- Правда ли, что либерализации КЗоТа потребовал МВФ в качестве условия для новых кредитов?
- Проблема нового КЗоТа встала еще во времена перестройки, когда производительность труда в СССР была в 2-8 раз ниже, чем в цивилизованных странах. Шахтерские забастовки 1989-1990-х годов были "покруче" условий МВФ. Но правда и то, что система трудовых правоотношений не соответствовала социальному законодательству цивилизованных государств, а также ратифицированным Россией конвенциям МОТ.
- Какие основные недостатки призван устранить правительственный вариант КЗоТа?
- Старый кодекс не дает гарантий от безработицы, выплаты достойной зарплаты, пенсий, детских пособий. При этом он постулирует около 200 позиций, которые требуют согласования управленческих решений с профсоюзами. В реальной жизни профсоюзы зачастую занимают соглашательскую позицию с работодателем. Сегодня умный работодатель просто не допускает создания профсоюзов. Инструментарий давления на профсоюзы и работников настолько разнообразен, что никакой закон не помогает. Только за 1998 год через российские суды прошло 1,4 миллиона трудовых споров. Причем из 100 процентов случаев восстановления в результате незаконного увольнения в 70 работодатель все равно находит способ избавиться от работников (по 30 процентам просто нет достоверной информации).
- Но из ваших слов следует, что требуется более широкомасштабная реформа трудовых правоотношений, чем принятие нового КЗоТа.
- Главная идея состояла в том, чтобы дать возможность работодателю действовать более гибко в условиях рынка. Одновременно требуется создать комплексную систему гарантий для работника наподобие европейской. В Европе уволить человека несложно, но на его защиту тут же становятся суд, система штрафов хозяина, гласность, ставящая под угрозу репутацию компании, то есть система опасностей для работодателя вплоть до его разорения.
- Что мешает внедрить те изменения, которые вы предлагаете?
- Сегодня мало что изменилось в госструктурах, управлении, экономике, менталитете людей. Сегодня зарегистрировано 3 миллиона юридических лиц, из них около 70 процентов негосударственных предприятий, в которых нет профсоюзов или советов трудовых коллективов. Кроме того, обеспечить защиту работника гораздо эффективнее сможет орган, не зависящий ни от работодателя, ни от профкома. К примеру, можно было бы сделать обязательным согласование норм увольнения с государственной инспекцией труда.
- Какие основные разногласия с другими вариантами кодексов, которые внесены на рассмотрение в Думу?
- За прошедший год большую часть разногласий мы устранили. Остались проблемы с институтом предварительного согласования управленческих и прочих решений трудовых отношений с профсоюзами. Большинство профсоюзов стоит на том, что для них это главное. Вариант КЗоТа, внесенный в Думу правительством, я считаю вариантом компромиссным. Он предусматривает принцип обязательных консультаций с профсоюзами там, где они есть. Предусматривает административную ответственность работодателя за нарушения. Вводит систему мер, которая делает невыгодным для работодателя увольнять человека и чинить произвол. Там, где конфронтация, - проигрывают все.