Глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев грозит проверками не только иноагентам. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Новую инициативу об ужесточении финансовых запретов для иноагентов Госдума, возможно, начнет рассматривать на наступающей неделе. Суть предложений пока сводится к мерам, которые позволят Минюсту оперативно получать информацию от банков и госорганов. Например, вместо бумажных отчетов достаточно будет электронных сообщений. Появление такого законопроекта показывает, что прежде введенные ограничения вроде единого рублевого счета иноагента, видимо, не срабатывают. Те, кому средства поступают регулярно, похоже, нашли возможность пользоваться российскими деньгами и за границей.
Поправки в действующие законы «О банках и банковской деятельности» и «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» внесла группа депутатов Госдумы по главе с председателем комитета ГД по безопасности Василием Пискаревым. Среди авторов значится и депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой, который в конце октября прошлого года выступил с целым пакетом предложений о дальнейших ужесточениях, включая финансовые, в отношении иноагентов. Причем как раз в основном тех из них, кто покинул пределы страны после появления соответствующей строчки в реестре Минюста России.
Однако не стоит считать, что нынешний законопроект – это какая-то депутатская самодеятельность. Напомним, что сразу после презентации Луговым мер по настоящей борьбе с иноагентами, например, расширении понятия «госизмена» на действия, совершенные лицом за рубежами РФ, председатель Госдумы Вячеслав Володин сказал, что профильный комитет Пискарева должен поспособствовать реализации данных заявлений в законопроекты. И нынешнюю инициативу спикер Думы уже анонсировал в своих соцсетях. «В ближайшее время приступим к рассмотрению законопроекта, усиливающего контроль за иностранными агентами», – сообщил Володин.
И он подробно пересказал все предлагаемые нововведения: «На сегодняшний день банки обязаны предоставлять в Минюст справки по всем операциям, счетам и вкладам иноагентов на бумажном носителе. Предлагается усовершенствовать механизм обмена информацией, в том числе предусмотреть возможность запрашивать сведения о счетах и денежных переводах иноагентов в электронной форме; обязать банки и органы власти направлять данные о финансово-хозяйственной деятельности иноагентов в течение трех дней после получения запроса Минюста». «Это позволит повысить контроль за денежными операциями иноагентов, а также оперативно реагировать на нарушения ими законодательства», – пояснил Володин, заявив, что «важно пресекать любую противоправную деятельность тех, кто предал нашу страну».
В пояснительной записке к законопроекту депутаты, в свою очередь, подчеркивают оперативность реагирования вообще на все нарушения законодательства в сфере борьбы с иноагентами. То есть не только последними, но и всеми остальными: например, теми работодателями или плательщиками, которые сочли возможным перевести средства не на специальный рублевый счет иноагента, а некоему посреднику или вообще подставному лицу. Именно об этих схемах эксперты и предупреждали депутатов, когда те единодушно голосовали за, как им тогда могло показаться, полную блокировку денежных поступлений из того государства, врагами которого были объявлены эти самые иноагенты. Кстати, Луговой в своем выступлении в Госдуме также заявлял, что единые спецсчета для иноагентов пока нормально не заработали.
Напомним, что сам по себе закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» давно не представляет собой специализированного инструмента по противодействию именно иноагентам. Минюсту уже даны соответствующие полномочия по надзору за исполнением соответствующих норм любым физическим или юридическим лицом. Судя по тому, что и Володин указывает на некую «противоправную деятельность», законопроект Пискарева–Лугового, похоже, представляет собой первый шаг к установлению действительно всеобщего контроля над тем, кто и как участвует в борьбе с иноагентами. И можно предположить, что после получения Минюстом убедительной статистики начнется наказание тех, кто пренебрег нормативными установлениями.

