0
512
Газета Наука и технологии Печатная версия

09.12.2025 17:40:00

Что должен знать настоящий историк

Дипломатия великих европейских держав в конце XIX века в работах профессора Льва Шнеерсона

Михаил Стрелец

Об авторе: Михаил Васильевич Стрелец – профессор, доктор исторических наук.

Тэги: история, историк, шнеерсон


18-10-2480.jpg
Профессор Лев Шнеерсон постоянно
напоминал своим студентам: «Не забывайте,
что 99% событий имеют причины
и следствия».  Фото с сайта hist.bsu.by
В истории белорусской и советской высшей школы значительное место занимает имя выдающегося ученого, доктора исторических наук, профессора, заслуженного деятеля науки БССР Льва Михайловича Шнеерсона. Выпускники Белорусского государственного университета конца 1930-х – начала 1990-х годов, коллеги профессора единодушны в его оценке как классика исторической науки, которой он беззаветно служил свыше шести десятилетий.

26-летний профессор

Будущий ученый и педагог родился 13 декабря (26 декабря по новому стилю) 1910 года в российском городе Челябинске. С 1930 по 1934 год учился в Ленинградском институте истории, философии, литературы и лингвистики – легендарном ЛИФЛИ. Следующие три года отмечены новой ступенькой в его образовательных университетах: аспирантурой Ленинградского университета. После окончания аспирантуры Л.М. Шнеерсон был направлен на преподавательскую работу.

Преподавателем Белорусского государственного университета он стал в 26-летнем возрасте и проработал в этом вузе до 1994 года, то есть 57 лет. Из них 51 год Лев Шнеерсон возглавлял кафедру новой и новейшей истории. Все это время ученый и педагог входил в состав совета исторического факультета, заседания которого использовал для постановки важных вопросов на предмет повышения эффективности учебного процесса.

Лев Михайлович читал блестящие лекции по курсу новой истории. Читал блестяще! А кроме того, он вел увлекательные авторские спецкурсы по истории международных отношений. Под его руководством студенты готовили курсовые, дипломные работы, делали первые шаги в науку. Педагог скрупулезно вникал в каждую работу, что в итоге предопределяло конечный результат. Ученый и педагог написал также ряд весьма удачных учебно-методических пособий.

Некоторое время Лев Михайлович был вовлечен и в сферу среднего специального образования. В 1941–1943 годах он проявил свои организаторские способности в качестве заместителя директора Нижнетагильского учительского института.

Впечатляют его научная деятельность и вклад в историческую науку. Шнеерсон вошел в историю как основатель белорусской научной школы исторической германистики – направления, посвященного изучению истории Германии и Европы Нового времени. Его кандидатская диссертация, защищенная в 1946 году, стала первой в белорусской историографии работой по всеобщей новой истории (тема «Франко-прусская война 1870–1871 гг. и общественное мнение России»).

В 1963 году Шнеерсон успешно защитил докторскую диссертацию по истории международных отношений XIX века («Австро-прусская война 1866 г. и дипломатия великих европейских держав (из истории «германского вопроса»). По теме диссертаций опубликован ряд монографий. Эти фундаментальные исследования заложили основу для активного изучения новой и новейшей истории Западной Европы в Белоруссии. Развивая данное направление, ученый исследовал также ряд других сюжетов всемирной истории: новейшую историю стран Запада и Востока (США, Великобритании, Турции, Ирана и др.), историю международных отношений и проблему объединения Германии во второй половине XIX века.

Почему Париж и Петербург

Подробнее надо рассказать об упомянутой выше докторской диссертации этого ученого. Костяк диссертации составляла одноименная монография: Шнеерсон Л.М. «Австро-прусская война 1866 г. и дипломатия великих европейских держав (из истории «германского вопроса»)», изданная в Минске в 1962 году.

