0
6860
Газета Персона Печатная версия

25.11.2020 20:30:00

Сумасшедший солдат с чемоданом книг

Александр Чистяков о том, как писательство отвлекло от стрелок с бандитами и фестивале с правнучкой Троцкого

Тэги: поэзия, армия, литинститут, девяностые, фестивали, достоевский, фантастика, коммерция, сельское хозяйство, дефолт, пушкин, северянин, гумилев, ахматова, анненский, цдл, водка, троцкий, мексика, переделкино

Александр Александрович Чистяков (р. 1970) – поэт, писатель, общественный деятель, культуртрегер. Псевдоним – Саша Клирманн. Родился в Москве. Учился в Литературном институте им. А.М. Горького. В 1990-е работал археологом, охранником, зерноторговцем, занимался прочими видами коммерции. В 1997 году вступил в Союз писателей России. Автор книг: «Гуттаперчевый странник» (1995), «Високосный год» (1997), «Перелетная крыша» (2000). «Новеллы в прозе и стихах» (2009). Председатель Русского литературного общества, организатор и директор Всероссийского открытого фестиваля молодых поэтов «Мцыри», руководитель Всероссийского форума гражданской поэзии «Часовые памяти», организатор многих литературных фестивалей, в числе которых «Московские салюты», «Мартовские львы», «Барышневый сад».

44-10-1480.jpg
Александр Чистяков: «У вас фонд без дела
простаивает, а я – неплохой менеджер».
Фото Ивана Филимонова

Александр Чистякову исполняется 50 лет. Примерно четверть века поэт посвятил активной деятельности по организации литературных мероприятий и проектов. Для многих молодых авторов России – он «пастырь» и проводник в мир большой литературы. По случаю юбилея в свет выходит сборник его стихов и рассказов «50/50». О жизни и творчестве с Александром ЧИСТЯКОВЫМ побеседовала Виктория ФЁРТ.

– Александр Александрович, для начала банальный вопрос для юбилейного интервью: с чего начался ваш путь в литературу?

– Так вышло, что моим литературным образованием, можно сказать, занимались с самого раннего возраста. Мама писала стихи «для себя». А еще в детстве у меня была няня – баба Шура, сестра моего деда-железнодорожника. Прям как Арина Родионовна у Пушкина. У нее было всего три класса церковно-приходской школы, но при этом – огромный талант. Она знала очень много сказок и сочиняла их сама. Когда в нашей коммуналке на «Войковской» собирались родственники – попеть под гармошку, будучи человеком скромным, она никогда не выступала сама, а сочиняла на ходу частушки и на ушко кому-нибудь шептала. Мама говорит, что я свою первую сказку сочинил в шесть лет, и где-то она у нее даже записана, но сам я ее не помню.

– А когда впервые написали что-то осознанное?

– Как, наверное, и любой нормальный поэт – в пубертатный период. В возрасте, когда есть мальчишки выше ростом, шире в плечах, голубоглазые блондины, а тебе хочется обратить на себя внимание девчонок и чем-то выделиться. В 18 лет я пошел в Советскую армию и очень боялся там отупеть. Завел тетрадку в 96 листов и по памяти переписал стихи своих любимых поэтов: Окуджавы, Городницкого, Высоцкого, Петра Вегина. Служил я в элитной, можно сказать, части, за границей, в Южной группе войск. В военном городке был приличный книжный магазин, я купил там «Нерв» Высоцкого, несколько разных томов Стругацких, первые перестроечные большие издания Анненского, Северянина, Гумилева, Ахматовой, так что ехал на дембель с целым чемоданом книг. Остальные бойцы везли магнитофоны, кассеты и джинсы, а меня даже не стали обыскивать на военной таможне. Должно быть, подумали: «А, москвич, все с тобой понятно!» Действительно, сумасшедший солдат: едет домой с чемоданом книг. Из армии я пришел достаточно сложившимся поэтом, в 20 лет.

– А когда вышли первые публикации?

– После армии я работал в книготорговом кооперативе. Благодаря этому делу я познакомился с представителем издательства «Московский писатель» замечательным поэтом Владимиром Топоровым. Мы как-то сошлись с ним и быстро сдружились, несмотря на разницу в возрасте. Наши дружеские посиделки с разговорами о литературе и моих неловких виршах могли затягиваться на сутки и на пару литров водки. И именно он в 1991 году привел меня впервые в ЦДЛ, с еще живым писательским «Пестрым залом», помог с первыми публикациями. Это сразу была целая полоса в «Литературной России», потом – прямой эфир на радио «Сталинград» вместе с главным редактором. То есть у меня был хороший старт.

