0
6247
Газета Персона Печатная версия

18.05.2022 20:30:00

Пушкин – Солнце, Рыжий – астероид

Алексей Пурин о поэзии, порождающей раскол и объединение, аромате древней бумаги и допотопном Пелевине

Тэги: санктпетербург, бродский, пушкин, ахматова, иннокентий анненский, переводы, толстые журналы, райнер мария рильке, борис рыжий, блок, большевики, нобелевская премия, роберт фрост

Алексей Арнольдович Пурин (р. 1955) – поэт, эссеист, переводчик. Родился в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт. С 1989 года заведует отделом поэзии, а с 2002-го – также и отделом критики журнала «Звезда». Автор множества статей в российской и зарубежной периодике, более 15 поэтических книг, в числе которых «Апокрифы Феогнида/Urbi, выпуск 7 («Труды Феогнида») (1996), «Созвездие Рыб» (1996), «Архаика» (1998), «Новые стихотворения» (2002), «Почтовый голубь» (2005), «Долина царей: Шестая книга стихов» (2010), более 13 книг переводов (переводы Пьетро Аретино, Райнера Марии Рильке, Яна Хендрика Леополда, Гвидо Гезелле, Мартинуса Нейхофа и др.). Лауреат литературной премии «Северная Пальмира» (1997, 2002), премии «Честь и свобода» Санкт-Петербургского отделения Русского ПЕН-центра (1999), литературной премии «Северная Пальмира» (2002), премий журнала «Нева» (2014), журнала «Новый мир» (2014).

17-10-1480.jpg
Получил, как Моисей – скрижали Завета, и стал
со-Творцом. Василий Шебуев. Моисей со скрижалями.
1820-е. Иркутский областной художественный музей
им. В.П. Сукачева

Профессионализм, талант стилиста, тонкое литературное чутье и более 30 лет работы в одном из маститых «толстяков» позволяют Алексею Пурину видеть и осмыслять нынешний литературный процесс максимально трезво и точно. А жизненный опыт – мудро и строго. Об авторах «Звезды», литературной зависти и сущности поэзии с Алексеем ПУРИНЫМ побеседовал Юрий ТАТАРЕНКО.

– Алексей Арнольдович, как бы вы сформулировали кредо журнала, где вы вот уже «30 лет и 3 года»?

– Сочетание традиции и новизны. И традиция в приоритете, пожалуй, – публикуем большое количество материалов, связанных с отечественной историей и культурой, предшествующей русской литературой. В особенности, конечно, о петербургских и ленинградских литераторах. Начиная с Державина и Пушкина, через Блока, Мандельштама, Тынянова, Зощенко, Ахматову, Довлатова, Бродского – по наши дни. Периодически печатаем спецномера – об Ахматовой, Цветаевой, Набокове, Солженицыне, Бродском, Довлатове или о культурной жизни соседей – немцев, поляков, венгров, шведов, финнов... Печатаем и текущую петербургскую поэзию, прозу и критику, а также писателей из Москвы и провинции, из Америки и Европы. В качестве заведующего отделом поэзии назову прежде всего поэтов – томича Владимира Крюкова, омичей Олега Клишина и Дмитрия Румянцева, волгоградцев Александра Леонтьева (давно, впрочем, ставшего петербуржцем и сотрудником нашего журнала), Сергея Калашникова, Евгения Романова, бывшего пермяка Вениамина Голубицкого, переехавшего в Москву из Екатеринбурга. Еще одного уральца, Бориса Рыжего, мы в числе первых открыли 25 лет назад. Разве что из Владивостока никого пока вроде бы не было. Ждем. Харьковчан охотно печатаем – Ирину Евсу, к примеру. Нам интересны прежде всего организованные стихи. В верлибр верим куда меньше – можете счесть это «петербургской узостью», но разнузданности стараемся не потакать.

– Прозвучала фамилия Рыжего. Доводилось слышать, что на нем большая отечественная поэзия завершилась. А вы что скажете?