Как ученый Лев Шнеерсон был сконцентрирован на проблемном комплексе, связанном с первым объединением Германии в 1871 году, а также месте и роли бисмарковской Германии в системе международных отношений соответствующего периода. Львом Михайловичем осуществлена системная реконструкция дипломатической истории австро-прусской войны 1866 года. Он рассмотрел австро-прусскую войну как важный фактор в развитии международных отношений второй половины 60-х годов XIX века. Выяснилось, в частности, как исход этой войны повлиял на расстановку сил в Европе, какие новые международные проблемы возникли в связи с победой Пруссии.

Интерес представляет вопрос: почему соискатель докторской степени уделил преимущественное внимание линии Парижа и Санкт-Петербурга? В автореферате диссертации Лев Шнеерсон подчеркивает, что объяснение надо искать в «состоянии источников, доступных автору, и самой сути завязавшейся вокруг внутригерманского столкновения дипломатической борьбы великих держав».

В архитектонику диссертации органически вписывался тот факт, что профессор «довольно много места отвел характеристике внутригерманских отношений». Он исчерпывающе разобрался в «завязке и развитии австро-прусского конфликта на фоне складывающейся в Германии революционной ситуации».

18-10-1480.jpg
Обложка книги Льва Шнеерсона
«Из истории русско-прусских
и русско-французских отношений
в 1867–1871 гг.» Минск.
Изд. БГУ им. В.И. Ленина
После защиты диссертации в сухом остатке оказались результаты анализа «движущих сил национально-объединительного движения в Германии в свете марксовских положений о двух путях ее объединения. Соответственно этому потребовалось задержать внимание и на внутриполитической борьбе в Пруссии и Австрии в той мере, в какой эта борьба влияла на развитие германской проблемы».

Хорошо известно выражение Владимира Ленина: «Политика есть концентрированное выражение экономики». Лидер Октябрьской революции сформулировал тем самым опору для дальнейшего исследовательского процесса, осуществляемого Львом Михайловичем. В Париже и Лондоне отлично понимали, что создаются предпосылки для появления сильного игрока в международном экономическом интерьере.

Читатель диссертации, по словам Шнеерсона, получает «представление об экономическом развитии Пруссии и Германии в целом . Какие потенциальные угрозы экономической конкуренции скрывались для Франции и Англии в возможности объединения Германии и ускорении темпов ее индустриализации. С другой стороны, на экономической почве возникали противоречия, в той или иной степени влиявшие на позицию государства по отношению к участникам германского конфликта и к существу самого спора, а также на позицию и настроения различных общественных кругов этих стран».

Будучи историком, политологом, экономистом в одном лице, Лев Михайлович обстоятельно «выясняет экономические мотивы недовольства русской буржуазии близостью с Пруссией, прослеживает некоторые направления развития русско-прусского экономического соперничества и вместе с тем выясняет, какие прослойки господствующего класса были экономически заинтересованы в сближении с Пруссией».

Л.М. Шнеерсон учитывал фактор социальных страт, внутренних субъектов политических процессов. Продуктивным оказалось его стремление «определить позицию различных классов и политических групп в вопросах внешней политики и выяснить характер и направление общественной борьбы в этой области». Как отмечал Лев Михайлович, «в отношении России фундаментальная работа подобного рода была проведена Л.И. Нарочницкой, и это облегчало задачу автора, но и здесь потребовались дополнительно некоторые существенные штрихи».

Диссертант убедительно объясняет хронологические рамки исследования: «В качестве начальной хронологической вехи исследования автор избрал февраль 1865 г., когда Пруссия впервые официально выдвинула требования в отношении эльбских герцогств и этим наметилась критическая стадия в развитии австро-прусского спора, приведшего к войне. Хотя война завершилась в августе 1866 г., исследование доводится вплоть до лета 1867 г. Выбор этого рубежа подсказывается учетом следующих обстоятельств: 1. Вызванные войной перемены в Германии юридически оформились только в начале 1867 г. 2. Лишь в Люксембургском кризисе окончательно выявилось крушение французских расчетов, связанных с войной, и вместе с тем в связи с опубликованием тайных договоров между Пруссией и южногерманскими государствами полнее определились масштабы достигнутого прусским юнкерством успеха».

Мнение коллег и оппонентов ученого было единодушным: на очень высоком уровне ученым осуществлена реконструкция дипломатической истории франко-прусской войны, Союза трех императоров.