И вот году в 94-м Топоров сказал, что для дальнейшего развития мне надо готовить книгу. Так прямо и сказал. На что я ответил: «Володя, я работаю в охране, у меня нет денег. Издаваться за свой счет как-то стыдно». Он говорит: «Главное – готовить книжку, а деньги потом появятся». И как ни странно, пока я год сидел и работал над ней, действительно появилась спонсорша. Я даже получил гонорар – 100 долларов, а по тем временам это были приличные деньги. Я, помнится, сразу купил себе шикарный твидовый пиджак.

– И вы ведь учились в Литературном институте?

– Да, поступить туда мне советовали друзья-поэты, хотя я работал тогда в зерноторговой компании и уже видел себя больше коммерсантом. Заявку на творческий конкурс я подал просто ради интереса. Уже на другой день позвонил Владимир Иванович Фирсов и пригласил к себе в редакцию. Как ни странно, я, не готовясь и давно забыв школьную программу, поступил легко. Только позже узнал, что Фирсов перед каждым экзаменом ходил и говорил: «Чистякову и Замшеву меньше четверки ставить нельзя». Так мы с Максом Замшевым попали в любимчики к мастеру. Благодаря Владимиру Ивановичу я в 1996-м обрел хорошего настоящего друга, что в литературной тусовке редко.

– Вы как-то назвали себя «приказчиком от литературы».

– До 1999 года я был начальником сельскохозяйственного отдела и получал огромное удовольствие, когда ездил по колхозам и пивзаводам, а в этих путешествиях писал стишки. После дефолта, прилично, кстати, на нем заработав, я подумал, что я все-таки писатель и незачем мне по два раза в год ездить на всякие стрелки с бандитами. Пришел к Игорю Волгину и сказал: «У вас фонд без дела простаивает, а я – неплохой менеджер». Так в 1999 году я стал директором Фонда Достоевского и за год раскрутил его.

Тогда-то начались мои литературные проекты. Например, Первый московский международный фестиваль поэтов, который теперь называется «Московское биеннале поэтов» – событие на то время очень крупное: 130 участников со всего мира и 35 концертных площадок за пять дней. Его даже посетила правнучка Троцкого, известная мексиканская поэтесса Вероника Волков. Она зависла в Переделкине на три лишних дня, и мне пришлось ее развлекать. Так что я даже чуть не женился на ней, но подумал, что русскому поэту нечего делать в чужой стране. Если я не нужен здесь, то там я не нужен тем более.

– Возвращаясь к литературным проектам. Какие еще вы вели и продолжаете вести?

– Главный мой проект – Всероссийский фестиваль молодых поэтов «Мцыри». В 2004 году нам с друзьями пришла идея помогать молодым ребятам. Макс Потемкин предложил название «Verba», означающее первый цветочек. А когда мы пришли к скульптору Грише Потоцкому в мастерскую, он предложил не мучиться и назвать фестиваль в честь поэмы Лермонтова, которому в том году было 190 лет. Теперь это старейший в стране ежегодный поэтический фестиваль.

Много лет его поддерживает профсоюз работников культуры. Тогда меня убедили создать свою литературную ячейку. Мы с друзьями назвались Русское литературное общество. А теперь нас еще больше – причем появляются представители и в регионах. В сотрудничестве с двумя издательствами уже создан проект, в котором мы сейчас выпускаем серию книжек. Уже издали Юрия Быкова, Александра Козлова, Камиля Гремио, а на подходе – серия авторов, которые стали лауреатами премии имени Дельвига.

Есть еще куча проектов. Сейчас выходит книжка, которая уже номинирована на премию Дельвига – «Наследники дяди Гиляя». Это сборник современных писателей о Москве. Также есть Форум гражданской поэзии «Часовые памяти», которая уже неоднократно получала президентские гранты. Мы издали семь сборников гражданской поэзии «Часовые памяти», частично посвященных Великой Отечественной войне, но в основном – выражению гражданской позиции автора.

– Вы зарегистрированы на «Стихи.ру», но как Саша Клирманн.

– Да, я один из корифеев сайта «Стихи.ру», хотя давно на него не заглядываю. Но Кравчук все-таки гений. Ведь он создал первую социальную сеть задолго до Цукерберга. А Саша Клирманн – это мой псевдоним. Мы как-то с друзьями дурачились и начали переводить свои фамилии на английский язык. У всех получалось коряво, а Чистяков: clear – «чистый», man – «человек».

– Мы все говорим о поэзии. А что насчет прозы? Ведь она тоже будет в сборнике «50/50».

– В сборник «50/50» вошла серия рассказов и эссе о Москве и москвичах. Пока что в моем багаже – рассказы, которые сродни стихам, возникающие спонтанно. Мне приходит сюжет либо вспоминается какая-то история, но все они, даже посвященные 90-м, не являются документальными.

По молодости я много раз замахивался на большие формы, но мне не хватило усидчивости их дописать. В голове есть сюжеты для каких-то киносценариев и романов, но я отдаю себе отчет, что успеваю сегодня сделать, а что нет. Пока я слишком занят литературными мероприятиями и не могу вырвать у себя из жизни полгода для хорошего романа. В этом плане я завидую Максиму Замшеву, его трудоспособности, а сам пока ограничиваюсь рассказами.