– То есть считают, что среди более молодых стихотворцев пока не замечено столь же яркой звезды? Борис Рыжий родился в 1974 году… Возможно. Но, может быть, мы эту звезду пока просто не видим. Эффект ведь создает и судьба поэта – к примеру, самоубийство Рыжего. Она (судьба) привлекает внимание, делает детали более отчетливыми и впечатляющими. Вполне может статься, что не менее крупный поэт живет себе где-нибудь незаметно и будет открыт читающей публикой еще не скоро. А совсем молодые... Вот Данила Крылов, о котором я уже говорил. Мы напечатали его замечательные стихи в первом номере текущего года. Что с этим парнем станет дальше – не знаю. Вырастет в гения? Потускнеет? Никто этого предсказать не может.

– Не преувеличена ли фигура Рыжего?

– Нет. Это настоящий поэт, подлинный. А это главное. Он – реальный, материальный объект, а не воображаемое оптическое явление, ошибка зрения. Поэтов я бы сравнил с небесными телами, обладающими гравитационной силой. Они могут иметь различные размеры – и соответственно сила их притяжения будет тоже различной. Если Пушкин – Солнце, а Бродский – Юпитер, то Рыжий – что-то вроде Луны или крупного астероида. Но и астероид притягивает. По такому звездному небу и ориентируются поэты разных поколений – и даже складываются, формируются сами, такими или сякими, в зависимости от векторов сил в этом пространстве. Поэтическая вселенная изменяется с течением времени: появляются новые гении, прежние чуть отступают и кажутся чуть менее яркими.

– Ежемесячный тираж «Звезды» – тысяча экземпляров. Как привлечь массового читателя?

– Если речь о поэзии, то надо признать, что «хороший поэт – это мертвый поэт». Случаются исключения (Бродский, получивший Нобелевскую премию за горбачевскую перестройку; Евтушенко, агент влияния, облизываемый спецслужбами конкурирующих государств; Асадов, любимец невзыскательной публики...), но они подтверждают правило. Поэтому жить за счет стихов невозможно – до «совписов» и после них никто этим не жил и жить не может. Пишите стихи в свободное от работы время (как Анненский, например). Но вопрос, видимо, все же о журнальной литературе. А я уже сказал, что достаточно массовый читатель у «толстых» журналов вроде «Звезды» есть – он их читает в интернете. Беда в другом: для того чтобы изготовить качественный литературный продукт, требуются деньги (гонорар автору, зарплата редактору, корректору и другим сотрудникам редакции, прочие редакционные и типографские расходы), которые и интернет-читатель, и даже нынешний покупатель бумажных книг (но не журналов!) платить разучились. Им кажется, это растет, как грибы, само по себе – иди в интернет и собирай в лукошко. Расходы признанных «толстых» журналов (существующих уже много десятилетий; по существу, они представляют собой национальное достояние) могло бы взять на себя государство (например, поддержанием широкой сети государственных библиотек и читален, закупкой для них значительного числа годовых подписок). Но пока этого не получается: государство не готово спонсировать литературу столь же щедро, как оно спонсирует зрелищные искусства и СМИ. Между тем бюджет одного игрового художественного фильма или театральной программы (судя по сообщениям «из зала суда») скорее всего в несколько раз превосходит годовые расходы всех российский «толстых» журналов. А ведь именно литература, а не зрелищные искусства, работает над сохранением и развитием языка – главного орудия поддержания национальной идентичности. То есть это важнейшее государственное дело! Можно позавидовать крошечной Эстонии, где правительство всерьез об этом заботится.

– Ваш земляк Евгений Водолазкин был на страницах «Звезды» единственный раз – более 20 лет назад с материалом к 95-летию Лихачева…

– Да, появился разряд сочинителей, которых вообще не интересуют журналы. Им не интересны те гонорары за прозу, которые мы можем предложить. С другой стороны, многое из популярной литературы обладает весьма невысоким качеством, по-моему. Пять лет назад я «жюрил» в последнем «Русском Букере», прочитал под восемьдесят, что ли, новоиспеченных романов – увы, почти без радости и удовольствия. Некоторые прославленные авторы (Пелевин, к примеру) показались мне просто допотопными. К тому же – картонными.

– Легко ли вам отличить хорошее стихотворение от очень хорошего?

– Хорошее нравится, от очень хорошего испытываешь восторг.

– А бывали вспышки зависти: ну почему же этот текст написал не я?

