0
2561
Газета Поэзия Интернет-версия

24.12.2015 00:01:00

Славянский распаренный бык

Тэги: поэзия, война, европа, лев толстой, сибирь, берлин, жуков


поэзия, война, европа, лев толстой, сибирь, берлин, жуков

И шея лиловая бычья надрезана белой каймой. Валентин Серов. Похищение Европы. 1910. ГТГ

В книге Юрия Влодова (1932–2009), неоднозначного трагического поэта, творчество которого на протяжении долгих лет было известно лишь узкому кругу читателей (а между тем его отмечал Борис Пастернак), собраны стихи о войне. Выход книги приурочен к 70-летию Победы. Как писала в «НГ-EL» вдова поэта Людмила Осокина: «Влодов, конечно же, не воевал, поскольку в годы войны был еще подростком, но тем не менее войну он видел, он попал с матерью в оккупацию в Харькове, потом они эвакуировались в Сибирь. Он был ребенком войны, она изломала всю его последующую жизнь, всю его судьбу». Ярко, остро и лаконично можно об этом прочесть в первом же стихотворении сборника: «Война распяла детство,/ Оставила наследство:/ Скупую емкость фраз,/ Почти звериный глаз,/ Сверхбдительный рассудок,/ Отравленный желудок,/ Горячий камень сердца/ И дух единоверца.../ И нет моей вины,/ Что я – поэт войны!» И Влодов действительно поэт войны. Достаточно послушать, какая горькая оголенная правда войны звучит в его строках: «Бьет из пушки профессор физмата,/ Как заправский какой душегуб,/ И невинное облачко мата/ С черно-белых срывается губ./ Орудийная смолкнет болтанка,/ И оттают – потом, по весне –/ Мертвый след непомерного танка/ И лучистый околыш пенсне». Правдиво, жестко, лаконично. Скупой и точный поэтический концентрат истории.

книга
Юрий Влодов. Летопись.
– М.: Время, 2015. – 128 с.
(Поэтическая библиотека)

Людмила Осокина отмечает стихотворение «Жуков». И, пожалуй, лучше, чем критик Евгений Сидоров, слова которого она приводит, об этой вещи не скажешь: «Поздно, только что, близко, в лоб столкнулся со стихами Юрия Влодова. Неизвестными диссидентскими афоризмами из подполья хорош он. А стиховой отвагой, как вот в этом портрете маршала Жукова на фоне поверженного Берлина: «Хмелеет в припадке величья,/ От славы – глухой и немой,/ И шея – лиловая, бычья –/ Надрезана белой каймой./ В гранитные латы его бы,/ Чтоб в камне остыл, пообвык!/ Хмельной похититель Европы! –/ Славянский распаренный бык!» Поступь стиха напоминает лермонтовский «Воздушный корабль», тут же след знаменитого античного мифа. Но какая своя, влодовская живопись, каков образ русского беспощадного Бонапарта, в котором сквозь крестьянскую плоть вдруг оживают дух гулевого боярства и тучная, нерассуждающая стать истории! Хорошо, ничего не скажешь. И как бы ответ (вровень) известному стихотворению И. Бродского». Нельзя не согласиться, что в каждом образе, зарисовке (а цитировать хочется каждое стихотворение!) прорастают богатырская мощь, душевность, трогательная угловатость русского народа: «…И с боем взяли тот музей,/ События круша!../ А дальше что? – Толпись, глазей,/ Коль в сердце есть душа…/ Фигурный стол. Резной диван/ Облезлый клавесин…/ Запоминай, солдат Иван,/ Ткачихи Клавы сын!» Не случаен в книге раздел «Портреты» (Исторические зарисовки)», где собраны, портреты царей, полководцев, поэтов и прозаиков: осмысление войны приходит, когда поэт пропускает историю сквозь себя, влезая в шкуру ее персонажей: «В двери – скреб-скреб... В окна – тук-тук:/ – Лев Николаевич! К заутрене не пройдете?../ Вскочил голиком и гаркнул, как мощный петух:/ – Да сгинь ваша церква в коровьем помете!/ В ханжеском храме молитву гнусят назубок…/ Поп с похмела изрыгает акустику чрева…/ А в графьей каморе двое – Толстой и Бог, –/ Оба босые, всклокоченные от гнева!..»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Тюремной системе полностью отдали контроль над УДО

Екатерина Трифонова

Осужденные получат свободу с большим числом условий, возвращать за решетку можно будет действительно досрочно

0
969
Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Ускоренное строительство жилья спасет экономику

Михаил Сергеев

В академической среде предложили план роста до 2030 года

0
1405
КПРФ объявляет себя единственной партией президента

КПРФ объявляет себя единственной партией президента

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Предвыборную риторику левые ужесточают для борьбы не за власть, а за статус главной оппозиции

0
1238
Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Сорвавший заказное убийство Андриевский стал жертвой мести

Рустам Каитов

Приговор Изобильненского районного суда заставил обратить внимание на сохранившееся влияние печально известных братьев Сутягинских

0
1115