0
1324
Газета Люди и положения 2 Интернет-версия

02.11.2012 00:00:00

О сегодняшнем и былом

Тэги: коган, дирижер


коган, дирижер Маэстро на собственном юбилее: то ли задумалось, то ли взгрустнулось.
Фото предоставлено пресс-службой МГАСО

Павел КОГАН – дирижер с мировым именем, многолетний руководитель Московского государственного академического симфонического оркестра. Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась с Маэстро, чтобы поговорить о новом музыкальном сезоне, но разговор получился о жизни.

– Павел Леонидович, сезон начался, прошли первые концерты – остались ли вы довольны звучанием своего оркестра?

– Концерты прошли в обеих столицах, причем в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии мы играли совместно с музыкантами Берлинского оркестра – горжусь этим содружеством, но вот насчет доволен... Такого не бывает. Когда руководитель творческого коллектива доволен – это плохой признак. Неудовлетворенность, как известно, лучший двигатель прогресса.

– Правильно ли я понимаю, что в ноябре будет исполняться не тот репертуар, что исполнялся в октябре?

– Разумеется, другой, у нас большое количество программ, которые чередуются. На ближайшем концерте 15-го числа в консерватории исполним произведения Шабрие, Лало и Берлиоза, через неделю – Моцарта, далее, уже в Зале имени Чайковского, прозвучит программа, составленная из полек, вальсов и маршей семейства Штраусов.

– Как удается справляться с таким количеством музыкантов? Разный возраст, разная школа, разная степень одаренности, разные характеры, наконец...

– Привычно, но сложно. Руководство людьми подразумевает организационный момент и определенные волевые действия – профессия дирижера авторитарна, он лидер по определению. С другой стороны, дирижируя, ты по большому счету играешь не на оркестре – на душах оркестрантов, ведь инструменты – это лишь рукотворные изделия, с помощью которых передаются чувства и ощущения. Все это очень тонкая материя.

– Ваши руки, конечно, застрахованы?

– Зачем? Ну, а что руки – они один из элементов дирижерского воздействия, отдельная деталь, тогда уж страховать надо все – глаза, корпус, мимику... Руки страхуют инструменталисты.

– Просто я знаю, что вы – заядлый автомобилист, а на дороге все может случиться...

– Автомобили – моя страсть, считаю себя продвинутым любителем. За свою долгую автомобильную карьеру – наверное, полувековую, в аварии я попадал раза два-три, и то не по своей вине. Кстати, вождению не учился – сел и поехал. Ритм жизни сегодня провоцирует жесткую езду: все безумно спешат, ты безумно спешишь, поэтому надо глядеть в оба и сдерживать себя. Самоконтроль за рулем должен быть на все сто, и тогда все будет нормально.

– Автомобиль – ваша единственная страсть помимо музыки?

– Есть еще увлечения. Несмотря на то что по роду деятельности объехал весь мир, я люблю путешествовать – не могу сидеть на одном месте, видимо, цыган по натуре. А еще я люблю механические часы – прибор с не одной сотней деталей, в который вложено столько человеческого разума! Авраам Брегет еще в XVIII веке придумал деталь, которая позволяет уменьшить силу гравитации и дает часам более точный ход, – ну не гениальное изобретение? Если что-то коллекционировать – то часы.

– Классический музыкант (вы же начинали как скрипач?), любящий технику – оригинально!

– Я люблю технику, но и ужасаюсь, что люди перестают сами мыслить, что уже есть компьютеры, которые могут писать музыку. Появилась опасная грань, переступив которую мы рискуем превратиться из людей в человекообразных. Технический прогресс привел к тому, что мы перестали писать письма. Кто из нас помнит, когда последний раз посылал рукописное письмо по почте? Два слова по электронке или СМС, смайлик – все. То есть у человечества больше не будет громадного культурного пласта – писем, дневников... Перешли на чтение электронных книг, которое хуже, чем секс в презервативе; электронная книга – это и не книга вовсе, а текст на электронном носителе. Общение ушло в ноль – помню, в родительском доме каждый день у нас собирались люди, не было вечера, чтобы кто-то не заглянул... Время было другое, не было карьерной – коммерческой гонки, люди тянулись друг к другу, стремились помочь друг другу. Сегодня все процессы идут намного быстрее. Раньше на протяжении двух-трех поколений мало что менялось, а теперь сколько всего изменилось только на протяжении одной моей жизни! И, конечно, сейчас время скороспелок во всем – вообще удивляюсь, как дети-то по-прежнему появляются через девять месяцев, а не через две недели.

