0
4421
Газета Печатная версия

09.02.2021 18:21:00

Они не с Сириуса, они – с Земли

Тэги: история, антропология, выставка, культура


история, антропология, выставка, культура Сюжет «Путешественники» довольно широко распространен в искусстве догонов. Адам Сагара. Женщина и мужчина верхом на лошади. Республика Мали. Ок. 1980 г. Дерево, резьба. Частная коллекция. Экспонат выставки. Фото автора

Как их только не называли: и «пришельцы с Сириуса», и «повелители Сириуса», и «пленники Сириуса». Теперь вот – «Дети дождя». И все это правильно. И все это – про один из интереснейших народов тропической Западной Африки, догонов. Сириус – одна из ближайших к Солнцу звезд, всего-то 8,6 световых лет. В космогонии догонов описаны мифы, связанные с этой звездной системой. Как догоны попали на Землю из системы Сириуса, неизвестно. Зато известно, как был создан сам этот миф. Вернее, как этот миф стал мемом – с легкой руки французского антрополога, первого исследователя культуры догонов, Марселя Гриоля, который в 1938 году опубликовал книгу «Бог воды. Беседы с Оготеммели». Житель Нагорья Бандиагара (фр. Плато догонов) Оготеммели был единственным, кто знал французский язык.

«На деле, однако, «повелители Сириуса» оказались скорее его пленниками, потому что легенды об их вымышленном могуществе оставили в тени подлинное величие этой удивительной культуры», – отмечает Дарья Ванюкова, куратор выставки «Дети дождя: ногом, теллем и догоны», открывшейся в Государственном музее Востока в Москве. Почему «дети дождя»? Жизненный цикл догонов очень тесно привязан к количеству осадков, которые накапливаются в водоемах плато. Основа выставки - предметы искусства древних и современных этносов, проживающих в окрестностях Нагорья Бандиагара (Республика Мали) с X–XII веков: ногом, теллем и догонов. Все предметы искусства и ремесла, а их более 30, экспонируются впервые. «Патина от жертвоприношений» – запись в этикетаже многих из них интригует. Но и тут все объясняется вполне рационально. Максимум на эти ритуальные фигурки проливали во время обрядов кровь курицы, чаще – просто воду. Отсюда и патина.

В основном экспонаты датируются XIX–XX веками. Но есть и суперраритеты – X–ХVI века. И здесь надо сказать еще об одной особенности экспозиции. Возраст восьми скульптур был установлен методом радиоуглеродного анализа учеными из Института географии РАН. На западе этот метод применяется в музейном деле с 1990-х годов. Радиоуглеродные исследования памятников традиционного искусства догонов, а также их предшественников, этносов ногом и теллем, – это наиболее надежный способ датирования. Он позволяет выявить предметы современного (после 1950 года) и исторического происхождения. Датирование предметов проводилось с применением ускорительной масс-спектрометрии, что позволяет датировать образцы массой в несколько миллиграммов. Таким образом, взять образец для датирования можно, практически не нарушая целостности предмета искусства.

Выставка приурочена к пятилетию работы российской научно-исследовательской экспедиции Института востоковедения РАН при участии Государственного музея Востока в Республике Мали.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стены Херсонеса и батареи Севастополя

Стены Херсонеса и батареи Севастополя

Александр Широкорад

Нельзя уничтожать исторические памятники ради новых концепций

0
849
Немецкие автоматчики 1941 года: миф и реальность

Немецкие автоматчики 1941 года: миф и реальность

Максим Кустов

Откуда взялось представление об огневом превосходстве вермахта в начале войны

0
1134
 Выставка. Шедевры Русского музея. "Смолянки" Дмитрия Левицкого

Выставка. Шедевры Русского музея. "Смолянки" Дмитрия Левицкого

0
627
Сладкое пятно. Счастье извлекать тугой, хрусткий, полнокровный звук

Сладкое пятно. Счастье извлекать тугой, хрусткий, полнокровный звук

Татьяна Маргулис

0
2276

Другие новости

Загрузка...