0
2619
Газета Поэзия Печатная версия

08.12.2021 20:30:00

В клетке собственного «я»

Звездное небо, волк-одиночка и письма попугаю

Тэги: поэзия, москва, подмосковье, путешествия, небо, человек, попугай, бродский, пастернак, надежда мандельштам


поэзия, москва, подмосковье, путешествия, небо, человек, попугай, бродский, пастернак, надежда мандельштам И вышел в облака… Фото Евгения Никитина

Стихи Глеба Шульпякова – это прежде всего попытка взглянуть на себя со стороны через окружающий мир и вещи, его населяющие, войти в этот мир и обосноваться в нем. Вот почему он просто немыслим без ландшафта и собственного дома где-нибудь на краю Вселенной (кстати, он у него есть на Валдае), и над всем этим – космос огромный, непостижимый, но равнозначный жизни, потому что человек – это тот же космос.

Звездное небо над головой Глеб способен увести в горницу в ненастную погоду и размышлять о нем, отогреваясь у растопленной печки. По сути, Глеб Шульпяков – отшельник, волк-одиночка, оторвавшийся от стаи. И если его прозаическая ипостась влечет его в мир (Глеб – путешественник и повидал немало, желание увидеть как можно больше вполне естественно для прозаика), то поэтический мир требует уединения. Начав, в общем-то, с довольно открытых стихов, Глеб все более усложнялся. Книга стихов «Белый человек», изданная к 50-летию автора, дает развернутую ретроспективу поэтического пути.

Обретение собственного голоса – процесс долгий и сложный, да и обретают его единицы. Тем интересней проследить, как из поэта Москвы и Подмосковья полуурбанистического направления Шульпяков перерождается в поэта, который этот город и комфорт, с ним связанный, стремится покинуть и зажить простой, подчас трудной мужицкой жизнью. А жизнь эта не чурается топора и пилы, она заставляет прежде всего ценить время, планировать каждый час. Из той же породы Михаил Тарковский. Обычно все происходит иначе, движение творчески одаренных личностей от периферии к центру. Но Глеб-то четко уяснил, что в России центр – на периферии. Чем меньше информации получает мозг, тем сильнее работает воображение. Поэта точит творческая мысль, но какое-то звено выпадает. Поколол дрова, поговорил с соседом, заварил чай, совсем забыл о первоначальных планах. Вдруг стук в дверь – никого. Вспышка – вот оно! Все сошлось, все звенья на месте, садись и пиши. Хотя стихи Шульпякова состоят порой из разномастного, далеко отстоящего друг от друга материала. Примерно так мне представляется механика написания стихов Глебом, которая в соединении звеньев переходит в органику.

Тут мне вспомнилось изложение принципа написания стихов Санжаром Янышевым: «Нужно образно и словесно как можно дальше уходить от темы, но, уходя от нее, возвращаться к ней уже абсолютно обновленным». «Так пел я, пел и умирал. И умирал, и возвращался к ее рукам, как бумеранг, и – сколько помнится – прощался», – примерно по такой поэтической формуле Пастернака… Не чужд ей и Глеб.

Надежда Яковлевна Мандельштам писала: «Поэт с резко выраженными этапами осужден на то, что читатели, освоившись с одним периодом, не примут другого». И хотя в стихах Шульпякова первая строка никогда не знает, чем закончит последняя, стихи в сборнике «Белый Человек» – это развернутый свиток из одного времени в другое. В каждом поэт узнаваем, если и есть деление, то это лишь в названии сборников, включенных в главную итоговую книгу. Читая ее, видно, как, начиная с больших новеллистических форм, Глеб становится все более лапидарен, преодолевая груз прозаического наследства.