– А если бы «замахнулись» на что-то большое, что бы это могло быть?

– Я в прошлом историк-недоучка. Наверное, книга была бы связана с историей нашей страны, и, может быть, с XX веком. Я очень люблю такие жанры, как попаданчество, фэнтези, научная фантастика, ведь они дают автору возможность поместить героя в нестандартные обстоятельства и таким образом высказать свои мысли. По молодости я начинал фантастический роман с элементами попаданчества и героики, но не закончил, и все эти годы мне периодически снятся всадники оттуда и говорят: «Мы до сих пор скачем, когда же битва начнется? Допиши хотя бы этот эпизод!» А еще друзья после моего возвращения из армии отдали мне письма. Я разбирал их не так давно и обнаружил, что некоторые из них – уже рассказы. Возможно, что-то из этого когда-то родится.

– Удается ли вам совмещать литературу и личную жизнь?

– Поэзия повлияла на первый мой брак. Когда вышла первая книжка, дочке только-только исполнился год, и моя тогдашняя жена сделала очень большую ошибку: она взяла в одну руку эту книжку, в другую – ребенка и велела выбирать. Я считаю, что нельзя ставить поэта перед таким выбором. Хотя поэзия разрушила мой первый брак, второй состоялся благодаря ей. Мы приехали в Пензу на фестиваль молодых поэтов «Мцыри», и Макс Потёмкин познакомил меня со своей двоюродной сестрой. Мы уже 12 лет в законном браке и счастливы, занимаемся одним делом. Жена – моя главная поклонница и мой первый помощник. Она и редактор, и корректор, и SMMщик всех наших литературных проектов.

– Организовывая тот же фестиваль «Мцыри», вы много работаете с молодыми, начинающими поэтами. Что бы вы могли им посоветовать?

– Желаю ребятам найти свою тусовку. В Литинституте я подружился не только с Максимом Замшевым, но и с самым крутым на тот момент литературным объединением «Железный век». Туда входили Влад Маленко, Сергей Геворкян, Миша Зубов, Толя Белый, Володя Завикторин. В общем, интересные люди и яркие ребята. Сейчас мы уже не так часто общаемся, хотя я каждый раз стараюсь привлекать их к своим проектам. Я вообще считаю, что молодым надо пробиваться в искусстве сразу «поколением». Просто пишущих людей – особенно плохо пишущих, но с деньгами и понтами – сейчас очень много. Поэту должен быть открыт весь мир, а, к сожалению, интернет его не открывает. Нужны личное общение и соревновательность.

– А кого могли бы вы им посоветовать как авторитетов?

– Литературные авторитеты для писателя на разных стадиях его творческого пути в принципе вредны. Когда мы только начинаем писать, мы все кому-то подражаем. В этот период, чем быстрее начинающий автор найдет свой почерк, тем лучше для него же самого. А обрести он его сможет, только максимально расширяя личную книжную полку прочитанных и понятых предшественников. Для начинающих важны не авторитеты, а именно учителя. На меня сильно повлиял незаслуженно забытый поэт Петр Вегин. Конечно же, мастер Литинститута Владимир Фирсов. Также мой «литературный папа» Володя Топоров и даже отчасти мой литературный дедушка, его учитель, новгородский поэт Игорь Таяновский.

А если говорить о прозе – я в свое время зачитывался книгами Юрия Полякова, Сергея Абрамова, Ивана Ефремова. А сейчас с завистью смотрю на прозу своего друга Максима Замшева, потому что как прозаик сам я еще не состоялся. А у Макса очень хорошая проза, сделанная поэтом, что особенно видно по его произведению «Весна для репортера». По построению оно сравнимо с «Героем нашего времени».

В целом я бы посоветовал молодым побольше читать современных авторов, ведь не в именах значение, а в количестве прочитанного, а самое главное – понятого. Творчество и ремесло всегда стоят рядом. Какой бы талантливый человек ни был, без навыков ремесла он останется домашним непризнанным гением, которого любить будут только бабушка и теща.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия собрала третий по объему урожай за последние шесть лет

Россия собрала третий по объему урожай за последние шесть лет

Михаил Сергеев

Федеральный Центр выделяет субсидии проблемным регионам

0
961
Вот была б большая борода

Вот была б большая борода

Елизавета Морозова

Два концерта в рамках проекта «Москва–Питер. Наводя мосты»

0
306
Аккуратно и размеренно

Аккуратно и размеренно

Матвей Цапко

«Бегемот Внутри» представил ростовчанам Алексея Чипигу

0
189
Если стихи, то не надобно слов

Если стихи, то не надобно слов

Николай Фонарев

Поэтический вечер клуба «Писатели XXI века» в Доме Лосева

0
441