0
4637
Газета Поэзия Интернет-версия

28.05.2015 00:01:00

Изнывающие звуки

Тэги: поэзия, лирика, любовь, евтушенко, советский союз, москва


поэзия, лирика, любовь, евтушенко, советский союз, москва Лирический шедевр про белые деревья Евгений Евтушенко написал почти мальчиком. Фото Рафаэля Исмагилова

Зимняя заснеженная Москва. Сугробы и черный лед под ногами. Я иду по Тверской в ее вечерних огнях среди спешащих безучастных прохожих. А в воздухе февраля – протяжными тугими толчками – звучат, мучая и не отпуская, наплывающие звуки: «Окно выходит в белые деревья...»

Я выбрала этот вечер и иду в книжный, потому что в эти дни – юбилей стихотворения, которым теперь совсем неспроста названа книга, – юбилей лирического шедевра, написанного 23-летним поэтом, почти мальчиком, может быть, в такие же февральские дни его молодости, 55 лет назад.

Я решила отпраздновать юбилей стихотворения тем, что сейчас куплю книгу и снова увижу эти стихи на страницах и опять, с подступающим к горлу комом, прочитаю давно знакомые строки.

Сияет Тверская в банковско-супермаркетовско-ресторанном клокотанье своих реклам и, ничего, кроме себя самой, не желая знать, мчится мимо. «Профессор долго смотрит на деревья./ Он очень долго смотрит на деревья/ и очень долго мел крошит в руке...» – поют так же долго и так же медленно и протяжно гласные тянут свою упрямую упорную мелодию повторов. И густые волны эти подмывают зимний воздух улицы, изменяя и ритм ее, и пространство, но это неведомо никому. «Ведь это просто – правила деленья!/А он забыл их – правила деленья!/Забыл – подумать – правила деленья!/ Ошибка! Да! Ошибка на доске!» - отпускает в конце строки свой тягучий текучий ритм мелодия.

Что предвещают, магически ворожа, строки? К чему ведут своим неотвязным наплывом? И замираешь уже в предощущении того, что еще предстоит. И вот они начали повествование, в котором почти и нет сюжета, а только одна музыка сострадания – «Мы все сидим сегодня по-другому,/и слушаем, и смотрим по-другому,/ да и нельзя сейчас не по-другому/ и нам подсказка в этом не нужна./ Ушла жена профессора из дому./ Не знаем мы, куда ушла из дому,/ не знаем, отчего ушла из дому,/ а знаем только, что ушла она».

Простой, кажется, безыскусный, открытый мотив, сколько в нем осторожной бережности и в звуках сколько внимания и заботы. Так говорится – о своем, не о чужом.

Но нет – мотив не безыскусный, он только кажется простым из-за своей внутренней стройности, в нем такая наполненность продленного звука, и тон его уже сам по себе – состояние.

И не жалость, а сопереживание в самозабвенной пластике строки «В костюме и немодном, и неновом, –/ как и всегда, немодном и неновом, –/ да, как всегда, немодном и неновом, – с мучительной настойчивостью повторяет мелодия рыдающим звуком, – спускается профессор в гардероб./ Он долго по карманам ищет номер:/ «Ну что такое? Где же этот номер?/ А может быть, не брал у вас я номер?/ Куда он делся? – Трет рукою лоб. –/ Ах, вот он!.. Что ж, как видно, я старею,/ Не спорьте, тетя Маша, я старею./ И что уж тут поделаешь – старею...»/ Мы слышим – дверь внизу скрипит за ним./ Окно выходит в белые деревья…», – взмывает интонация: вот он, катарсис, выброс энергии накопившихся изнывающих звуков, подготовленный ровным плато многократных «и», – божественный катарсис, такой редкостный вообще для стихов: «в большие и красивые деревья,/ но мы сейчас глядим не на деревья,/ мы молча на профессора глядим». Сколько времени сердца уделено, потрачено на эту упоительно ноющую мелодию, на это сострадание, на его текучесть и протяжность, на эти наплывы рыдающего воздуха. И какая изумительная и тревожащая мера недосказанности.

И вот я у входа в магазин. Черный лед и сугробы. И тепло больших сияющих залов с множеством книжных полок и пластиковых книжных стендов, вынесенных ближе к центру, которые представляют, рекламируя, самый ходовой товар.

Я прошу мне дать книгу Евгения Евтушенко, говорю, как она называется, и сразу чувствую, что продавщица чуть в растерянности. Но по телефону мне сказали, что книга есть. Семеня и исчезая за тяжелой дверью, ведущей куда-то в подвал, девушка надолго пропадает.

Я терпеливо жду. Но ее все нет и нет, и ожидание уже превышает все допустимые сроки.

Тогда я подхожу к прилавку с кассой и прошу помощи. В этот момент продавщица появляется из-за тяжелой подвальной двери, но, к моему удивлению, с пустыми руками.

Она подводит меня к полке совсем крохотного углового закутка, который и есть поэтическая секция, и, неуверенно пошарив глазами, снимает и протягивает мне книгу. «Сколько у вас экземпляров?» – спрашиваю я. «Два», – слышу в ответ. «Всего два?!.» – не верю ее словам. Этого не может быть!.. Ведь это центральный книжный магазин...

«На каждой есть стихотворная авторская надпись...» – не обращая внимания на мое ошеломленное восклицание, продолжает девушка. – Вы можете любую выбрать...» «А почему у вас только две книги?..» – слабая, чуть кривая улыбка обиды сводит лицо.

Но продавщица уже вежливо ускользнула. И я одна в крохотном угловом закутке секции поэтических сборников... «Уходит он, сутулый, неумелый,/ какой-то беззащитно неумелый,/ я бы сказал – устало неумелый,/ под снегом мягко падающим в тишь./ Уже и сам он, как деревья, белый,/ да, как деревья, совершенно белый,/ еще немного – и настолько белый,/ что среди них его не разглядишь...». И снова сострадание повторами самозабвенно настаивает и отстаивает... И бессознательная поэтическая интуиция «надзирает» за Музыкой.

Я выбираю книгу с надписью, которая мне больше понравилась, расплачиваюсь и выхожу на проспект. А мелодия стихотворения, та мелодия, единственные звуки которой невозможно перевести ни на один другой язык, одиноко поет и плачет и над собой, и над старым профессором, и над всеми нами, и я плачу, неся книгу в магазинном фирменном пакете.

А Москва, леденея в ночной мгле, безучастно и невозмутимо грохочет и мчится мимо в клокотанье своих реклам, не желая знать о беззащитной музыке наших слез. 

Москва–Сиэтл, штат Вашингтон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1476
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3803
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2135
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2400

Другие новости