– Аморальность современной жизни вас пугает?

– Разумеется, пугает. Все доступно и легко – кроме нормальных человеческих отношений. Подростки стали заказывать родителей – мамка на дискотеку не пустила или с мальчиком не позволяет встречаться, ну и... Спина у меня как-то заболела – стал искать в Интернете массаж и не смог найти: сотни предложений, но исключительно массажа эротического. С трудом нашел через знакомых обычный лечебный. Студентки престижных вузов подрабатывают проституцией и не стесняются этого... Такое и раньше существовало, но сегодня это перешло в здоровое общество. Когда пороки становятся общепринятой повседневностью – конечно, это пугает.

– Это вы еще телевизор не смотрите!

– Смотрю новости, мне хватает. Я застал время, когда существовало два канала, работали они с девяти утра до десяти вечера. Показывали там спектакли, концерты, учебные программы, но в основном – поля Кубани, встречи с комбайнерами и выступления генсека. Тем не менее в те тоталитарные времена государство пропагандировало классическое музыкальное искусство – шли постоянные радиотрансляции великих произведений в замечательном исполнении, вследствие чего простые люди разбирались в классическом искусстве и любили его. Классическая музыка вызывает положительные эмоции, обладает духовной силой воздействия, меняет личность в лучшую сторону. Я за такую пропаганду, и хорошо бы ее возродить.

– Боюсь, с этим проехали... Может сегодня выжить классическая музыка без денег?

– Аксиома, что большие государственные вложения в культуру на постоянной основе необходимы, и так заведено во всем мире. Последние годы ведущие российские коллективы получают грантовое обеспечение от государства. Кстати, на президентском совете Путин сказал, что в 2013 году необходимо увеличить финансирование на культуру. Хорошо бы чиновники отнеслись к этому как к императиву.

– А не было мысли самому войти в какую-нибудь структуру вроде Общественной палаты или Координационного совета?

– Распыляться я не могу и не хочу. Числиться – не мой тип отношений, а что-то конкретное делать – где же взять время, которое расписано на годы вперед (я, например, могу сказать, что делаю в ноябре 14-го года – мы с оркестром выступаем в Америке). А потом, политика и культура – разные вещи. Я от политики бегу как можно дальше. Деятели культуры должны заниматься своим делом и не лезть в политику, интересоваться – да, но не более того. Везде должны быть профессионалы.

– Не лучше ли заниматься своим делом в стабильной стране?

– Очень важно играть на своем поле – и в прямом, и в переносном смысле слова. Я долгое время работал в Америке – что касается профессионализма, налаженности дела, им можно только позавидовать, но всю жизнь меня преследует мечта – чтобы жилось и работалось лучше всего у себя дома. Есть старые горы, устоявшиеся, и есть молодые, где процессы все время идут; Россия – молодые горы, и они когда-нибудь устоятся. Конечно, хочется стабильности, в том числе и в общественном сознании, – я вообще не люблю какого бы то ни было экстрима – левого, правого, высокого, низкого. На Западе существует импульс законопослушания на генетическом уровне, у нас его нет. Швейцарской конфедерации лет 900, а у нас крепостное право полтораста лет как отменили – миг по историческим меркам. Потом 70 лет держали за глотку железной хваткой, потом 90-е с синдромом выпущенного джинна, когда не было дня, чтобы не стреляли... Кстати, я думаю, для полуторамиллиардного Китая его нынешняя политическая система – единственно возможная: жестокий контроль государства при либеральной экономической политике. Представляете, что станет со всем миром, если там отпустить вожжи?

– Насчет старых гор – Америке 200 лет, а Израиль так вообще существует с 48-го года прошлого века – у них-то все получилось?

– Штаты – уникальное образование, изначально построенное все-таки приехавшими из Европы англосаксами, а не крепостными русскими мужиками. Израиль – мощная страна, созданная в короткие сроки на колоссальном энтузиазме съехавшимися со всего мира евреями. Россия – страна гигантская, нужно время и, может быть, не одно поколение... Другое дело, что терять времени нельзя, нужно определять направления развития, отслеживать исполнение и обязательно просвещать народ. Не думаю, что быдлом легче управлять, в какой-то момент быдло становится неуправляемым, – лучше иметь дело со стабильным цивилизованным обществом, к которому и надо стремиться.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5160
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2857
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3299

Другие новости