0
1163
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

06.02.2009 00:00:00

Поэт и толпа

Николай Усков

Об авторе: Николай Усков - главный редактор журнала GQ.

Тэги: усков, тв, домашний, веденеева


усков, тв, домашний, веденеева В некоторых главах детектива Николая Ускова действие происходит в средневековом монастыре. Дэн Браун или Умберто Эко?
Кадр из фильма "Код да Винчи"

На канале «Домашний» есть передача Татьяны Веденеевой «Модный журнал». Внутри «модного журнала» – рубрика книжного критика Александра Шаталова. А внутри этой рубрики запланирован гость. Этим гостем недавно был я. Обычный обшарпанный павильон, на которых производятся российские телегрезы: заброшенный заводской цех в районе метро «Аэропорт». Холодно и некрасиво. Пока я ожидал мгновения суетной славы, добрый редактор разрешил покурить в его комнате, хотя это строжайше запрещено. «Штраф 1000 рублей», – начертано на бумажках, наклеенных повсюду. Я курю, стряхиваю пепел в пластмассовый стаканчик с водой, читаю книжку о папах XIV века и блаженно щурюсь на солнечный свет. Он обильно прорывается в кривенькие окна и безжалостно разоблачает убожество обстановки. Все здесь временно, дешево и нелепо. Это и понятно: телепередача, как бабочка-капустница, живет один миг. Нет смысла растрачиваться на роскошь декора. Входит Александр Шаталов со стопкой книг. Среди них я с удовольствием замечаю черный переплет с золотым тиснением. Это мой детектив «Зимняя коллекция смерти». Не то чтобы я сильно волновался по поводу мнения критиков вообще и Саши Шаталова в частности. По законам жанра критики должны быть критически настроены, а любого новоявленного писателя считать самозванцем. Во всяком случае, я бы так и поступал, будь я на месте критиков. Но сегодня я по другую сторону баррикад. Я писатель. А Саша Шаталов – критик. Лысый, сутулый, с лукавым взглядом, мерцающим под очками изящной оправы. Джинсы, фиолетовый джемпер. Словом, интеллектуал, который по определению должен презирать все, что набрано золотом, особенно если автор этого всего – главный редактор глянцевого журнала.

Но Саша неожиданно начинает критиковать меня за средневековые главы книги – часть действия происходит в монастыре X века.

– Весь этот Дэн Браун – лишнее и уже давно никому не интересно, – говорит он.

– Ну скорее это Умберто Эко, если сравнивать. К тому же я занимался историей монашества, – робко замечаю я.

– Все это выглядит как претензия на интеллектуальность. Так ты потеряешь гламурную аудиторию, которой будет скучно читать про монастырь, но и не приобретешь интеллектуальную, потому что гламура много.

– Ну и плевать. Я же не для аудитории писал, а для себя.

– Ничего не может быть без адресной группы, у тебя же в детективе об этом написано.

– Саша, журнал действительно существует для адресной группы, но книгу я писал для себя. Это мое.

«Наши поэты – сами господа», – вспомнился позднее Пушкин. Моя мачеха называла такие фразы «озарениями на лестничной клетке». Дескать, правильные слова приходят на ум, когда ты уже вышел из гостей, ждешь лифта, обдумываешь свою беседу и вдруг понимаешь, что не ввернул самое красное словцо. Творчество – действительно проявление господства, хотя Пушкин имел в виду другое. Образованный человек в тогдашней России – помещик, который не нуждался в признании, выраженном в дензнаках. Он писал, потому что не мог не писать.

Делать то, что хочется, говорить, что просится, – действительно барская роскошь, о которой мы, живущие в эпоху пиара, стали забывать. Тем не менее это и есть начало любого творчества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Топливные цены предлагают отвязать от среднего уровня инфляции

Михаил Сергеев

Дефицит бензина сохраняется, несмотря на ослабление госрегулирования

0
2230
Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Форум Минфина выявил конфликт вокруг будущего бюджета

Ольга Соловьева

Долю нефтегазовых доходов обещают снизить до 22%

0
2042
Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Доверенных людей президент РФ не снимает, а передвигает

Иван Родин

В конце сентября новыми могут стать не только глава Верховного суда и генпрокурор

0
1571
Коммунистов теснят на обочину истории

Коммунистов теснят на обочину истории

Дарья Гармоненко

«Справедливая Россия – За правду» и «Новые люди» готовы выступить могильщиками КПРФ

0
1414

Другие новости