0
241
Газета Non-fiction Печатная версия

26.11.2025 20:30:00

Воннегут послал «Долину кукол» к инопланетянам

Где научные фантасты учились, там преподавала сама жизнь

Тэги: проза, фантастика, клф, кино, воннегут, филип дик, станислав лем


проза, фантастика, клф, кино, воннегут, филип дик, станислав лем Любители фантастики 1980-х обсуждали любимую фантастику даже на ходу. Фото Игоря Борисенко

Цель настоящего журналиста, в отличие, скажем, от какого-нибудь пиарщика, – это не только создание текстов и обеспечение их массового потребления, но и формирование образа будущего. Задача не из простых. Очевидно, справиться с ней, может не каждый, ведь одновременно нужно обладать целым рядом характеристик: несомненно, «чуйка», неутомимость, широкий кругозор, большая телефонная книжка, дипломатичность и, что, возможно, самое главное, – критическое мышление, подвергающее сомнению все. Этими качествами обладает наш омский коллега Марат Исангазин. Человек во многих отношениях фантастический, но главное – он сам любит фантастику и прекрасно в ней разбирается.

Исангази из забытого ныне «племени» старых фэнов – членов Клубов любителей фантастики (КЛФ), отдушины советской интеллигенции 70–80-х годов. «Ветер Времени» в Волгограде, «Притяжение» в Ростове-на-Дону, «Стажеры» в Краснодаре, «Параллакс» в Горьком (ныне Нижний Новгород), «Далекая радуга» в Петропавловске-Камчатском, «НИИЧАВО» в Петрозаводске, «Отражение» в Саратове, «Протей» в Одессе, «Сталкер» в Севастополе, «Послезавтра» в Керчи, «Льтаир» в Тирасполе, «Дом» в Риге, «Три парсека» в московской Бауманке, КЛФ МГУ… Был и КЛФ «Алькор» в Омске. Фэны из разных городов писали друг другу письма – еще бумажные, других не было, – иногда встречались на конвентах, межгородских встречах, крупнейшим из которых был фестиваль «Аэлита» в Свердловске (ныне Екатеринбург). А в основном же они собирались и коллективно обсуждали наиболее интересные книги в области фантастики. Многие писали сами – выпускали самодельные журнальчики, которыми потом обменивались, предлагали по мере сил свои тексты в региональные и центральные издания. Сейчас, когда на фантастику обратили внимание и академические исследователи, и написано на эту тему немало диссертаций, на изыскания фэнов кое-кто смотрит свысока. Но это уже история, и из нее, как из песни, слов не выкинешь. Да и эрудиции многих фэнов могли бы позавидовать филологи с научными степенями… Так начинал и Марат Исангазин – с омских региональных газет, с «Книжного обозрения», в котором Геннадий Кузьминов даже вел постоянную рубрику «КЛФ».

Не случайно у этой рецензии два автора – один хорошо знает историю советского движения КЛФ и познакомился с Исангазиным на «Аэлите» в конце 80-х, второй же смотрит на его книгу глазами представителя нового, молодого поколения.

«Моими первыми публикациями в «Коммерческих вестях» в середине 90-х стали обзоры фантастики, – вспоминает Исангазин. – Кстати, у нас выходит рубрика «Книжный клуб». Каждую неделю в ней – одна книжка фантастики. Это прочитанная мной книжка».

Книга Исангазина – это в лучшем смысле этого слова фэнская книга; это книга человека, для которого фантастика – это страсть, а не работа. Он много ее перечитал, немало о ней и написал. Лучшее вошло в эту книгу. Если охарактеризовать новинку коротко, то это сборник остросюжетных эссе, где автор примеряет на себя роль частного детектива, который расследует… В случае Исангазина – расследует запутанные фантастические дела.

Открывает сборник эссе «От мифа к сказке», в котором автор систематизирует советскую фантастику, выделяя в ней три основные волны, каждая из которых имеет индивидуальные черты и выдающихся представителей. С глубоким понимаем контекста автор оформляет свою концепцию следующим образом: первая волна – это фантастика как цель, вторая – фантастика как прием, третья – выродившийся миф. Работа получила широкое признание внутри фэн-сообщества. Хотя большинство исследователей, выделяя «три волны советской фантастики», границы между ними проводят по другому принципу, тем более что уже давно определились и с «четвертой волной», и только в 90-е годы все сбилось – кто составил «пятую волну» и почему поколение фантастов начала XXI века было названо «цветной волной», возможно, решат исследователи фантастики в будущем. Постскриптум к статье гласит: «Это написанное десятилетие назад – был еще Советский Союз! – эссе неожиданно для меня попало во множество различного рода интернет-антологий. В какой-то период я насчитал их под сто».

