0
4252
Газета Non-fiction Печатная версия

04.07.2019 00:01:00

Труханов здесь

Тэги: поэзия, песня, музыка, бард, москва


(поэзия, песня, музыка, бард, москва) Алексей Тиматков, Сергей Труханов, Вера Вотинцева. Фото Евгения Лесина

А еще он был моим близким товарищем

Евгений Лесин

Вчера, 3 июля, исполнилось два года, как умер Сергей Труханов. Замечательный бард и художник. Он не сочинял стихов, пел песни исключительно на чужие. От классиков всех времен до современников и приятелей. И на мои стихи у него есть две, если не ошибаюсь, песни. Мой товарищ и коллега Андрей Чемоданов в своем тексте вспоминает поэта Павла Белицкого (1968–2013) и поэта и барда Алексея Тиматкова. Пишет об издательстве «Воймега» и о творческом объединении «Алконостъ». О последнем скажу чуть более подробно, тем более что я и сам член данного объединения. Литературная группа «Алконостъ» существует с 1989 года (да, 15 декабря нынешнего года нам исполнится 30 лет). Изначально она группировалась вокруг одноименного альманаха. Последние годы альманах выходит от случая к случаю. Далеко не каждый год. Может быть, к юбилею все же соберем и издадим очередной сборник.

Двух участников «Алконоста» уже нет в живых – упомянутого Павла Белицкого и Сергея Труханова. Живы и более или менее здоровы поэты Ольга Нечаева, Всеволод Константинов, Андрей Чемоданов, Алексей Тиматков, Александр Переверзин (он еще и глава издательства «Воймега»).

В середине нулевых «Алконостъ» победил в первом и, по-моему, последнем Открытом командном чемпионате Москвы по поэзии. Тогда все были живы.

Труханов был не просто бардом, сочинявшим песни на стихи любимых поэтов. Он был читателем, ценителем и собирателем поэзии. Мне, как и многим, всегда казалось, что песни и стихи – два разных жанра искусства, и вместе им не сойтись. Редкие удачи в лице Галича и Высоцкого суть исключения, которые лишь подтверждают правило.

Сергей Труханов к стихам относился предельно бережно. И отбирал тщательно. Его личное избранное было интересно и выбором авторов и выбором текстов. А еще…

А еще он был моим близким товарищем. Помню, шел я в конце 90-х (или в самом начале нулевых?) возле метро «Улица 1905 года». Куда и зачем шел – не помню, конечно. Помню, что случайно увидел Сергея. Молча поздоровались. И так же молча пошли в ближайший шалман.

Ерунда какая-то вспоминается.

Но так, наверное, и должно быть.


Я чувствовал в нем только жизнь

Андрей Чемоданов

С Сергеем я познакомился, кажется, в 99-м году. Привел его Алексей Тиматков,  уже давно тусовавшийся с рокерами и бардами. Мы пришли в квартиру Паши Белицкого (его тоже больше нет) на традиционные водку с пельменями. Квартира была чистая, прибранная, но какая-то пожилая, что ли. Как будто она остановилась и осталась где-то в середине 70-х. Мне это нравилось.

Конечно, Сергей пел. Пел красиво, это понял даже я, плохо разбирающийся в музыке и предвзято к ней относившийся. Он не подминал под себя текст, а как бы поворачивал его новой стороной, неожиданным ракурсом, освещал своим, только ему свойственным светом. Часто в песнях делают милым то, что милым не является и не должно являться. Он так никогда не делал. Красивым – да, но не смягчая и не подслащивая.

А когда он не пел, становился серьезным, взрослым. Я всегда немного робел перед ним. Даже в веселые моменты, даже в дружбе, даже в приятельстве  я чувствовал, насколько он выше меня, хотя он и пытался это скрыть.

Он очень много знал, но не щеголял своей эрудицией, не щебетал, как бы делал я на его месте, а высказывался коротко и по существу. Но и ощущения дистанцированности, пропасти между нами тоже не было. Было его дружелюбие, тихая, но уверенная улыбка. Радость встреч.

Наверное, в тот же пельменново-дочный вечер проходило голосование о приеме Сергея в «Алконостъ». Я был категорически, бешено против. Со своей позиции 30-летнего максималиста я считал, что стихи нужно держать максимально дальше от гитар. Как котлеты отдельно от мух. Иначе романсовое мещанство пережует «великую поэзию»  и выплюнет на бордюр.  Я был настроен очень агрессивно. Мы могли стать врагами, но он не позволил. Слава богу, я оказался в меньшинстве.

И, наверное, не случайно расцвет «Алконоста» совпал с появлением в нем Сергея. Он и сам увлекся нами не на шутку. Нет, сказано неправильно. Не просто увлекся – стал одним из нас. Частью нас. Да и не только. Его, казалось,  хватало на все: и на «Алконостъ», и на бесконечные музыкальные проекты, и на работу в «Международной амнистии», и на переводы, и на дизайн и бог знает что еще. И оставалось еще на дружеские пельмени. У тихого с виду человека где-то внутри был неиссякаемый источник энергии и идей. И, конечно, он пел. Стихи «Алконоста», часто  далеко не новые, покрывавшиеся пылью на полках, зазвучали и были услышаны. Благодаря Сергею их полюбили и любят до сих пор. Сергей дарил слушателям нас и дарил нам слушателей. И, кроме того, делал «Алконосту» и «Воймеге» обложки, всегда неожиданные, запоминающиеся. Делал с Ольгой Нечаевой еще что-то многое, мне непонятное, но нужное для книг и журналов.

А однажды – о, чудо – он запел песни и на мои стихи. Его взгляд был иным, неожиданным для меня, но таким, что в песню нельзя было не влюбиться. На одну из моих самых страшных, депрессивных вещей он сочинил песню ироническую, смешную,  легкую, но в то же время глубокую и лиричную. И теперь я ее вижу только его глазами. В последние годы я очень хотел  от него еще песен на мои слова. Предлагал что-то. Но, видимо, он был из тех, кому нельзя предлагать, из тех, кто находит сам. Теперь уже неизвестно, нашел бы он у меня что-то. Но мне не хватает надежды, что он найдет. Я и сейчас часто фантазирую, мечтаю об этом. Как он споет меня, переоткроет меня, удивит, подарит мне меня.

Сергей долго и тяжело болел. Я не знаю, каково ему было на самом деле. Но при встречах в нем было что-то, что не позволяло мне отчаиваться. Я чувствовал в нем только жизнь. Я чувствовал будущее. Он лечился и вылечился. Я был в этом уверен. Весной и летом 17-го я находился в местах не столь отдаленных, сколь изолированных, безо всякой связи с внешним миром. Первое, что я узнал, освободившись, – Сергея нет.

Странно и грустно, что теперь я зову его Сергеем. Когда он был здесь, я, по школярской привычке, называл его по фамилии. А пусть так и будет. Для меня он Труханов. Ведь он   – здесь.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спортсмены добывают рекорды

Спортсмены добывают рекорды

Татьяна Астафьева

Триатлонисты "Роснефти" продемонстрировали свой уровень подготовки в "Крылатском"

0
587
Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
1091
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
2126
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2539

Другие новости