0
1262
Газета Политика Интернет-версия

02.10.1999 00:00:00

Дыхание "Независимой"

Евгений Ламихов

Об авторе: Евгений Александрович Ламихов - старший научный сотрудник АО "НИИполиграфмаш".


C ДЕТСТВА нас приучали к тому, что все основные события фиксируются прессой - газетами, журналами. Однако стоит оглянуться назад лет на пять-десять (не говорю уже - на двадцать) - и оказывается почти невозможно установить, что же тогда происходило. Речь даже не о том, что было на самом деле, а о том, что писали в тот период в газетах. Еще в школьном возрасте я столкнулся со всякого рода препонами и запретами на освещение целых пластов прошлого. А поскольку на мою жизнь выпало несколько исторических изломов, то ощущение неполноценности информации сопровождало меня долгое время.

На рубеже 80-90-х гг. меня заинтересовали новые периодические издания, их отклик на происходящее. Я понимал, что будет очень интересно почитать эти издания через какое-то время. Уже существовавшие газеты и журналы, несмотря на произошедшие в них перемены, интересовали меня меньше. Они сохраняли инерцию старого, а инерция, как известно, самая труднопреодолимая вещь.

"Независимая газета", естественно, сразу привлекла к себе внимание, особенно в связи с декларированной независимостью. Захотелось проверить: хватит ли у газеты дыхания, чтобы договорить фразу до конца, или на третьем-четвертом слове все оборвется. И мое собрание "Независимой" (хочу напомнить: за каждым номером нужно было ходить, подписки тогда не было!) превысило четыре сотни номеров - а это значит, что до поры до времени я в ней не разочаровывался и получал тот отзвук, на который надеялся.

Пожалуй, самым важным в "НГ" было то, что на ее страницах стали выступать мыслящие люди, которые пишут не под чью-то диктовку и не ради того, чтобы просто высказаться. Чувствовалось, что у авторов есть своя система мировосприятия. Когда материалы таких людей - разных по убеждениям - сходятся в рамках одного издания, возникает ощущение небанальности, а значит - важности его для твоей жизни. Это обстоятельство заставляло меня идти за свежим выпуском, возвращаться к предыдущим номерам, анализировать, проверять прогнозы...

В 1992 г., с началом реформ, в прессе началось перетекание от действительного к желаемому, проявилась ангажированность. "Независимая" создавала у меня ощущение недоговоренности, оборванности фразы на полуслове: я-то вижу, что происходит, а пишущий этого не договаривает. Когда это явление сделалось устойчивым, потребность в каждом номере газеты у меня стала исчезать. Грустно было это сознавать, но между мной и газетой возникла весьма заметная дистанция.

Я допускаю, что случившиеся перемены были формой выживания газеты - ведь именно тогда для печатных изданий встал вопрос: жизнь или кошелек?! Вполне возможно, что смягчение акцентов, даже некоторое лукавство были способом ответить на этот вопрос. Но, с другой стороны, мы должны быть благодарны за то, что газета сохранилась. Было бы страшно обидно, если бы "Независимая газета" чего-то не вытерпела и в результате исчезла. Наверное, ее пути не были прямыми, но ведь и человек никогда не ходит по прямой...

Как бы то ни было, мои отношения с "НГ" пресеклись. Хотя ее позиция по поводу важнейших событий меня интересовала всегда. Я хотел знать, что пишет газета, скажем, по поводу событий 3-4 октября 1993 г. или о начавшейся чеченской войне и т.д. Наши мнения чаще всего совпадали, но газета не "цепляла" меня, как это было в 1991-м.

В течение некоторого времени мне подсовывал "Независимую" мой приятель, который читал ее регулярно, что-то я просматривал, что-то мы с ним обсуждали. И вот с конца 1997 г. я стал заглядывать в газету гораздо чаще. Начал, естественно, с того, что тщательно присмотрелся, ища следы заказа владельца газеты, о чем очень много говорили, и пришел к заключению, что явной ангажированности у "Независимой" нет. Кроме того, я стал наблюдать знакомое по прошлым временам явление: об интересующем меня событии нет ничего ни на радио, ни на телевидении, а в "НГ" есть. А уж в периоды, когда телевидение начинает вешать нам лапшу на уши в немереных количествах, газета оказывалась просто отдушиной в атмосфере нагнетаемого идиотизма. Так с первой половины 1998 г. я вернулся к регулярному общению с "Независимой газетой".

Здесь следует упомянуть о приложениях. Среди них определить приоритеты мне совсем легко. У меня есть такая шутливая самоидентификация - "исполняющий обязанности реликтового книгоящера". Поэтому на первое место среди приложений я ставлю, конечно, "Ex libris". Особняком стоят "Фигуры и лица". Именно с этого приложения возобновился мой интерес к "Независимой газете". "Фигуры и лица" сразу привлекли к себе внимание и сделали мой интерес к газете постоянным. Благодаря им, кстати, в значительной степени поддерживается высокий уровень "НГ" в целом.

Я убедился, что она сохранила марку и продолжает соответствовать своему девизу. В достоинство газете, какая она есть теперь, ставлю то, что она представляет весьма разнообразный круг специалистов, партийных деятелей, политологов, мыслителей. На мой взгляд, сегодня крайне важно не пренебречь какой-то точкой зрения, не вычеркнуть ее просто потому, что не хочешь о ней знать. В этом смысле я считаю "Независимую газету" самым сбалансированным нашим изданием. И еще один важный для меня момент. Осенью прошлого года, после печального 17 августа, когда казалось, что страна сошла с ума, именно благодаря "Независимой" я сумел ощутить, что это не так, возникло пространство, в котором я мог быть свободным от окружающего безумия...

Две тысячи номеров - показатель стабильности. Желаю - в приложение к ней - высокого мастерства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Среди преступников станет больше неграждан

Среди преступников станет больше неграждан

Иван Родин

Более 80 уголовных статей признают основанием для изъятия паспорта РФ

0
793
Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

Астана считает для себя минимальными риски привлечения "Ростатома" к строительству АЭС

0
463
Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Долговая нагрузка бизнеса вернулась к максимуму 2020 года

Ольга Соловьева

Жесткая политика Центробанка не охладила спроса предприятий на кредиты

0
1012
Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Власти и НКО видят систему пробации с разных сторон

Екатерина Трифонова

На гарантированную законом ресоциализацию экс-заключенных не хватает денег

0
861

Другие новости