1
3439
Газета Non-fiction Печатная версия

21.12.2022 20:30:00

Несостоявшийся Достоевский

Достижения и просчеты современного газдановедения

Тэги: история, литературоведение, гайто газданов, вечер у клэр, революция, гражданская война, эмиграция, достоевский, толстой, слависты, мережковский, цветаева, адамович


48-14-1480.jpg
Отношение коллег по перу к Гайто Газданову
менялось от восхищения до ерничества.
Фото из 4-го тома собрания сочинений
Гайто Газданова в 5 томах
Писатели влияют не только на поклонников и почитателей. Они влияют и на своих исследователей, формируют их характер. Можно вспомнить спокойных книжников-интеллектуалов, исследующих творчество Дмитрия Мережковского, или, напротив, эмоциональных славистов, занимающихся Мариной Цветаевой. Автор этих строк оказался свидетелем сцены, когда казалось, что несколько цветаеведов были готовы чуть ли не нанести оскорбление действием Веронике Лосской только из-за того, что она, по их мнению, излишне откровенно написала по поводу личной жизни знаменитой поэтессы.

Повлиял на исследователей и беллетрист первой волны эмиграции Гайто Газданов (1903–1971). Его проза отличалась неровностью. Ранние вещи, особенно дебютный роман «Вечер у Клэр» (1929) о любовной драме, развернувшейся в годы революции и Гражданской войны, вызвали восторженные отзывы среди писателей и критиков русского зарубежья, в том числе у такого пристрастного мэтра, как Георгий Адамович. Но спустя несколько лет те же литераторы говорили прямо противоположное: Газданову не о чем писать, а Адамович не без оснований ерничал по поводу утверждений, будто Набоков – это второй Лев Толстой, а Газданов – новый Достоевский.

Подобная неровность характерна и для современного газдановедения, в том числе и для нового сборника, посвященного творчеству писателя. В книге есть вполне добротные статьи. Например, новосибирский историк литературы Вячеслав Боярский, сравнивая «Крейцерову сонату» Толстого с газдановской прозой, отмечает не только следование последнего поэтике яснополянского старца, но и полемике с ним. Не менее интересна работа Александры Кириенко (Екатеринбург), посвященная не столько творчеству, сколько биографии писателя, точнее, его работе на Радио «Свобода» (СМИ, признанное в РФ иноагентом). Она приводит одно из писем Газданова литературоведу и писателю Леониду Ржевскому, в котором автор «Вечера…» в числе прочего жаловался, что в редакции не осталось грамотных людей, кроме протопресвитера Александра Шмемана, «человека все-таки полуинтеллигентного». Стоит отметить, что о. Александр, в отличие от Газданова, имел высшее образование и являлся автором нескольких научных книг по истории церкви и обрядности, неоднократно переизданных и переведенных на иностранные языки, а также не менее талантливого «Дневника». Думается, такое признание, а также некоторые мемуарные очерки и статьи со столь же необоснованными оценками в первую очередь характеризуют Газданова как человека.

48-14-13250.jpg
Гайто Газданов: грани личности
и таланта: Сборник трудов
Международного литературного
форума. 16–17 сентября 2022 г. /
Сост. Ю. Нечипоренко, В. Таказов.
Под ред. И. Фунта.– М.:
РУДН, 2022. – 264 с.
Важна статья Марии Васильевой (Москва) о позднем творчестве писателя, его романе «Пробуждение» (1964). В нем Газданов отошел от «русской» тематики, сделав главным героем француза, который решил помочь потерявшей память девушке и в итоге смог не только ее излечить, но и сам духовно возродиться. Васильева справедливо отмечает, что, несмотря на инокультурность описываемой среды, газдановский текст укоренен в традиции отечественной классики, в первую очередь в гоголевской «Шинели» и наследии Достоевского («Записки из подполья», «Двойник», «Бедные люди»).

К сожалению, не все тексты сборника столь равноценны. Думается, многие из них содержат ошибки или надуманные суждения, позволяющие допустить, что их авторам так же нечего сказать, как и Газданову. В одной из таких статей сравнивается проза писателя Ивана Лукаша и Газданова, точнее, их описания военной эмиграции в Галлиполи. При этом не учитываются характерные для газдановской прозы довольно прохладные отзывы и оценки в отношении белогвардейцев. Кроме того, безосновательно предполагается, что Лукаш и Газданов воевали на одном бронепоезде и были знакомы. В реальности Лукаш служил на тяжелом бронепоезде «На Москву», а Газданов – на вспомогательном Желбате-2. Утверждение же, будто книга Лукаша «Голое поле» ни разу не издавалась в России (автору этих строк известны как минимум два переиздания), явно свидетельствует о слабом знании темы. Также непонятны попытки другого автора найти в невежливом поведении Газданова в отношении коллеги по работе на радиостанции Фатимы Салказановой какие-то скрытые смыслы («обет молчания»).

Остается надеяться, что влияние писателя на газдановедов не превратит их окончательно в новых Газдановых. Честно признаюсь, читать его (при всей неравноценности его дарования) готов, а вот быть другом Газданова я бы точно не хотел.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Почему сорвались переговоры Москвы и Киева в 2022 году

Запад не настолько доверяет Украине, чтобы брать на себя гарантии безопасности

0
2997
Возле будуара

Возле будуара

Денис Захаров

Веселые мемуары и послания другу Пушкина

0
1132
Островок музыки и смыслов

Островок музыки и смыслов

Анна Аликевич

Читательское гадание на книжном зеркале

0
800
Мои сюжеты – лего

Мои сюжеты – лего

Марианна Власова

Михаил Барщевский о собирательных образах в литературе, современном темпо-ритме и смерти театра

0
2971

Другие новости