0
1999
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.06.2011 00:00:00

Архипелаг Солженицын

Тэги: солженицын, монография, красное село


солженицын, монография, красное село

Нэлли Щедрина. «Красное колесо» А.Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века.
– М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 336 с.

В исследовании профессора Нэлли Щедриной 10-томное «повествованье в отмеренных сроках» Александра Солженицына «Красное колесо» впервые в отечественном литературоведении изучается в контексте развития двух ветвей исторической прозы ХХ века: литературы русского зарубежья и литературы советского периода (книг Марка Алданова, Дмитрия Мережковского, Виктора Астафьева, Дмитрия Балашова, Юрия Давыдова, Юрия Трифонова).

«Красное колесо» создавалось, в сущности, в течение всей жизни художника. В 1936 году Солженицын, когда ему было 18 лет, приступил к осуществлению замысла книги о революции, еще не осознавая, что она – зло или благо. Нэлли Щедрина стремится проследить логику художественного мышления писателя и его жизненный опыт: ведь он начал писать главный труд своей жизни, будучи, по его словам, «краснофлаговым патриотом», и лишь постепенно пришел к пониманию подлинной сути происходившего в стране. О работе над последней редакцией «Красного колеса», продолжающейся до ухода автора из жизни, свидетельствует глава монографии Apropos и предоставленные Натальей Солженицыной архивные материалы, помещенные в приложении.

Достоинства книги Нэлли Щедриной очевидны: исследование поэтики «Красного колеса» и прежде всего мотивной структуры эпопеи, ее хронотопа, различных типов повествования. Автор работы внимательно рассматривает историософию Солженицына, формы выражения авторского присутствия, саму природу художественности, особенно учитывая то, что в книгах писателя, по его словам, 90% документальности и 10% художественного вымысла.


Солженицын подобен стихии.
Фото Андрея Щербака-Жукова

Заключительная глава монографии представляет собой анализ той роли в концепции «Красного колеса», что сыграли финальные главы «На обрыве повествования». Они свидетельствуют о грандиозности замысла писателя: материала, содержащегося в набросках на 134 страницах, хватило бы еще на 10 томов. На литературоведческом уровне речь об этом ведется впервые.

Нэлли Щедрина в ходе исследования «Красного колеса» пришла еще к одному выводу, пусть он звучит не столь явственно. Ведь уникальность «Красного колеса» для современной культурной ситуации еще и в том, что эпопея – чтение вовсе не для современного среднего читателя (и уж тем более не для школьника!), привыкшего потреблять культуру в виде пары абзацев из «Википедии», а рассчитана она на того читателя, которого Лев Николаевич Толстой называл «понимающим».

Работа Нэлли Щедриной – серьезное и глубокое исследование вершинного творения писателя, имевшего право, как никто другой, сказать о себе: «Я хотел быть памятью. Памятью народа, который постигла большая беда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сбер показывает рост по всем направлениям

Сбер показывает рост по всем направлениям

Ярослав Вилков

Движущая сила бизнес-модели банка – собственные технологические разработки

0
561
Судебные извещения приходят и уходят в никуда

Судебные извещения приходят и уходят в никуда

Екатерина Трифонова

ВС РФ в очередной раз заступился за право участников споров на надлежащее уведомление

0
620
Путин заявил о готовности к временному прекращению огня

Путин заявил о готовности к временному прекращению огня

Лев Перчин

Президент РФ рассказал о новейшей "триаде" вооружений

0
888
Уехавших из России иноагентов лишат не гражданства, а вытекающих из него прав

Уехавших из России иноагентов лишат не гражданства, а вытекающих из него прав

Иван Родин

Госдума присмотрелась к прохожим на улицах Парижа и Лондона

0
769

Другие новости