44-14-12250.jpg
Марат Исангазин. Платон,
Плотин и Баламут: О фантастике,
кино и не только.– [б.м.]:
Издательские решения,
2024. – 352 c.
Исангазин пишет профессионально, ясным, простым языком, не перегруженным умными словечками. Они встречаются, но всегда к месту – так создается научпоп. Автор не агитирует, он ненавязчиво доносит свою точку зрения, подкрепляя ее ссылками на источники и логическими заключениями, которые, по-другому и не скажешь – логичны. Например, в конце эссе «Георгий Гуревич как «литературный негр» утверждается, что в 60-е у фантаста Гуревича сложилась репутация автора, который может написать от имени чуть ли не любого ученого. И в это охотно верится, ведь начинается эссе с достоверно установленного факта: «В 1958 году в издательстве Академии педагогических наук РСФСР вышел первый том 10-томной «Детской энциклопедии». Открылся он обращением к юным читателям академика Владимира Обручева «Счастливого пути вам, путешественники в третье тысячелетие!». Обращение это получило громадный резонанс: до сих пор помнится и цитируется. Но написал его не Владимир Обручев, а писатель Георгий Гуревич».

Главной удачей сборника стало расследование, посвященное исключению польского писателя Станислава Лема из американской ассоциации фантастов. Интрига, накал страстей, амбиции, обиды, ложь – все сошлось в этом сюжете. Так и хочется сказать, ухмыльнувшись: где научные фантасты учились, там преподавала сама жизнь. Исангазин, как верный ее ученик, не просто копнул, а совершил раскопки фантастического болота (бумажные источники уже, наверное, и в США найти будет трудновато), найдя в нем точку опоры конфликта, выяснив мотивации и восстановив точный порядок событий. В конце автор подвел неутешительный итог: «Прошли годы. Звания грандмастер удостоились писатели, стоявшие в этом конфликте по разные стороны баррикад: в 1997 году – Пол Андерсон, в 2000-м – Филип Фармер, в 2002-м – Урсула Ле Гуин, в 2007-м – Майкл Муркок. Даже Джордж Зебровски и Памела Сарджент получили «Небьюлу» в номинации «За вклад в фантастику». Но Станислав Лем грандмастером не стал. Однако самым пострадавшим оказался не он, а Филип Дик, который не только не удостоился грандмастера, но оказался единственным до сих пор замазанным «черным пятном» в связи с исключением Станислава Лема. Хотя в этой истории он был не ведущим, а ведомым».

Подобных сюжетов, претендующих на сенсационность, в сборнике Исангазина несколько, но не все они о фантастике. Есть тут и философ Мамардашвили, и прусский король Фридрих II, и аргентинский постмодернист Борхес, и даже разбор с пристрастием нескольких художественных фильмов. В их числе классика: «Касабланка», «Семь», «Ее звали Никита» и «Долина кукол», снятая по одноименному роману Жаклины Сьюзанн, который попал не только в Книгу рекордов Гиннесса, но, что важнее для Исангазина, в его любимую фантастику: «У Курта Воннегута в «Бойне номер пять» Билли Пилигрим по дороге на планету Тральфамадор попросил что-нибудь почитать. У его похитителей было пять миллионов земных книг в виде микрофильмов, но в кабине Билли их нельзя было проецировать. И нашлась одна-единственная книга, которую они везли в тральфамадорский музей. Это была «Долина кукол» Жаклины Сьюзанн… Этот роман опубликован в 1966 году, а в начале 70-х попал в Книгу рекордов Гиннесса по количеству проданных экземпляров».

Исангазин находит именно такие параллели, которые завязываются у него в крепкий узел, но вовсе не в гордиев – в представленных эссе нет запутанных сплетений обстоятельств, только логически выстроенные расследования, в которых автор наглядно демонстрирует, что фантастика, как и журналистика, тоже формирует образ будущего. Не зря ведь некоторых писателей-фантастов считают чуть ли не пророками – многое, о чем они писали, через некоторое время воплощалось в жизнь. Просто об этом мало кто знает. Да и откуда узнать? Как раз этот пробел и восполняет сборник Марата Исангазина «Платон, Плотин и Баламут», где сошлись первоклассная журналистика, критическая эссеистика и страстное фантастиковедение. Все расследования в книге проведены безупречно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Неудобный Марк Твен

Неудобный Марк Твен

Андрей Юрков

Андрей Щербак-Жуков

Журналист и сатирик, предтеча фэнтези, стимпанка и «литературы о попаданцах»

0
307
Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон умирают от любви

Дженнифер Лоуренс и Роберт Паттинсон умирают от любви

Наталия Григорьева

Влюбленная пара переезжает за город и заводит ребенка – это становится началом конца

0
2360
О любви за кадром и в кадре

О любви за кадром и в кадре

Вера Цветкова

В Москве в третий раз прошла ежегодная "viju ночь эмоций"

0
1861
Вещи на выброс странствуют в поисках Рая

Вещи на выброс странствуют в поисках Рая

Наталия Григорьева

Экологичная мультипликационная драма про оживший мусор

0
3306

Другие новости