Газета Печатная версия

22.09.2020 18:17:00

Глобализация в современном варианте несовместима с биосферой

Возмездие виду Homo sapiens

Юрий Магаршак

Об авторе: Юрий Магаршак – главный редактор журнала «Новые концепции», Нью-Йорк

Тэги: человек, жизнь, цивилизация, глобализация, природа, биосфера

человек, жизнь, цивилизация, глобализация, природа, биосфера Полвека человечество наслаждалось плодами глобализации, но пандемия нового коронавируса показала, что это не могло продолжаться долго.  Фото Reuters

Возраст Земли ученые определили с точностью до третьего знака после запятой: 4,543 млрд лет. То есть он составляет 33,04% от возраста вселенной (13,75 ± 0,13 млрд лет). То, что возраст Земли составляет одну треть времени, прошедшего с момента Большого взрыва по настоящий момент, само по себе занимательно.

Краеугольные «кирпичи жизни»

Земная жизнь зародилась в начале архея 3,9 ± 0,2 млрд лет назад на образовавшейся над мантией (температура которой 2000–2500 градусов) земной коре. Температура коры понизилась настолько, что появилась возможность появления не только твердых поверхностей, но также существования жидкой воды. Примерно одновременно с этим («одновременно» – в масштабах десятков миллионов лет) на находившейся в состоянии формирования планете возникла восстановительная азотно-углекислотно-метановая атмосфера.

Время возникновения жизни на нашей планете датируется не столь точно, как определение возраста Вселенной и возраста Земли. Дата появления первого организма учеными варьируется от 3,7 до 4,1 млрд лет назад. Австралийские геологи нашли следы колоний древних микробов в отложениях возрастом в 3,48 млрд лет. Это означает, что около 3,5 млрд лет назад на Земле уже существовала клеточная жизнь.

Масса воды в Мировом океане (1,4 х 1018 т) приблизилась к современной в начале кембрийского периода, около 570 млн лет назад. Примерно в это же время или на несколько десятков миллионов лет раньше возникла многоклеточная жизнь. В кембрийский период, продолжавшийся около 75 млн лет, начавшись 541,0 млн и закончившись 485,4 млн лет назад, многоклеточные формы диверсифицировались в большинство основных типов живых существ, известных сегодня.

Каким образом на Земле появилась жизнь, не вполне ясно. Согласно гипотезам, имеющим под собой экспериментальные основания, она могла быть занесена с других, более ранних планет падающими на Землю метеоритами, многие из которых представляли собой глыбы льда. В любом случае многие фундаментальные структуры и механизмы у всех живых организмов на Земле сразу стали одинаковы. К общим для всех живых существ на планете структурам относятся: четыре комплементарных нуклеотида у ДНК; нуклеотиды РНК, которых также четыре; белки, состоящие из одних и тех же 20 аминокислот; рибосомы, на которых синтезируются белки; фотосинтез, осуществляемый молекулами хлорофилла; митохондрии, в клетках которых синтезируется адинозинтрифосфат.

Эти краеугольные «кирпичи жизни», образующие ее фундамент, – во всех организмах они одни и те же и остаются таковыми более 3 млрд лет. Поскольку жизнь распространена по всей Земле – на суше и в океанах, – можно говорить о глобальных основах всего живого на нашей планете. Редкие исключения (например, в некоторых организмах помимо 20 аминокислот, синтезирующихся стандартным генетическим кодом, к аминокислотам добавляется селеноцистеин) не меняют фундаментального принципа: основания жизнедеятельности всех без исключения живых организмов на всей Земле во всех средах одни и те же.

Технологии вне биоценоза

Таким образом, если речь идет о глобальной идентичности основных компонентов жизни во всех царствах живых существ, то глобализм в этом смысле данного термина для всего живого бесспорен. Однако, когда говорят о глобализме в человеческой цивилизации, речь идет абсолютно о другом – о перемещении по планете миллиардов представителей вида Homo sapiens.

Глобализация, которая возникла благодаря достижениям технологий второй половины ХХ века, абсолютно иная. В ней по всей Земле распространяются одни и те же создаваемые людьми технологии. Скажем, производства компьютеров, автомобилей и гаджетов, в биоценозе участия не принимающие. А также и сами люди, путешествующие сотнями миллионов в год с континента на континент. Из любой точки Земли в любую другую ее точку. Или почти в любую.

Ничего подобного ни с одним многоклеточным организмом на Земле с момента возникновения жизни не происходило. Виду, который распространяется по планете подобным образом, грозит биологическое возмездие. Среди способов такого возмездия коронавирус, поколебавший экономики всех без исключения стран, – легкая неприятность.

