-901 прокатил первых пассажиров на скорости в 503 км/ч. Маршрут составляет пока 42,8 км и пролегает между городами Уенохара и Фуевуки в префектуре Яманаси. Компания Japan Railways, которая является оператором знаменитых скоростных поездов «Синкансен», собирается соединить магнитными трассами три крупных японских города, превратив их в единую среду обитания за счет сокращения времени в пути примерно до одного часа.

Еще в конце октября Japan Times посвятила большую публикацию перспективам использования поездов на магнитной подвеске. «Правительство, – пишет издание, – наконец дало зеленый свет строительству маглев-трассы между Токио и Осакой. Дорогу собираются строить частями. Сначала свяжут Токио и Нагою. До Осаки дорога дойдет только к 2045 году. Этот план был принят в далеком 1973 году, когда в стране шло активное развитие скоростных железных дорог. Однако до сих пор остаются вопросы рентабельности, влияния на окружающую среду и трудностей, связанных с прокладкой трассы. Также специалисты задаются вопросом: зачем Японии маглев-трассы? Они говорят, что сейчас в стране около 3000 км скоростных железных дорог, где поезда развивают скорость около 300 км/ч. Также существует сеть аэропортов, интегрированных в транспортную сеть. На один довод в пользу новых дорог есть свой довод против, но, видимо, первую очередь строить все же начнут».

Маглев-технология не новая, но весьма сложная и затратная в реализации. Патент на первый маглев был выдан… 102 (!) года назад. В 1912 году «летающий поезд» запатентовал французский инженер Э. Башле. А сама идея еще старше: в 1904 году американец Р. Годдарт предложил идею поезда, «опирающегося» на магниты. Один из первых проектов сверхскоростной трассы принадлежит профессору Томского технологического института П. Вайнбергу и датируется 1913 годом. Проект рассматривался абсолютно серьезно, и кто знает, что было бы, если бы не война и революция.

Впрочем, в мире в то время было не до маглевов. Более дешевая и практичная «чугунка» начинала опутывать планету своей сетью, а локомотивы работали на угле и «шлифовали» рельсы, а не парили над ними, как паровоз доктора Брауна в знаменитом фильме «Назад в будущее-3». После войны ученые и инженеры вернулись к этой теме.

268-11-1_t.jpg
Маглев, поезд компании Transrapid, на станции
в Шанхае. Фото Reuters

Первый состоявшийся проект появился лишь в 1971 году в Германии. Transrapid запустил поезд со скоростью 250 км/ч. На сегодняшний день есть, пожалуй, только одна «серьезная» линия. Она расположена в Китае и связывает Шанхай с аэропортом «Пудун». Тридцать километров поезд проезжает за 7 мин. 20 сек., разгоняясь до 431 км/ч. Дорога строилась немецкой компанией Transrapid, которая располагает у себя в стране тестово-транспортным участком маглев-линии. Остальные линии – или тестовые или низкоскоростные.

Теоретически скорость поездов на магнитной подвеске не ограничивается 500 км/ч, поскольку отсутствует трение между составом и полотном: поезд «левитирует» над поверхностью рельса на небольшой высоте. Ограничения накладывают только технологии постройки трасс, сопротивление воздуха и экономическая целесообразность.

Серьезные работы над поездами маглев идут в Японии и Германии, но по разным технологическим направлениям. Китай также находится в авангарде этой новейшей транспортной технологии совместно с Германией. Существует три принципиальные системы. EDS использует сверхпроводящие магниты и электродинамическую подвеску. EDS-поезда двигаются внутри желоба, причем до скорости 150 км/ч состав использует колеса и лишь потом «взлетает».

Подобный подход к развитию маглев-трасс используют в Японии. Эта система считается более перспективной и безопасной, чем другая – EMS. Эта система принята на вооружение немецкими инженерами из Transrapid. Именно такая дорога построена в Китае. EMS – это электромагнитная подвеска, и поезда идут не по желобу, а по монорельсу. Немецкие инженеры столкнулись в свое время с серьезными трудностями по устройству уклонов и поворотов такой дороги, но трасса получилась вполне безопасной. С начала эксплуатации в 2003 году случилась только одна авария, связанная с возгоранием аккумулятора на поезде. Пассажиры не пострадали.Существует еще перспективная система на постоянных магнитах.

Есть идея строительства вакуумных тоннелей, где поезда будут идти быстрее, чем летит самолет. Однако самолеты пока в более выгодном положении: для них не нужно строить дороги. Но перспективность и нужность скоростных железных дорог уже доказана в Европе и Японии, где они успешно конкурируют с самолетами, которые привязаны к аэропортам, тогда как поезд доставляет пассажира прямо в центр города.

