0
2280
Газета Non-fiction Интернет-версия

16.03.2017 00:01:00

Террор-мороз и волна-оттепель

Тэги: искусство, оттепель, шестидесятые, стругацкие, ноосфера, гоголь, правозащитники, мосх, кино, эстрада, дрезденская галерея


8-13-12_t.jpg
Юрий Герчук. Эффект присутствия.
– М.: Арт-Волхонка, 2016. – 416 с.

Юрий Герчук – искусствовед, художественный критик, автор нескольких монографий и множества публикаций по истории искусства. Плодотворно работавший с 1950-х по нулевые годы, он ушел из жизни в 2014-м. Тексты для книги «Эффект присутствия» собрала его дочь – художник и критик Елена Герчук. Сюда вошла работа «Искусство оттепели», а также несколько прозаических произведений. Название сборнику дала одноименная повесть, тематически напоминающая произведения Стругацких. Она рассказывает о фантастическом институте ноосферы, сотрудники которого могут в своем сознании переноситься в другие времена. То, что именно эта работа дала название сборнику, понятно –  все вошедшие в книгу тексты строятся вокруг 1960-х, воссоздают атмосферу того времени и дают не только картину культурной жизни эпохи, но и личный взгляд. Так, в сборник вошел мемуарный отрывок «Друзьям, которых нет», в котором Герчук вспоминает о Юлии Даниэле и Андрее Синявском. На фото из личного архива, – пока еще веселая компания друзей, двое из которых через четыре года будут осуждены.

Раздел с повестями проиллюстрирован карандашными рисунками Герчука, быстрыми блокнотными зарисовками, придающими текстам ощущение дневниковых заметок. Повесть «Самокрилый ящик», рассказывающая анекдотическую историю о фальшивом документе, который студенты-историки подсунули своему профессору, а также «Памятник» – сложно составленный текст о памятнике Гоголю со множеством отсылок и аллюзий, были написаны в 1960-е. Неидеальные с литературной точки зрения, между тем эти тексты – плоды своего времени. Как пишет Елена Герчук, они обсуждались на той же кухне, что и работы Даниэля и Синявского, но опубликованы не были. Это не избавило Герчука от неприятностей: он участвовал в правозащитных акциях, подписывал петиции и письма в защиту несправедливо преследуемых соплеменников, за что был понижен в должности и чуть не исключен из МОСХ. Эта та часть истории оттепели, про которую сегодня  забывают – на волне тотальной моды на 1960-е это время кажется безоблачным, почти идеальным периодом свободы и надежды на будущее. То, чего так не хватает в сегодняшней России, когда общество ощущает все большее давление со стороны власти.

И все же повести – скорее дополнение к центральной работе «Искусство «оттепели». Появление этой публикации сегодня как никогда кстати – интерес к той эпохе становится в последние пару лет важным культурным и интеллектуальным трендом. Осмыслить культуру 1960-х Герчук задумал давно, первые заметки начал делать еще с 1970-х, но только в 1990-е, когда изменилась политическая ситуация, стало возможным создать серьезный труд. Эта работа одновременно отражает взгляд шестидесятника, связанного с оттепелью, и исследователя, отстраненного от той эпохи на 30 лет. В центре внимания Герчука – не столько оставленное оттепелью художественное наследие, сколько сам процесс, путь, пройденный культурой за это время. Как пишет сам автор, его больше всего интересовал «дух времени».

Работа начинается с экскурса в послевоенное искусство, созданного в атмосфере террора, «мороза», на фоне которого Герчук затем рассматривает оттепель. Автор рассказывает о формировании новых эстетических критериев поколения, дискуссии о месте искусства в жизни общества, влиянии зарубежной культуры, прежде всего кино, книг, эстрадной песни. Любопытно заглянуть в документ, который Герчук составил после выставки картин из Дрезденской галереи 1955 года, на которой он работал экскурсоводом. Смешные, наивные, а порой и просто глупые вопросы, которые задают посетители выставки, ясно показывают, насколько новый мир привлекал самые разные слои населения. Конечно, в основном объеме книги Герчук рассказывает о самом искусстве, охватывая и официальную живопись, и авангард шестидесятников, скульптуру, станковую графику, искусство книги, которое как исследователь любил больше всего, архитектуру и даже дизайн. Эти работы позволяют ощутить себя на месте событий, прикоснуться к эпохе, которая сегодня волнует все больше людей, и, не впадая в идеализм, оценить ее значение в истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
669
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
793
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
668
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
759

Другие новости