В естественных условиях биоценоза появление в результате мутаций опасной болезни, поражающей какой либо вид животных, локально. Максимум – регионально, как в случае сезонно перемещающихся на сотни километров по Африке буйволов и антилоп. Рассредоточено точечно, как при заболеваниях перелетных птиц. Если возникало заболевание в виде мутации вирусов или бактерий, поражающее то или иное животное, оно поражало лес, саванну, деревню, в которой животные (включая человека разумного) вымирали, не угрожая всем остальным. В случае первобытных человеческих обществ, если появлялся смертельный вирус, при поражении им могло вымереть племя. Несколько воюющих друг с другом племен. Позднее – городище и город. Но никогда все человечество!

Европа XIV века и последующих веков, так же, как во времена Древнего Египта и Вавилона, спасалась от эпидемии карантинами. Последней из эпидемий в масштабах Европы была эпидемия гриппа 1918–1920 годов. Грипп, эпидемия которого началась в январе 1918 года, в Европе убил вдвое больше людей, чем погибло на всех фронтах Первой мировой войны во всех армиях.

Этот штамм ежегодно возвращающегося вируса, поражавшего (в противоположность коронавирусу) больше всего людей в возрасте от 20 до 40 лет, был назван испанкой по довольно забавной, но любопытной причине. Эпидемия, начавшаяся на фронтах Великой войны в окопах одной из воюющих стран – в каких именно спустя столетие установить невозможно, – стремительно распространилась по всем армиям. Для того чтобы в войсках не началась паника, о существовании эпидемии, косящей солдат, военная цензура всех воюющих государств, не сговариваясь, запрещала делать какие-либо упоминания в газетах. Командирам, среди подчиненных которых число заболевших и умерших не от нанесенных противником ран росло с каждой неделей, говорить об эпидемии запрещалось.

Существование эпидемии оставалось секретным до тех пор, пока болезнь не распространилась на Испанию, которая в военных действиях не участвовала, а потому держать эпидемию в тайне не собиралась. Сообщения из Испании перепечатали французские, британские, немецкие, австрийские и все другие европейские газеты. После чего она получила название «испанка» – по имени страны, признавшей существование эпидемии первой!

Чем мы обязаны Колумбу

Теперь о другом уроке истории: возникновение пандемий при расширении межконтинентальных контактов между народами, которые до этого не встречались тысячелетия.

Открытие Америки Колумбом и встреча испанцев с населением Американского континента породили два типа заболеваний. Европейцы, вступавшие в половые контакты с индианками, принесли в Европу сифилис, положивший конец разгулу и бесшабашности эпохи Возрождения. Коренное же населения Американского континента массово вымирало от занесенных испанцами вирусов, к которым у людей Европейского континента выработался иммунинет.

Заметим, что аборигенное население Америки попало из Азии в Новый Свет по сухопутному перешейку. Он образовался на месте современного Берингова пролива в ледниковый период: из-за увеличения массы льда уровень Мирового океана понизился приблизительно на 100 м.

Между Америкой и Европой вплоть до Колумба имелся естественный карантин континентальных размеров. Пришествие испанцев нарушило этот статус-кво. Результат – полное разрушение цивилизации коренных народов Америки и прекращение эротических удовольствий с коллективными развлечениями в банях или бассейнах, казавшихся одними из неотъемлемых черт возрождения традиций Рима. Пример Флоренции, в которой фанатик Савонарола пришел к власти в 1494 году, то есть через два года после открытия Америки Колумбом, – знаменательная иллюстрация.

Все вышесказанное однозначно доказывает: глобализм, которым человечество наслаждалось последние полвека и при котором сотни миллионов людей в год перемещаются по пяти континентам, не может продолжаться не только бесконечно, но даже всего-навсего долго. Возмездие виду Homo sapiens за нарушение запрета на глобализм в биоценозе для любого вида живых существ неизбежно.

Путешествия во времена Геродота, крестоносцев и Жюля Верна не имеют ничего общего с глобализмом, берущем начало в XX веке: отличие в числе путешествующих по континентам и океанам на много порядков, не менее чем в 100 тыс. раз. Этот глобализм абсолютно противоречит законам всего живого. Коронавирусная пандемия как следствие глобализма, существующего около полувека, поразила все страны депрессией, не знающей себе равных за последние 90 лет. А это ведь совсем «слабенький» вирус. Если от чумы до создания вакцины умирало 95% заразившихся, то от COVID-19 – менее 5%.

Глобализм в форме, существовавшей до эпидемии коронавируса, может сохраниться только в том случае, если человечество научится побеждать все появляющиеся опасные вирусы и бактерии быстрее, чем они распространятся по планете. Но 3,5 млрд лет существования на Земле биоценоза и десятки тысяч лет существования человечества надежды на такой исход не дают.

Нью-Йорк