Возведение «Зенит-Арены» может оказаться для питерских властей важнее строительства социальных объектов. Фото с сайта www.piterarena.com
В Петербурге часто подсмеиваются над разговорами о возврате 90-х. В том числе потому, что мифология этих для кого-то ужасных, для кого-то славных и интересных лет во многом выросла именно из питерской тематики, сериала про «ментов», «бандитского Петербурга» и десятка-другого устных рассказов про «тамбовских» и «казанских».
С одной стороны, в те годы сотням тысяч петербуржцев, если не миллионам, так и не довелось увидеть ни одной перестрелки, взрывов или лежащих на улицах трупов, а также ни одного представителя упомянутых преступных группировок. С другой – все явления, которые принято приписывать лихим
90-м, никуда не исчезали и в нулевые-десятые. Только что вынесен приговор легендарному в те самые 90-е Владимиру Барсукову (Кумарину), правда, из 23 лет присужденного срока у него вычли годы, которые он уже находился под стражей. Покушение на убийство и рейдерские захваты, фигурировавшие в деле, относятся к середине нулевых.
О разоблачении преступных группировок регулярно рапортуют силовые структуры. Мошенничества с НДС, отмывание денег, коррупционные связи с налоговиками и иными госслужащими – рутинная практика. Бывают и более творческие схемы – например, взятие в лизинг строительной техники, угон ее и получение страховок (и тоже оказываются замешаны госслужащие). «Честный бизнесмен», только что раздававший интервью на темы мегапроектов, становится фигурантом криминальной хроники – так недавно произошло с миллиардером Дмитрием Михальченко. Его замыслы в отношении порта «Бронка» доводили местных экологов до сердечных приступов в связи с угрозой гнездованию птиц. Сейчас природозащитники видят в случившемся Божий промысел – не надо было птичек обижать, пишут они в соцсетях.
В сегодняшнем кризисе Петербург чувствует себя как минимум не более нервно, чем обычно. Индекс промышленного производства, падавший в начале года, даже подрос на 2,7%, в том числе неплохо выросло производство алкоголя. Правда, продолжает падать производство автомобилей (с начала года – на 14%), на 20% упало производство текстиля, одежды, меньше производят тракторов и электроприборов, но в целом рост есть. Если в соседней Ленобласти он основан на сельском хозяйстве и пищевке, то в Питере факторов несколько. Кроме водки, есть еще оживившаяся оборонка и смежные отрасли, в том числе двойного назначения (судостроение, электроника и т.д.). Отмечается увеличение бюджетных заказов в самых разных сферах в связи с выборами. Впрочем, выборы закончатся – жди бюджетного секвестирования, сворачивания ряда программ, например господдержки ипотеки. Денег вообще не хватает. Резонанс в городе вызвало намерение отказаться от запланированного строительства детсадов и школ в связи с передачей средств на строительство «Зенит-Арены». Урезание бюджета затронет также поликлиники и больницы – об этом шла речь на августовском заседании городского правительства.
Весной Петербург одно время был лидером по невыплатам зарплат. Сейчас чуть полегче, но на слуху несколько уголовных дел, заведенных на работодателей с миллионными долгами по зарплате. По данным социологического департамента Финансового университета, в этом году Питер выпал из топ-5 городов, жители которых наиболее удовлетворены качеством своей жизни и экономическим положением. Общее ощущение некоторого недовольства старались во время избирательной кампании использовать все без исключения партии, впрочем, в основном ограничиваясь обещаниями перераспределить бюджетные средства и абстрактно «развивать потенциал».
Санкт-Петербург