Историк должен осознавать

Отлично владея рядом иностранных языков, профессор Шнеерсон основательно изучил на языке оригинала многочисленные источники, большинство из которых ранее не вводилось в научный оборот. Это придало убедительную достоверность выводам и оценкам, содержащимся в его книгах, в которых освещались названные проблемы. Привлекают также наличие оригинальной авторской концепции, научная смелость, структурированность, четкость изложения, безукоризненный стиль. До сих пор на его книги ссылаются ученые многих стран.

Лев Михайлович весьма солидно проявил себя и как организатор научных исследований. Он неоднократно был руководителем авторских коллективов, редактировал сборники научных трудов.

Профессор Шнеерсон производил неизгладимое впечатление своим преподавательским мастерством. В связи с этим есть смысл привести следующий отрывок из воспоминаний выпускника истфака БГУ 1961 года, доктора исторических наук, профессора Эммануила Иоффе: «Лев Михайлович любил говорить так: «Конечно, историк должен отлично знать исторические факты и даты. Это аксиома. Но кроме этого историк должен осознавать и знать причинно-следственные связи между этими фактами, должен понимать ход исторических событий в их динамике. Не забывайте, что 99% событий имеют причины и следствия. Если вы этого не поймете, вы никогда не станете настоящими историками».

Студенты считали Льва Михайловича самым справедливым преподавателем. Сегодня трудно даже сказать, как это ему удавалось: не завышать оценок, но и не занижать.

«Прошло уже более шестидесяти лет, как я сдавал экзамены Льву Михайловичу, как сдавали ему экзамены мои однокурсники, – продолжает историк Эммануил Григорьевич Иоффе. – Что запомнилось? Шнеерсон старался не перебивать студента, не останавливать произвольно его ответ, а давал возможность ему высказаться. В тех случаях, когда студент затруднялся с ответом на тот или иной вопрос экзаменационного билета, Лев Михайлович старался его взбодрить и задавал наводящие вопросы. И когда студент находил правильный ответ или в результате наводящего вопроса приходил к самостоятельному правильному выводу, Лев Михайлович испытывал нескрываемое удовлетворение».

Ученый и педагог создал свою школу. Ряд известных специалистов в области исторической науки писали под его руководством кандидатские диссертации. И в СССР, и в БССР высоко оценена деятельность этого человека. Он был награжден орденом «3нак почета», различными медалями. В 1980 году Льву Михайловичу было присвоено звание заслуженного деятеля науки Белорусской ССР.

Прочным тылом для профессора всегда была его семья. Он вспоминал: «В 1935 году я познакомился со своей будущей женой, студенткой филологического факультета ЛИФЛИ, Бертой Бельговой. В этом же году мы поженились, и 15 ноября 1936 года у нас родился сын Вадим. В поселке Сходня, под Москвой, 21 декабря 1943 года родился второй сын Валентин. Бебочка (так звали ее в семье, так стал звать ее я) стала главной моей опорой в жизни, без ее влияния и поддержки я не смог бы сделать многого из того, что мне удалось сделать. Она часто брала на свои плечи решение трудных задач, которые возникали перед нами, перед нашей семьей. Много любви и сил вкладывала в воспитание наших детей и внуков, горячо откликаясь на их нужды. Я счастлив, что встретил ее в своей жизни».

Лев Михайлович Шнеерсон ушел из жизни 7 декабря 1999 года.


Читайте также


Южноафриканский рай для золотоискателей

Южноафриканский рай для золотоискателей

Алексей Соколов

О поразительных красотах, страшных событиях и кульбитах судьбы

0
635
Стрела времени. Научный календарь, декабрь, 2025

Стрела времени. Научный календарь, декабрь, 2025

0
336
Несколько слов о «Слове…»

Несколько слов о «Слове…»

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

225 лет первой публикации поэмы о походе князя Игоря против половцев

0
1381
Заметки о литературном быте сталинской эпохи

Заметки о литературном быте сталинской эпохи

Юрий Юдин

Коллективизация изящной словесности

0
1161