![]() |
Поэт, офицер, воин и странник Павел Булыгин. Фото из книги «Янтари земли Гороховецкой». М., 2024 |
И при всем этом Павел Петрович все время писал стихи. Пронзительные, искренние. Конечно, обращенные к России. «…Мне пальмы не нужны… / Верни меня России, Боже! / Мне иволга родимой стороны / Всех райских птиц сейчас дороже». Тоска по русской земле буквально звенела в его строках. Ярких, мощных, во многом написанных под влиянием Гумилева. Что ж, и в судьбе у них было немало общего. И еще строфы Булыгина своими видами экзотических стран, куда его забрасывала жизнь, порой напоминали Вертинского: «Я устал от тоски по родному, / Я здесь слишком уж, слишком чужой, / Мне все снится, что еду я к дому, / По дороге знакомой такой. / Огоньки занесенной усадьбы… / Наши звезды и светят нежней, / Хорошо мне сейчас подремать бы / Под скрипучую песню саней. / Я люблю наши светлые дали, / Ясность мысли и свежесть лица… / Путь далек мой, едва ли, едва ли, / Он меня доведет до конца».
Поэт, офицер, воин, странник – сколько всего слилось в этом удивительном человеке. Те, кто был рядом с ним на фронте, вспоминали, что для него как будто не существовало ни пуль, ни снарядов. Солдаты вообще считали Булыгина заговоренным. За бои в составе Петроградского полка он был удостоен ордена Святой Анны. Вдовствующая императрица Мария Федоровна неоднократно благодарила Павла Петровича за свое спасение. Да и все, кто встречал Булыгина в самых разных странах и обстоятельствах, поражались его спокойному мужеству и выдержке.
Среди рева гиен и криков обезьян Павел Булыгин не переставал возвращаться на Родину. Правда, только в стихах: «Солнце прячется вниз за осоками. / От зари разрастается тишь. / Отчего ты такая далекая / Отчего ты так долго молчишь. / Днем здесь небо горячее, синее. / Попугаи в лимонах кричат… / У тебя же в серебряном инее, / Замороженный, стынущий сад».
Стихи Булыгина иногда публиковались на страницах русских эмигрантских газет и журналов, но сборник вышел при его жизни лишь один раз. Эта книга увидела свет в 1922 году. После смерти поэта его вдова издала в Риге еще один сборник. Он назывался «Янтари». Затем на долгие годы читатели на родине поэта были лишены возможности прикоснуться к этой необычайно интересной поэзии и судьбе. Положение изменилась после перестройки, когда за дело взялась внучатая племянница Булыгина москвичка Татьяна Максимова, недавно, к великому сожалению, ушедшая из жизни. Она опубликовала несколько книг стихов и очерков поэта. Житель Гороховца Андрей Князев выстроил часовню на месте взорванного храма, где когда-то крестили Павла Булыгина, издал книгу стихов и прозы самого поэта и его отца, литератора Петра Булыгина – «Янтари земли Гороховецкой. Петр и Павел Булыгины» (см. «НГ-EL» от 11.09.24). И недавно выпустил диск «Мой полдень. Песни на стихи Павла Булыгина». Произведения поэта там читает Никита Высоцкий, одну из баллад исполняет народный артист России Александр Домогаров. Музыку написал музыкант Александр Самойлов. Наследие Павла Булыгина возвращается.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать