0
1262
Газета Политика Интернет-версия

02.06.2000 00:00:00

Леонид Драчевский: "Хочу держаться подальше от политики"

Тэги: Драчевский, полпред


Леонид Драчевский.
Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)

- ЛЕОНИД ВАДИМОВИЧ, институт полпредов президента в нынешнем виде раньше не существовал. Прежние представители в регионах выполняли совсем иные функции. В администрации президента тоже нет предельной ясности, как будет строиться работа семерки. В чем конкретно вы видите свои практические задачи и их приоритетность?

- Институт полномочных представителей президента в новых округах - дело новое не только для меня. Оно само по себе новое. Основные цели и задачи прописаны в указе президента и в положении. Не могу сказать, что я в деталях готов описать свою будущую деятельность. Однако надеюсь, что опыт предыдущей работы в управленческих структурах позволит мне принимать нужные решения уже с первых шагов своей новой работы.

- Обсуждали ли вы конкретные шаги с президентом и дал ли он вам какие-либо напутствия?

- Кое-что обсудили. В целом я воспринимаю свою новую должность как интересный вызов судьбы. И благодарен президенту за это назначение.

- Известна, например, позиция Юрия Лужкова: полномочный представитель должен осуществлять "оперативное руководство" на местах, то есть активно участвовать во всей хозяйственной и политической жизни региона. Противоположная точка зрения, в том числе идеологов и разработчиков этой реформы с 1994 года, состоит в том, что полномочный представитель не должен брать на себя "правительственные функции". Он делегирован президентом, который олицетворяет собой скрепляющую силу государства, поэтому должен оставаться "над схваткой" местных, региональных и федеральных властей. Во что вы собираетесь вникать и во что заведомо не будете вмешиваться?

- Одна из задач представителей - координация деятельности федеральных органов власти в регионах. Указом президента предписывается структурирование этих органов в округах. Это не значит, что мы будем ими управлять, - у них уже есть свое подчинение. Речь идет об их согласованной работе, которую и должны координировать полпреды. Так же точно за нами и контроль за соответствием регионального законодательства федеральному. Мы будем также следить за выполнением указов президента, постановлений правительства и реализацией федеральных программ.

С моей стороны было бы легкомыслием утверждать, что я в подробностях представляю себе эту работу. Но несомненно одно - быть в стороне от социально-экономического развития округа в целом и регионов в отдельности было бы неправильным. Да и вряд ли это удастся. Здесь я предполагаю строить работу в тесном контакте с губернаторами, законодательными органами, с местными властями. Решение всех проблем, которые стоят перед округом по всем направлениям, - вот наша общая задача.

- Но каковы же все-таки приоритеты?

- Постоянный анализ и мониторинг того, что происходит в каждом регионе и в округе в целом, - одна из приоритетных задач. Это позволит вовремя улавливать новые угрозы и вызовы и соответственно выходить с предложениями о конкретных действиях. Прежде всего мы должны заняться обеспечением национальной безопасности в широком смысле слова, включая экологию, эффективную экономику, успешные социальные программы, развитие определенных отраслей промышленности, в том числе ВПК, научных центров. Займемся и перестройкой образования в округе.

- Как вы собираетесь делить обязанности с губернаторами и местными властями по этим вопросам?

- Повседневную работу, о которой я говорил, мы будем вести вместе с губернаторами и местными властями. И вместе находить взаимоприемлемые решения. Но мой вклад будет заключаться только в координации деятельности и ни в коем случае не во вмешательстве в функции глав регионов. Я собираюсь отвечать за ту составляющую, которая потребует решения на федеральном уровне. Отталкиваясь от этого, предстоит выстроить всю организационную систему.

- Если губернаторы получат право активно вмешиваться в дела местного самоуправления, то какие трудности для себя вы в этом видите? Первое же обращение снятого мэра в Конституционный суд при действующей Конституции неизменно решится в его пользу, а внесение изменений в Конституцию - процесс длительный. Как же вы собираетесь решать эти конфликты?

- Я думаю, что жизнь все-таки потребует внесения некоторых изменений в Конституцию. Пока же я вижу свою задачу в том, чтобы вместе с законодательными властями регионов привести местные законы в соответствие с федеральными и Конституцией. А в будущем - не допускать несоответствий уже на стадии их разработки.

- Закон о полномочных представителях отдает полностью на их усмотрение формирование собственного аппарата. Из кого и в каком количестве будет сформирован ваш аппарат помощников? Войдут ли туда бывшие представители президента, а если да, то какими функциями вы готовы их наделить?

- Новый аппарат делается из старого. Сегодня существует штат постоянных представителей президента в регионах, приблизительно по пять-семь человек в каждом. То есть всего около 100 человек. Мы действуем строго в рамках этого штатного расписания. Должность представителей президента в регионах упраздняется, а они и их штат становятся сотрудниками аппарата полпреда в округе. Самая большая проблема - перераспределение этих людей, поскольку половина аппаратчиков будет работать в окружном центре, в Новосибирске, остальные - на местах.

- Из кого вы будете набирать своих заместителей и по какому принципу распределять между ними обязанности?

- Это могут быть и местные жители, и специалисты, приехавшие из других городов. С точки зрения специализации каждый будет курировать блок вопросов: кадры, экономику, науку и образование, социальные программы, силовые структуры, общественно-политические организации и так далее.

- Собираетесь ли вы организовать консультативный совет из губернаторов, входящих в ваш федеральный округ наподобие Госсовета?

- Я хотел бы видеть в своем округе подобный совет, куда входили бы главы исполнительной и законодательной властей. Можно будет встречаться раз в месяц в одном из областных городов округа.

- По нашим данным, есть планы создания экспертной группы при вице-премьере Христенко, которая займется выработкой идеологии, стратегии и тактики действий семерки в федеральных округах. Будете ли вы создавать свой аналитический центр?

- Да. Я не могу сказать сейчас, как конкретно он будет выглядеть, но думаю, что он должен состоять из двух частей: работников аппарата и привлекаемых экспертов, особенно с учетом того громадного научного потенциала, которым располагает Сибирь.

- Какие регионы в своем округе вы считаете наиболее проблемными? От кого ждете сюрпризов? Какие губернаторы, на ваш взгляд, наиболее "сложные"?

- Каждый регион имеет свои особенности. Проблема в другом. Сибирский округ - самый большой по площади, он занимает 39,73% территории нашей страны. Он обладает диверсифицированной промышленностью и наукой, включая закрытые города. Для меня многое может оказаться новым с точки зрения управления. Что касается губернаторов, то среди них по определению не может быть простых. Все сложные. Ведь они прошли через горнило выборов и завоевали народное доверие. К тому же губернаторы хорошо знают историю и традиции своих регионов, так что к ним надо прислушиваться.

- Хозяйственная жизнь в границах новых федеральных округов неизменно нарушит старые межрегиональные связи, повлияет на финансовые и даже информационные потоки. Как вы собираетесь это отрегулировать?

- Жизнь расставит все по своим местам в соответствии с естественной целесообразностью. Но уповать только на нее мы тоже не собираемся. Будем решать эти вопросы с местными и региональными властями. В целом я не думаю, что появление окружных структур больно ударит по региональным структурам, а уж тем более приведет к какому-либо их слому. Сила федерализма, на мой взгляд, состоит в том, чтобы каждый регион оставался самостоятельной, мощной и сильной единицей. Мы займемся поиском "золотой середины".

- Есть ли строка в федеральном бюджете, которая будет покрывать расходы аппарата семерки в федеральных округах?

- Да, она существует.

- По какому принципу вы выбираете себе помещение?

- Нам уже предложили в Новосибирске два здания. Окончательное решение еще не принято. Одна из идей - сделать "федеральный дом", где будет располагаться большинство федеральных служб.

- Как часто вы собираетесь бывать в Москве?

- Буду приезжать по мере служебной необходимости.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
371
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
201
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
212
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
197