Рентабельность скоростного железнодорожного и магнитного транспорта упирается в мобильность населения, которое составит пассажиропоток. В Европе она весьма высока, не говоря уже о Японии. В России же народ сидит по своим городам. Максимум – поездка город–пригород в ежедневном режиме. 

Мобильность населения обусловлена экономической ситуацией в стране и наличием мест для высококвалифицированной рабочей силы, где люди могут приложить свое умение.

268-11-2_t.jpg
В начале века идея магнитной
левитации поездов
была очень популярна и в СССР.
Обложка журнала «Знание – сила»,
№ 7–8, 1933

В СССР начали строить маглев в 1987 году в Армении, между Ереваном и Севаном, и в Казахстане. Была построена экспериментальная база в Раменском с длиной трассы около километра, где испытывались полноразмерные прототипы. В Сети есть довольно любопытная статья от 2009 года, посвященная маглеву в СССР и России, которую опубликовал журнал «РЖД-партнер» (№ 19, октябрь 2009). Автор статьи Андрей Гурьев пишет: «В 1988 году Постановлением Совета Министров СССР № 1474 была утверждена государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт», которая предусматривала в том числе и проработку систем на магнитном подвесе. Но развитию дела препятствовали межведомственные нестыковки и слабая восприимчивость советской хозяйственной системы к инновациям».

В 2009 году еще были планы по строительству маглев-трасс в России. Одна из них должна была соединить Санкт-Петербург и Царское Село (символичный маршрут первой железной дороги в России). Во врезке к статье есть комментарий гендиректора ОАО «Национальные скоростные дороги», кандидата экономических наук, лауреата Госпремии СССР Валентина Занина. «Оказавшись невостребованными с линией Санкт-Петербург–Москва, мы предложили наши услуги сначала в связи с Олимпиадой в Сочи (тоже безрезультатно), а потом удалось получить некоторый административный ресурс для проекта Москва– Нижний Новгород», – пишет Занин.

Много надежд на появление высокоскоростной магистрали было связано с чемпионатом мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году. Трасса свяжет Москву, Нижний Новгород и Казань. 27 ноября 2014 года сайт «РЖД-партнер» сообщил со ссылкой на президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, что трасса до Казани к чемпионату готова не будет. По его словам, сдвиг сроков реализации проекта связан с задержкой финансирования.

Стоит отметить, что речь, видимо, не идет о маглеве, а о выделенной железнодорожной ВСМ (высокоскоростная магистраль). На сегодняшний день ВСМ в России нет, скоростной поезд «Сапсан» использует пути общего назначения Октябрьской железной дороги для перевозки пассажиров на линии Москва–Санкт-Петербург. Также интересно, что в Транспортной стратегии России есть ВСМ между Красноярском и Новосибирском.

Специалисты, в частности, в Японии, высказывают мнение, что замена железных дорог на маглев на уже существующих высокоскоростных маршрутах нецелесообразна с экономической точки зрения. Они учитывают скорость поездов до 400 км/ч и скорость самолетов около 900 км/ч. Вероятно, есть смысл строить магнитные трассы там, где нет трасс ВСМ или просто железных дорог, потому что маглев может быть и низкоскоростным. Также есть мнение, что маглевы не должны входить в структуру железных дорог, то есть ими не должны заниматься ж/д компании. Но на данный момент в Японии маглев строят Japan Railways (Японские железные дороги), а немецкий Transrapid является «дочкой» концерна Siemens, который выпускает скоростные поезда ICE, кстати, курсирующие и по нашим дорогам под именем «Сапсан».

Так что рисуемое фантастами магнитолевитационное будущее может вообще не наступить по экономическим соображениям.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Почему не удается удержать рост цен на бензин

Почему не удается удержать рост цен на бензин

Денис Писарев

Попытки государства снизить стоимость топлива пока приводят лишь к его подорожанию

0
599
«Жнецы» прилетели. На этот раз в Румынию

«Жнецы» прилетели. На этот раз в Румынию

Владимир Щербаков

Дроны из охотников на террористов могут превратиться в охотников на ракеты

0
1412
Объединенная судостроительная корпорация перед лицом президента

Объединенная судостроительная корпорация перед лицом президента

Александр Иванин

Обещанное и воплощенное в деятельности предприятия

0
1008
«Война моторов» федерального значения

«Война моторов» федерального значения

Владимир Карнозов

«Союз-2.1в» ссорит создателей космических двигателей

0
602

Другие новости

Загрузка...