– Да, правильно, это самая верная оценка чужого: хотелось бы мне написать эти стихи? И если очень хотелось бы – то это очень хорошее стихотворение. Восторг и есть выражение зависти, по-моему. Как-то я предложил своим студийцам перевести стихотворение Роберта Фроста «Остановившись в снежный вечер у леса». Там сказано примерно следующее: «Хозяин этого леса живет не здесь и не видит, с каким восхищением/вожделением я смотрю на его владения. И лошадке моей непонятно, почему я остановился в глуши, когда надо скорей ехать до теплого стойла. Лес таинственен и прекрасен! Он манит в свою глубину! Но я дал зарок – и впереди еще много миль, прежде чем я усну... и впереди еще много миль, прежде чем я усну». Исследователи видят в этом тексте экзистенциальный выход, разговор о жизни и смерти, о свободе или предопределенности. Но у Фроста первым делом речь идет о зависти и восхищении лирического героя. Их вызывает красота. Так, глядя на красивую женщину, думаешь: почему она не моя?..

– В чем предназначение поэзии, как вам кажется?

– Поэзия – лучшее изобретение человека. Или... Помните начало книги Бытия: «Слово было у Бога и Слово было Бог». Быть может, и не «изобретение», а «достояние». Получил, как Моисей – скрижали Завета, и стал творить, стал со-Творцом. Лепить из глины – тоже со-творчество; но оперировать Словом – занятие еще более высокое, чуть ли не божественное.

– Сейчас наблюдается новая степень разобщенности между людьми. А искусство – и поэзия, в частности – это про консолидацию или раскол?

– Бродский в Нобелевской лекции заявлял (пересказываю своими словами), что в мире, где прочитано стихотворение, власть с досадой обнаруживает разброд, шатания и полное отсутствие единомыслия. Что для власти – чрезвычайная ситуация. Видимо, для Бродского это было актуально – и если учесть ракурс времени, то с ним следует согласиться. Чтение приводит к многообразию и разномыслию. Но поэзия есть нечто, не поддающееся анализу. Она противоречива по своей природе. Другой поэт, не менее замечательный, предполагает в собеседнике ту «радость узнавания», без которой поэзия не имеет смысла. А таковая настоятельно требует единомыслия и сопонимания поэта и читателя. Вот и поди разберись в этом противоречии!

– Идеальное стихохранилище – интернет или библиотека?

– Библиотека (лучше – императорская, публичная, с Иваном Крыловом в директорах). Люблю книги. Никакие сканы в Сети не дадут вам того ощущения, которое производит взятое в руки прижизненное издание Баратынского, Батюшкова, Державина... Или эльзевир со стихами Овидия. Важны тактильные ощущения, непередаваемый аромат древней бумаги. Большевики провели-таки реформу письменности. И в результате пропало очарование блоковской строфы – и рифма угасла, и смысл поглупел: «Россiя, нищая Россiя!/ Мнѣ избы сѣрыя твои,/ Твои мне пѣсни вѣтровыя, –/ Какъ слезы первыя любви!» Речь шла о слезах первой любви, а не о каких-то почти непристойных «первых слезах» любви – потом-де бывают вторые, третьи... А сколько еще такого рода утрат! Нет, книги должны бережно сохраняться.

– В чем для вас несовершенство мира?

– Несовершенство – мягко сказано! Чудовищность наличного мироустройства состоит в смертности всякого носителя сознания. По мнению гностиков, похожему на правду, этот мир создан не Богом (Он – добр и справедлив, но слеп, нем, глух и безрук), а его дурным подражателем Демиургом.

– Одно из заблуждений юности – что жизнь длинна. А какие заблуждения у зрелости?

– Наиболее опасное – что зрелость мудра и лишена каких-либо заблуждений.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

В банковском секторе Таджикистана – неопределенность

Андрей Захватов

Санкции поставили под удар стабильность финансовой сферы

0
2478
Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Трагикомедия власти, хаоса и виртуальной реальности в Театре имени Пушкина

Дарья Михельсон

Вся грязь земли

0
2318
Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Как Венгрия неожиданно стала чуть ли не литературной столицей Европы

Евгений Лесин

Сначала Нобелевскую премию получил Ласло Краснахоркаи, теперь Букеровскую премию – Дэвид Солой

0
1543
Огонь по одинокому всаднику

Огонь по одинокому всаднику

Андрей Мартынов

Про Деникина с берегов Терека и милосердие красных

0
846

Другие новости