0
1641
Газета Поэзия Интернет-версия

15.03.2012 00:00:00

Озаренные дворники

Тэги: королев, стихи, жизнь


королев, стихи, жизнь

Cергей Королев. «Повторите небо».
– М.: Воймега, 2011. – 56 с. (серия «Приближение»)

Имя Сергея Королева (1980–2006) не успело стать громким при жизни. В бытность студентом Литинститута он публиковал стихи в журналах «Дети Ра», «Литературная учеба», в изданиях Вологодской области, откуда автор родом; после смерти они выходили в альманахах «Арион», «Алконостъ», «Литэра». Усилиями коллег по семинару в институте (который поэт так и не окончил, за несколько месяцев до своей защиты добровольно уйдя из жизни) и выпущена эта книга, ставшая третьей в его творческой биографии. Автор вступительного слова – однокурсник Сергея, редактор издательства «Воймега» Александр Переверзин, послесловие написала Галина Седых, литинститутский мастер Королева.

К представленной книге как нельзя более применимо пастернаковское определение «кусок дымящейся совести». Везде – мучительный поиск осознания права на жизнь. Некоторые стихи, открывающие сборник, отличаются тяжеловесностью: каждое слово выговаривается словно бы с усилием, через преодоление психологического барьера и мужественность, не допускающую жалоб.

Наша полярность поможет почти обессрочить
Миг узнавания в темных и узких воротах.
Помни о нем и меня не тревожь среди ночи.
Днем и подавно: деньские стесняют заботы.

Внутренний конфликт, который привел поэта к трагическому финалу, проявляется в антитетичности отдельных строк: с одной стороны, «перед культом богов и героев/ Неприлично считаться в живых», с другой – «если судить по бабкам да по дедам,/ Так жизнь моя не пройдена на треть». Но «ларьки пивные/ И церквей шатры –/ Светят как иные,/ Высшие миры», напоминая о кратковременности земного присутствия. Всюду в стихах возникает мотив поколенческой преемственности: мертвые уступают место живым. В этом ряду и смерть воспринимается не как трагедия, а как логическая закономерность.

Мы были поэты.
Младенцы, эстеты┘
И, впредь оставаясь уже без ответа,
Меня окликает знакомое: где ты? –
Бессильное эхо нездешнего света.

Колебание между жизнью и смертью, попытка заглянуть за пределы бытийного, потрогать смерть, «на цыпочки привстав», рождает образ перелетной птицы. А далее – галерея воссоздаваемых автором социально дезинтегрированных персонажей: дворник с «блаженным лицом», ветеран, «позабытый, как тапок» и другие «жизнелюбцы и самоубийцы» (приходит на память параллель с Борисом Рыжим – «земная шваль – бандиты и поэты»), противопоставленные глянцевым «одинаковым красавицам» и красавцам. Здесь можно уловить отзвук биографии самого Сергея: он был вынужден трудиться и охранником, и вальщиком леса, и разнорабочим. Поэт умел видеть за простыми типажами метафизический свет: они выступают посредниками между двумя мирами, как и «птичка божия». Все «приходят из темени» и «уходят во тьму», а в перерыве – «ведут бесхитростную жись».


Героем называют того, кто наводит порядок в мире трудолюбивой и бескорыстной работой.
Нико Пиросманишвили. Дворник. 1904. Государственный музей искусств Грузии

Королев, как представитель постромантизма, тоскует по героизации, и тоска приобретает отчетливые формы литературных аллюзий: где-то припоминается гусарская лирика Дениса Давыдова (стихотворение «Что вы, струны, что вы, струны┘» – прямая ритмическая калька со знаменитой «Песни старого гусара»), где-то с почти гумилевским распевом замечается: «И после жизни мы в свое окно/ Из смерти в жизнь заглядываем сами». Герой, по мысли Королева, – тот, кто «рассеивает мглу», наводит порядок в хаотичном мире своей трудолюбивой и бескорыстной работой, при этом «боль свою молчит». Дворник недаром так часто становится персонажем королевских стихотворений:

Побежала метла по плевкам,
По окуркам да по листве.
Вася – гений. Значит, пока
Вася дворничает в Москве.

В тех случаях, когда речь кажется безадресной, возникает обращение к внутреннему двойнику, с которым ведется непреодолимая борьба. Чистая лирика, абсолютным представителем которой является Королев, характеризуется не только трагичностью финала, но и несовпадением биологического возраста с поэтическим темпоритмом. Может быть, это заблуждение, что поэты рано умирают, просто за короткое по человеческим меркам время «чистый лирик» успевает прожить целую жизнь, насыщенную и исчерпывающую весь спектр его возможностей. Вспомним лермонтовское «Я начал рано, кончу ране┘». Из этой же серии и «Сейчас мне двадцать, через день – сорок┘» Сергея Королева. Сорок поэту исполниться не успело – однако прижизненный долг был исполнен, и его последнюю книгу можно назвать важнейшим штрихом в поэзии 2010-х. Очень надеемся, что она найдет своего благодарного читателя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
535
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
526
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
456
В США раскрыта тайна президентского факсимиле

В США раскрыта тайна президентского факсимиле

Геннадий Петров

Конгресс собирается назвать имена тех, кто подписывал указы за Байдена

0
606

Другие новости