Индивидуальный стиль его формируется где-то к сборнику «Письма Якубу». По аналогии с Бродским – «Письма римскому другу», но тут письма птице, попугаю с библейским именем Иаков. Почему птице? Потому что так, видимо, писать вернее, размышляя о мире, думая о птице в клетке, и еще потому, что куда бы человек ни ехал, клетку своего «я» – своего «первородства» – ему (по признанию автора книги-эссе «С запада на восток») приходится тащить с собой. Из этой клетки никуда не денешься, не сбежишь. Все, что написано до этого, безусловно, имеет свою ценность: «CAMDEN TOWN», «Запах вишни» и особенно «На старом кладбище в Коломенском», стихи значимые.

Но о чем я хочу сказать? Знавал я одного редактора, его аргументы и основной довод заключался в реплике:

– Да ведь это уже было!

– Да ведь все уже было, – встречно ответствовал я.

– Все, да не все – это как сказать, по-новому, даже вечная рифма «кровь – любовь» в ином контексте может прозвучать совсем свежо.

Подлинный поэт идет всегда чуть-чуть с опережением от остальной поэтической массы, будь то в усвоении новых языковых кодов, в улавливании трансформации языка или в построении строфики. Темы-то у нас одни и те же. Главное – не повторяться.

46-14-11250.jpg
Глеб Шульпяков. Белый человек:
избранные и новые
стихотворения.– М.: Время,
2021. – 100 с.
(Поэтическая библиотека).
Вот мы и подобрались к вопросу обретения голоса. Лучшие стихи поэта Глеба Шульпякова, как мне кажется, сосредоточены в сборнике «Саметь» – самому сильному в итоговой книге. Самое ценное в нем – это напряжение мысли, заставляющее читателя на каком-то этапе включать свое, независимое от прочитанного сознание, соавторскую мысль. Важно не то, что в объективе, важно то, что не умещается в перспективу: если человек скрылся за линией горизонта, это не значит, что его нет. Чем шире мир, тем понятнее стремление сказать о нем кратко и объемно. В двух четверостишиях (такова длина дыхания в сборнике «Саметь») уместилось удивительно много. Одно стихотворение из сборника позволю себе процитировать полностью:

такой-то век, такой-то год

– такого-то денька

и вроде бы ни капли в рот,

а вышел в облака

слепил из перистых суму

и посох кучевых

и если б сделал по уму –

остался бы в живых

(Пунктуация авторская)

Стихотворение единственное в своем роде. (Так еще никто не писал, ну, пожалуй, за исключением Георгия Иванова: «мертвый проснется в могиле»...) О чем оно? Сожаление о жизни, которую упустил, растерял, в результате умер? Сожаление героя, который живет одновременно на земле и на небе? Сожаление сгустка мысли о жизни через смерть. Вот и великий Костомаров писал: «Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты». Стихотворение по форме напоминает недописанную фреску пунктуацией, неправильностью построения фразы – посох кучевых (правильно – посох из кучевых). Здесь это совершенно неважно, все работает на мысль, на удержание ее. В этой недописанности и заключен основной нерв стихотворения. К мгновенности выражения автор пришел через долгие размышления о важности каждого действия и неслучайности последствий. Дальше именно за этим стихотворением о бренности бытия следует стихотворение, воспевающее жизнь, два четверостишия о хрупкости существования:

лопухи ли папоротник рыжий

или безымянною травой –

ночью дождь ощупывает крыши

проверяет, есть ли кто живой

– мой сверчок цикадами

разбужен

мирт ли, кипарис, одна душа

беззастенчив он и безоружен.

и поет на кончике ковша.

Пунктуация автора, который, пренебрегая нормами русского языка, как бы заявляет нам: язык – я и есмь. Правильно не как надо, а как чувствуется. В этой непосредственности восприятия и есть новизна в нашей литературе поэта Глеба Шульпякова, его обретение голоса, к которому он шел непростой дорогой длиной в 50 лет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спортсмены добывают рекорды

Спортсмены добывают рекорды

Татьяна Астафьева

Триатлонисты "Роснефти" продемонстрировали свой уровень подготовки в "Крылатском"

0
650
Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
1140
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
2153
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2564

Другие новости